Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Л. В. Женина, И. В. Рязанов
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
Пермский институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова

ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ:
ФОРМАТ ШКОЛЬНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМ
О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема исторической памяти в социально-гуманитарном знании и создание условий для ее формирования на уроках истории, в частности, тем о Великой Отечественной войне. На основании обращения к феномену «политика памяти» в современной культуре выделяется связь представлений о военном времени в памяти семьи и ее сакрализация средствами школьной истории. Обращение к региональной истории военного времени и использование документов на уроках рассматривается как основа для эмоционального и нравственного воспитания обучающихся.

Ключевые слова. История памяти, сакрализация исторической памяти, память о Великой Отечественной войне, духовно-нравственное воспитание, региональная идентичность, исторические документы о войне.


В последнее время в публицистической и научно-популярной литературе говорят об исторической памяти как о конструкте, который поддается формированию и образной реконструкции в сознании россиян. Этот аспект изучения социальной памяти связан в социальных науках с таким направлением, как политика памяти, и он, как правило, акцентирует внимание на способах и формах ее трансформации [2].

Политика памяти, отражая те или иные господствующие в обществе идеологемы (патриотизм, историческая правда и т. д.), не может существовать сама по себе. Она надстроена на определенном фундаменте, в котором историческая память всегда связана с онтологией и эпистемологией исторического исследования. Например, известный историк П. Хаттон в работе «История как искусство памяти» постулировал: «Если существует история изменений моей собственной памяти, то не происходят ли аналогичным образом и изменение коллективной памяти всего общества» [5. С. 33]. Подобная постановка проблемы указывает на определенный методологический подход к исследованию данной закономерности.

С другой стороны, онтологический аспект вопроса об исторической памяти и способах ее трансформации указывает на феноменологию памяти. Ярким примером может быть подход, представленный французским философом П. Рикером. Он с позиции феноменологической герменевтики анализировал проблемы истории через призму свойственной для человеческой субъективности явлений памяти и забвения [4. С. 21]. Знаменитый вопрос мыслителя «Кому принадлежит память?» является своего рода квинтэссенцией феноменологии исторической памяти.

В исторической науке вопрос об исторической памяти невозможен без ее символической топологии. Классическим примером служит «Пространство памяти» французского историка и мыслителя П. Нора. В духе ницшеанской парадоксальности он утверждал: «О памяти столько говорят только потому, что ее больше нет». Многочисленные так называемые места памяти, которые так усиленно в последнее время пытаются воспроизвести в общественной или коллективной памяти, – это не более чем «распад самого способа исторического восприятия и подмена памяти» [3. С. 17]. Как вечное настоящее память мифологизирует историю и исключает из ее пространства и времени критический анализ произошедших событий.

Десакрализация исторического мифа как раз и указывает на распад коллективной памяти. Не случайно П. Нора утверждал, что память «питается туманными, многоплановыми, глобальными и текучими, частичными или символическими воспоминаниями». В силу чего любые индивидуальные воспоминания неделимы и коллективны, они подчиняются символической сопричастности, которую исследовал в свое время Л. Л. Брюль на примере архаического сознания [1]. Сакрализация памяти как сакрализация истории указывает на коллективные чувства, и они, как правило, помещают воспоминания в область священного. Только так память может быть абсолютной, и только так она может исключать различие индивидуального и коллективного. Сакрализация исторической памяти – это сакрализация образов, которые, по замечанию К. Г. Юнга, должны «привлекать, убеждать, очаровывать, потрясать». Сакрализация памяти формирует систему архаических представлений – это выведение явления или объекта за пределы повседневного. Не случайно мемориальность коллективного российского сознания носит исключительно ритуальный характер. На примере школьного курса преподавания тем (или как вариант: темы Великой Отечественной войны) прослеживаются характерные признаки архаического отношения к прошлому.

Особое отношение к памяти о Великой Отечественной войне актуализируется в школьном курсе истории как в урочной, так и внеурочной деятельности. Формирование коллективной памяти о знаменательных сюжетах российской истории происходит не только в связи с юбилейными датами, но и является важной частью системной работы учителей по реализации воспитательных и образовательных целей обучения в целом.

Основной формой организации процесса обучения по-прежнему является урок, именно на уроках истории, прежде всего, идет формирование целостного образа тотального события Великой Отечественной войны. Важным для данных уроков является духовно-нравственная и воспитательная составляющая: обращение к исторической памяти, сопереживание и сопричастность людям прошлого, сохранение в памяти поколений героических страниц ушедшего. Осмысление значимости действий, переживаний простого человека в условиях военного времени позволяет формировать у обучаемых чувство сопричастности с трагическими страницами истории, понимание условий жизни и труда военного поколения, и в итоге происходит формирование российской и региональной идентичности. Заведение на уровне государственных целей образования формирования гражданской, региональной идентичности важно для самоидентификации каждого ученика, складывания его личностных смыслов.

Региональная составляющая на уроках истории при изучении тем по Великой Отечественной войне приобретает в последнее время особую значимость, чем дальше отодвигаются временные границы прошлого, тем значительнее его пространственное приближение. Целями проведения уроков памяти о Великой Победе все чаще является воспитание уважительного отношения к историческому прошлому своего края, воспитание чувства сопереживания и гордости за людей-тружеников, героические истории страны, в том числе на примере трудового подвига земляков в годы войны.

Создавать условия для осмысления школьниками важности героических страниц российской истории, значения Великой Победы для судеб жителей отдельного региона, страны и человечества в целом без обращения к сюжетам истории родных и близких, так или иначе сопричастных событиям военной и тыловой жизни, очень сложно. «Личные истории победы», интериоризованные школьниками, имеют высокий градус значимости сегодня. С целью сохранения памяти о тех временах ученики включены в исследовательскую и творческую деятельность, в том числе и на основе истории семейных архивов. От коллективной памяти к индивидуальной через символическую ее сопричастность – таков, наверное, основной вектор преподавания истории войны в школьном формате.

Поиск способов приблизить прошлое к современности позволяет учителю использовать разнообразный инструментарий, воздействующий на эмоционально-чувственную сферу ученика. Для учителя истории таким дидактическим средством, безусловно, является исторический источник. Его выбор в соответствии с возрастом и пониманием школьников, яркостью сюжета позволяет создать живой образ прошлого. Именно организация работы с историческими документами, достоверно свидетельствующими о жизни в условиях войны, личные воспоминания, рассказывающие о трудностях жизни населения края в военное время, о чаяниях, надеждах и мечтах о победе позволяет решать эту проблему сполна. Вариантов использования документов в воспитательно-образовательном процессе множество: при организации уроков, элективных и краткосрочных курсов, проектно-исследовательской и музейно-экскурсионной деятельности учащихся, профессиональных проб и др.

Спецификой организации и проведения уроков в нашем крае является акцентирование внимания на региональной истории периода Великой Отечественной войны и опора на документы региональных архивов. Ограниченность урока во времени требует лаконичности в рассказах педагога, важным на уроке является включение школьников в деятельность по работе с историческими документами: прочтение, анализ, осмысление содержания, высказывание своего эмоционального отношения к прочитанному.

Общая идея всех уроков сводится к созданию мотивации, атмосферы погружения в контекст размышлений о событиях периода Великой Отечественной войны, формулирование совместно со школьниками темы и задач урока, создание психологического настроя на восприятие сюжетов героических страниц прошлого нашего края. Наиболее адекватным форматом таких уроков может стать проблемно-диалоговое обучение, формирование творческих групп школьников для работы с кейсами документов, проведение микроисследования в группах на основе представленных текстов документов и заданий, предложенных учителем.

Важным элементом формирования исторической памяти о событиях войны является представление результатов исследований школьников (индивидуальные или групповые работы на уроках или во внеурочной деятельности) для коллективного восприятия и обсуждения каждой группы. Аргументированное построение речевых высказываний на основе прочитанных документов, личностное промысливание и презентационные действия создают особый механизм эмоционального включения в переживания о прошлом других членов класса. Содержательное и эмоционально-личностное отношение к сюжетам истории войны и их отражение на жизни нашего края, высказывание своего отношения к нему важно для современного человека с точки зрения сохранения памяти о героическом прошлом.

Итак, преподавание темы «Великая Отечественная война» в современной российской школе действительно является важным средством сохранения памяти о прошлом, отразившимся в семейных историях всех россиян, и может быть как основой для сакрализации прошлого в общественном сознании, так и фактором воздействия на историческое сознание граждан страны.

Список источников и литературы

1. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М.: Педагогика – Пресс, 1994. – 608 с.

2. Малинова О. Ю. Актуальное прошлое: Символическая политика властвующей элиты и дилемма российской идентичности / О. Ю. Малинова. – М.: Политическая энциклопедия, 2015. – 207 с.

3. Нора П. «Проблематика мест памяти». Франция – память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Тонмеж, М. Винок / Пер. с фр. Дана Хапаева. СПБ.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999.

4. Рикер П. Память, история, забвение / Пер. с франц. – М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004 (Французская философия XX века). – 728 с.

5. Хатонн П. Х. История как искусство памяти // П. Х. Хатонн. – Изд-во «Владимир Даль», 2004. – 424 с.

MEMORY OF WAR: FORMAT OF SCHOOL TEACHING
ABOUT THE GREAT PATRIOTIC WAR

Zhenina Lаrisa V.,
Candidate of History Sciences, Associate professor
Riazanov Iwan V.,
Candidate of Philosophical Sciences, Associate professor

Annotation. The article deals with the problem of historical memory in social and humanitarian knowledge and its manifestation in the context of school teaching about the great Patriotic war. Based on the reference to the phenomenon of «memory politics» in modern culture, the connection of ideas about wartime in the memory of the family and its sacralization by means of school history is highlighted. Reference to the regional history of wartime and the use of documents in the classroom is considered as the basis for emotional and moral education of students.

Keywords. History of memory, sacralization of historical memory, memory of the great Patriotic war, spiritual and moral education, and educational, regional identity, historical documents about the war.