Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Н. П. Тайфёрова
Средняя общеобразовательная школа № 9 им. А. С. Пушкина
г. Перми

ИЗ ПРАКТИКИ РАБОТЫ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ШКОЛЫ № 9
им. А. С. ПУШКИНА г. ПЕРМИ.
ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ
И ЭВАКУАЦИОННОГО ГОСПИТАЛЯ № 2573

Аннотация. В статье освещается работа музея истории школы № 9 с собственными документами военного времени, с документами краевого архива ПермГАСПИ. Цель поисковой деятельности учеников школы 2000-х годов – описать подвиг школьников и их учителей, их повседневный труд и их большое желание помочь своим родителям, своему городу, своей стране, как старались лучше учиться, помогали тем, кому, как они считали, еще труднее: эвакуированным из Москвы и Ленинграда, семьям, чьи отцы воевали на фронте.

Ключевые слова. Эвакуационный госпиталь, раненые бойцы и командиры, комсомольская организация, пионеры, помощь, уход за ранеными, медсестры, сбор вещей для госпиталя, концерты, воспоминания, исследовательская работа.


Мемориальная доска о том, что в здании сегодняшней школы № 9 имени А. С. Пушкина по Комсомольскому проспекту, дом 45, в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., с октября 1941 года по декабрь 1943 года находился эвакуационный госпиталь № 2573, открыта в 1992 году.

В музее истории школы находятся документы, на основании которых ведется исследовательская работа с учащимися: «Годовой отчет школы № 9 за 1942–1943 учебный год», «Отчетный доклад о работе первичной организации ВЛКСМ Молотовской школы № 9 за период с 22 октября 1942 г. по 13 мая 1943 г.». Воспоминания директоров, учителей, учеников за период Великой Отечественной войны также составляют значительную часть документов о Великой Отечественной войне.

Ученики школы в 2005 году начали изучение архивных материалов о эвакуационном госпитале № 2573 в ПермГАСПИ, протоколов первичных организаций ВКП(б), а также открытых партийных собраний с членами ВЛКСМ и МК профсоюза. Узнали, как велась культурная работа в госпитале. Например, о том, что в госпитале выпускалась газета «За здоровье бойца» [1. Л. 3]:
«Распоряжение военного комиссара госпиталя № 2573:
об утверждении редактора стенной газеты госпиталя № 2573.

Параграф 1.

Утвердить название стенной газеты госпиталя № 2573 “За здоровье бойца” и организовать издание стенной газеты при госпитале № 2573; утвердить редактором стенной газеты “За здоровье бойца” тов. Красильникова И. И.

Военный комиссар Карнаухов
Личная подпись / комиссар, член ВКП(б)/».


Узнаем о смене редактора –
«17 июня 1942 года:
Утвердить редактором общегоспитальной стенгазеты тов. Русакову» [1. Л. 17]
Несмотря на тяжелую обстановку в стране, больраненые (слово это я встретила практически во всех документах, в том числе и в находящихся на хранении в музее истории школы № 9) участвовали во всевозможных мероприятиях:
За период с «1.11.41 по 1.02.42 гг.:
с 15.11.41 г. велась работа по организации художественных кружков самодеятельности (2 кружка). Вовлечены могущие играть на инструментах, танцевать, петь и рассказчики.

С 15.11.41 г. по 1.02.42 г. прошло 10 вечеров самодеятельности, обслужено самодеятельностью 1300 человек больраненых. Руководил из больраненых красноармейцев Смирнов. Продемонстрировано 55 сеансов кинокартин (1 сеанс на отделение в неделю). Проводились турниры по шахматам».

Школа № 9 помогала в проведении культурной программы эвакогоспиталю. Только за 1942–1943 уч. г. было проведено 25 концертов в госпитале № 2573. Комсомольцы стали организаторами бригады художественного плаката и лозунга, в состав которой входили комсомольцы Машкинцев, Шилов, Каиров, Юдович, готовили плакаты для школы, шефствующего 260 завода, Камлесосплава, госпиталя № 2573. Комсомольцы Юдович и Новиков в подшефном госпитале показали 40 кинокартин.

В школе существовали кружки: драматический – под руководством Ярославцевой Н. С., литературно-драматический – под руководством Головизниковой Л. А. (для 8–10 классов) и хоровой, художественным руководителем которого был Петров Б. Л. На школьных новогодних вечерах ставили сказку «Морозко» (выпущена к районной и городской олимпиадам детского творчества), проводили вечера народных сказок с постановкой «Золушки», «Красной Шапочки» и др. Артисты выходили для выступлений в госпитали. Систематическое участие в организации концертов принимали комсомолки Рыбакова, Переварова, Быкова, Белецкая, Эскина, Бродская и многие другие.

В школьном архиве хранится «Обращение учителей школы № 9 им. А. С. Пушкина г. Молотова к учителям школ Молотовской области». В «Обращении» ставятся задачи по работе в тыловых госпиталях.

Например, по госпиталю № 2573: «В госпитале провести за полугодие:
А) концертов не менее 20,
Б) киносеансов не менее 30,
В) докладов не менее 15.

Вести работу с малограмотными бойцами. Проводить художественные читки и ежедневно работать в аптеке госпиталя».

Учащиеся берут книги, газеты, журналы для читок в подшефном госпитале из школьной библиотеки, которая их выписывает. В 1941 на 1942 год выписано журналов и газет на сумму 820 руб. Книг куплено на 475 руб. В 1942 на 1943 год выписано журналов и газет на сумму 1129 руб., книг на 1942 год поступило на 700 рублей. Библиотека комплектуется через магазин Когиза и через бибколлектор. Для библиотеки госпиталя собрано из семей художественной литературы 600 книг (библиотека проверяет книги со стороны идеологической и со стороны пригодности). Библиотека работает в учебном классе в третью смену: здесь дети могут готовить уроки. Для интерната при школе, созданного для детей, чьи родители сутками на заводе, эвакуированных, семей фронтовиков, также берутся книги из библиотеки. Библиотека имеет витрину для выставки и вывешивания карт и газет. Еще две витрины в коридоре школы и на улице перед школой для газет.

Пионеры активно участвуют «во всех мероприятиях, проводимых как по линии школы, так и по линии комсомольских организаций»: в госпитале силами пионеров дружины проведено в 1942 году концертов самодеятельности – 20, киносеансов, читок книг, газет, журналов – 55, для пищеблока госпиталя собрано 638 предметов посуды».

Директор школы в годы войны Бокова Мария Власовна, преподавательский коллектив, комитет ВЛКСМ школы, учком (учебный комитет), штаб пионерской дружины – все общественные организации направляли силы на решение задач военного времени. Комсомольская организация с октября по июнь 1942/43 учебного года выросла с 8 до 43 человек – рост в 300 %. Перед приемом в члены ВЛКСМ все проверялись на практической работе. Комсомольцы школы ежедневно по графику дежурили в госпитале № 2573, чистили картофель на кухне, мыли аптечную посуду в аптеке при госпитале, собирали золу для госпиталя. Работали в закрепленных палатах. Например, ученики 9 А класса в «своей» палате № 10 читали книги и газеты больраненым, писали письма их родственникам, дежурили на кухне.

Каждый праздник – 7 ноября, Новый год, День рождения РККА, накануне 1 Мая – обязательно выступали в палате с концертом, раздавали подарки бойцам. Цветы покупали в Ботаническом саду и приносили их в банках в палаты. Работа в госпитале была ежедневной. Школу премировал шефствующий 260-й завод переходящим Красным знаменем. Знамя принимал лучший 9А класс, его комсорг Дима Прозин. Самого Диму завод премировал 50-ю рублями.

Материальная помощь госпиталю № 2573 была следующей:
– к 25-й годовщине Октября, к Новому году, к 25-й годовщине Красной Армии, к Первому Мая учащимися сделано 1000 индивидуальных подарков;
– сделано коллективных подарков школой – на 3000 рублей;
– организовано школой среднему персоналу 3 премии на 1000 рублей;
– подарено книг – 500 экз.;
– подарено посуды чайной и столовой – 638 предметов;
– передано в аптеку госпиталя аптечной посуды – 500 склянок;
– собрано и передано в хозчасть госпиталя для стирки белья больраненых – 700 кг золы.

Когда сегодняшние школьники спрашивают, откуда такие точные цифры? Объясняю: ученики соревновались. Соревнование – это учет, кто больше, кто лучше. Учитывалась обязательно учебная работа. Например, в договоре на соревнование учительницы 9 А Королевой Л. С. с 9 классом 42-ой школы, в договоре на соревнование с бойцами Северо-Западного фронта обязательно учитывалась учеба: не иметь ни одной плохой оценки ко Дню 24-ой годовщины РККА, успевать на 90 %, иметь отличные оценки по военному делу, физкультуре, истории, сельскому хозяйству. Этот класс занимал 1-е место по школе.

«В ночь на первое января 1943 года в пятнадцати палатах госпиталя по инициативе пионеров и комсомольцев зажглись маленькие елочки – их привезли из леса комсомольцы. Украсили и зал. Приготовили свыше 1500 подарков», – вспоминает учительница географии Людмила Степановна Королева, секретарь комсомольской учительско-ученической организации ВЛКСМ школы в годы войны. Она была классным руководителем 9 А класса, комсоргом был Вадим Прозин. В журнале классного руководителя учительница отметила, что в сандружину из 20 девочек класса физически сильных набрано 14. В дружину входили:
1. Сокурова Ираида – командир дружины
2. Кожевникова Елена – политрук
3. Мельникова Вера
4. Седова Изабелла
5. Римская Светлана
6. Боброва Маргарита
7. Опарина Валентина
8. Варгина Вера
9. Селезнева Мария
10. Смирнова Валя
11. Куценко Тамара
12. Дроздов Александр
13. Куц Нина
14. Мизирина Наталья

Сандружинницы принимали раненых на станции Пермь II. Несли дежурство по разгрузке эвакуированных детей из Ленинграда.

Другие ученики этого же класса, эвакуированные, Розенфель Лидия, Малышкова Вера, Кулакова Анна, Еселевич Роза, Щекотова Тамара, Фломенблит Берта, Переварова, работали в эвакогоспитале и два мальчика, тоже эвакуированные из Ленинграда, Дроздов Александр и Гановкер – выступали в госпитале.

Комсомольцы помогали в уходе за ранеными, убирали помещения госпиталя, проводили субботники во дворе, починили 695 пар носков, ежедневно дежурили на кухне по графику.

В день 25-й годовщины Красной Армии больраненые, командование госпиталя, медицинский и обслуживающий персонал выразили свою благодарность в письме, адресованной:
Боковой Марии Власовне – директору школы;
Сазановой Любови Сергеевне – выделенной школой для связи с госпиталем, заведующей интернатной группой для детей фронтовиков и эвакуированных из Ленинграда (группа выросла с 16 до 50 человек);
Бронниковой М. Т., Пономаревой О. Н., Турпановой Т. М., Докшиной А. С. – педагогам школы, Бродской Лене, Новикову Жене, Королевой Рите и еще ряду учащихся.

Госпиталь по праву считал школу своим головным шефом, о чем неоднократно политчасть госпиталя ставила в известность Сталинский райком ВКП(б) г. Молотова.

«Центральный совет Общества Красного Креста наградил за активную работу концертную бригаду пионеров и октябрят нашей школы Почетной грамотой. Только одной этой концертной бригадой было дано в госпиталях 100 концертов. Вручена награда третьекласснице Рите Королевой, участнице всех ста концертов в госпиталях на областном активе Красного креста.

Мы записывали воспоминания не только медсестер, которые трудились в эвакогоспитале № 2573.

9 апреля 2005 года ученицы 11 Г класса Вера Стеценко и Людмила Гомза записали воспоминания учителя математики школы № 9 Анастасии Васильевны Белкановой. Она вспоминала: «Я закончила 25-ю школу в 1940 году, I курс университета (химфак) в 1941 году. Началась война. В университете висели огромные объявления, в которых говорилось, что требовались медсестры…

В госпитале № 3784 в первый раз приняла раненых – чаще всего привозили из Ленинграда; раненых забирали с вокзала Перми II, перетаскивали сами медсестры на носилках.

Госпиталь сначала был в художественном техникуме, затем перевели в школу № 10. Здания школ подготавливали сами медсестры, приходилось топить печи…

В госпиталь часто приходили дети: просто пообщаться, чем-то помочь, но часто для того, чтобы попросить кусок хлеба. Смена длилась 12 часов, в которые медсестер почти не кормили. Работала я в мужском отделении.

В августе 1944 года госпиталь перевели в Белоруссию. Город Мозырь был почти разрушен… Готовили сами для госпиталя уцелевшее здание школы. Одежды катастрофически не хватало. Ходили: халат и платок. Конюх Александр Иванович ездил по деревням, привозил картошку.

9 мая замполит собрал утром медсестер и сказал: «Все, дорогие женщины, Победа! Праздника для вас нет, праздник для наших больных».

В 2005 году, после встречи с Демиденко Татьяной Игнатьевной, старейшим работником ПермГАСПИ, ученица 11 Г класса Виталия Стрекалова подготовила документальный очерк о Клянчиной Валентине Стахеевне, ее матери, учительнице физической культуры школы № 9 до войны. С самого начала организации эвакуационного госпиталя № 2573 в Молотове, в августе 1941 года, до его направления далее к фронту 24 декабря 1943 года Валентина Стахеевна работала инструктором лечебной физкультуры, в документах госпиталя эта должность названа – методист. В годы войны метод лечебной физкультуры вводился в госпиталях, видимо, с этим и связано название ее должности.

Анастасия Герасимова изучала документы по теме «Культурная работа в госпитале № 2573 и помощь в ее проведении учеников школы № 9 им. А. С. Пушкина» в Пермском областном общественно-политическом архиве – теперь ПермГАСПИ.

В Музее была открыта выставка «Медицинские сестры», фрагменты которой сегодня находятся в экспозиции.

Экспонаты музея военного времени становились участниками детских спектаклей.

Изучение событий военного времени продолжается. Внимание исследователей-школьников сегодня обращено на имена медицинских работников, возвращавших жизнь и здоровье красноармейцам, офицерам и политработникам.

Направлением наших дальнейших поисков будет попытка узнать, как сбылись слова ведущего хирурга госпиталя Николая Ивановича Григорьева, сказанные им на открытом партийном собрании о лечебной работе созданного им специализированного госпиталя по лечению ранений в грудную клетку в феврале 1943 года: «Госпиталь берет обязательство вернуть в строй 75 % больных, находящихся на излечении». Мы попробуем узнать, как сложились их военные судьбы после выписки из госпиталя [1. Л. 48].

Список источников и литературы

1. Пермский государственный архив социально-политической истории (ПермГАСПИ). Ф. 80. Оп. 1. Д. 1077.

FROM THE PRACTICE OF WORK OF THE MUSEUM
OF HISTORY OF SCHOOL № 9 NAMED AFTER
A.S. PUSHKINA G. PERM. STUDY
OF THE HISTORY OF INTERACTION OF SCHOOL
AND EVACUATION HOSPITAL № 2573

Taiforova N. P.,
Head of the Museum of School History

Abstract. The article highlights the work of the Museum of the History of School No. 9 with its own wartime documents and with the documents of regional archive. The goal of the search activity of schoolchildren of the 2000s was to describe the feat of schoolchildren and their teachers, their daily work and their great desire to help their parents, their city, their country, how they tried to study better, helped those whom they thought were even more difficult: families evacuated from Moscow and Leningrad, whose fathers fought at the front.

Keywords. Evacuation hospital, wounded fighters and commanders, the Komsomol organization, pioneers, help, care for the wounded, nurses, collecting things for the hospital, concerts, memoirs, research work.