Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

В. Л. Помыткина
Тарский филиал Исторического архива Омской области

ИЗ ИСТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В г. ТАРЕ
В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация. На основе ранее не публиковавшихся источников рассматривается процесс подготовки педагогических кадров в годы Великой Отечественной войны в тылу. Автор анализирует, какими были цели и задачи воспитания студентов в военные годы, с какими трудностями пришлось столкнуться педагогам и учащимся.

Ключевые слова. Великая Отечественная война, педагогическое училище, образование, тыл, патриотическое воспитание.


В октябре 2019 года исполнился 91 год со дня открытия в г. Таре Омской обл. педагогического техникума. С 1939 года это учебное заведение именовалось педагогическим училищем, с 22 марта 1996 года – это педагогический колледж, с 2014 года – Тарский индустриально-педагогический колледж.

Становлению профессионального педагогического образования в Таре способствовала обстановка в стране в целом и в Таре в частности. Как до Октябрьской революции, так и в первые годы после нее большая часть населения нашей страны оставалась неграмотной. На февраль 1921 года в Тарском уезде была 281 школа первой и второй ступеней, в которых преподавало 369 учителей, обучалось 7478 человек. В марте этого же года по уезду насчитывалось уже 300 школ 1 и 2 ступеней, 445 учителей и 7528 учеников [1. Л. 79–86].

Страна остро нуждалась в педагогических кадрах. В учителя шли люди, часто не имеющие специального образования, просто владеющие грамотой. С первых дней Советской власти в Москве, Петрограде и других городах создаются курсы переподготовки учителей, реорганизуются дореволюционные учебные заведения, открываются новые советские вузы. Отвечая требованиям того времени, 23 октября 1921 года в Таре был открыт политехникум. Это имело огромное значение для города и уезда. Он являлся единственным средним профессионально-техническим учебным заведением на весь уезд. Дети, окончившие начальные и семилетние школы, чаще всего не имели материальной возможности продолжить обучение в других городах, а открытие политехникума в Таре делало доступным продолжение образования и решало кадровый вопрос. При политехникуме было два отделения: педагогическое и сельскохозяйственное, именно в этих специалистах уезд крайне нуждался. К сожалению, политехникум просуществовал всего два года и был закрыт в ноябре 1923 г. [2. Л. 56].

Но через пять лет, 3 октября 1928 года, в Таре состоялось открытие педагогического техникума, с 1939 года – педагогического училища. Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война длилась долгих 1418 дней и ночей. Благодаря мужеству и героизму советских солдат Советский Союз одержал в этой войне великую победу. Но победу ковали не только на фронте, но и в тылу. Даже в годы войны, когда все силы и средства были брошены на борьбу с фашизмом, люди недоедали, была введена плата за обучение, в училище продолжались занятия, готовили будущих педагогов и воспитывали патриотов своей Родины.

Первое заседание педагогического совета Тарского педучилища после начала войны состоялось 20 августа 1941 года. Директором училища был на тот момент Турчук Нестор (Нестер) Георгиевич [3. Л. 73]. На повестке дня стояли текущие вопросы: учебный план и занятия с третьими (выпускными) классами, подготовка к новому учебному году. На следующем педсовете 29 октября 1941 года было решено организовать учащихся по классам и выделить им классных руководителей из числа педагогов для ведения воспитательной работы. До этого классных руководителей в училище не было. Учителей распределили по классам следующим образом: Шильникову М. А. дали 3 класс, Миловой М. М. – 2А класс, Кондрацкому Х. Т. – 1 класс, Штальберг А. М. – 2Б класс [3. Л. 74]. Учебные занятия начались лишь 3 ноября. По итогам первой четверти проблемы в учебном заведении были зафиксированы те же, что и в обычных школах, – учителям не хватало часов для занятий, они жаловались на низкую дисциплину и успеваемость учащихся. Решено было проводить два раза в неделю по классам политинформацию. На заседании педсовета 20 ноября 1941 года преподаватель Костенко заявил, что «надо яростно бороться за педкадры, ибо в них после войны будет огромная потребность» [3. Л. 75].

По итогам первого полугодия 1941/1942 учебного года успеваемость учащихся составила 78,8 % по училищу в целом, а в 3 классе 100 % [3. Л. 77]. Третьему классу было вручено переходящее знамя за стопроцентную успеваемость. На совещаниях, проходивших в 1941/1942 учебном году, обсуждались текущие учебные дела, успеваемость, дисциплина. Только по некоторым фразам становится понятно, что время было непростое, ведь шла война. Говорилось о том, что вода для учителей не подвозится, нет мыла, баня не работает ни в училище, ни в городе. Много было жалоб учителей на отключение света, что мешало нормальному ведению уроков, не выпускалась стенгазета, недостаточно хорошо была поставлена библиотечная работа. Заведовал учебной частью училища с 1941–1945 годы Мошкин Антон Матвеевич. По итогам третьей четверти в апреле 1942 года среди учащихся произошел отсев по причине затруднительного материального положения. Все отсеявшиеся пошли работать. Наибольшее количество неуспевающих было в первых классах – успеваемость 60 и 64 %, в третьем классе – 96 %. Не успевали ученики по математике, письменному русскому языку и географии. Хороший результат дало прикрепление слабых учеников к более сильным.

Решались вопросы о материальной помощи некоторым остро нуждающимся ученикам, которые хорошо учились. Часть учащихся имели родственников и родителей, «взятых НКВД» [3. Л. 86]. Это сказывалось на их настроении к учебе. По итогам военного и военно-санитарного дела, которому с этого года стало уделяться большое внимание, неуспевающих не было. Все добросовестно отнеслись к изучению военного дела. Программный материал был усвоен.

По итогам 1941/1942 учебного года по инструкции не должны были быть допущены к испытаниям двое учащихся с неудовлетворительными оценками по четырем предметам. В третьем классе процент успеваемости был равен 100 %. Некоторые учащиеся должны были держать дополнительные испытания по алгебре, геометрии, анатомии и физиологии и истории СССР. Также школьный cовет нашел возможность выпустить ученика Сабаева без испытаний, учитывая его хорошую успеваемость, в связи с призывом его в ряды в РККА. Летом 1942 года директором педучилища был назначен Костенко И. А., так как Нестор Георгиевич Турчук в конце 1941 года был призван в действующую армию. Пройдя военную подготовку в городе Красноярске, в августе 1942 года он был отправлен на Южный фронт. Дома его остались ждать жена Мария Михайловна и двое детей. Но судьба распорядилась так, что вернуться домой ему было не суждено. 28 января 1945 года Нестор Георгиевич погиб смертью храбрых в жестоком танковом бою. За проявленное мужество в боях с немецкими захватчиками Нестор Георгиевич Турчук был награжден двумя орденами Отечественной войны I степени и медалью «За оборону Кавказа» [4. Л. 1].

Занятость учителей в летнее время состояла в поездках с ребятами на работу в колхозы или в работе в городе на сборе мха, либо на ремонте здания училища и в подсобном хозяйстве. Всем окончившим Тарское педагогическое училище присваивалось звание учителя начальной школы. Учащиеся, которые в течение прошедшего учебного года имели хорошие показатели успеваемости, могли рассчитывать на стипендию. По итогам 1941/1942 учебного года лучшими учениками, окончившими педагогическое училище, стали: Коршунова Е., Рябенко Н., Самородова С., Третьякова Н., Чудикова О., Суетина У., Подшивалова М., Калицкая К., Юшкевич В. Этих выпускников рекомендовали на работу в НСШ в 5–7 классы [3. Л. 92].

На новый учебный 1942/1943 год областным отделом народного образования было намечено принять в училище 90 человек. Школьный совет Тарского педучилища посчитал необходимым и возможным увеличить это число до 120 человек. Повестка дня педсовета училища от 29 сентября звучала так: «Главная задача работы педучилища в 1942/1943 учебном году в условиях Отечественной войны» [3. Л. 95]. В новом учебном году по указанию Наркомпросса предлагалось преподавательскому составу выдавать завтрак, обед и ужин без очереди. Материал на уроках нужно было обязательно увязывать с политико-просветительной работой и военным делом. Учащиеся должны были ежедневно проводить политинформации. Во всей работе следовало строго соблюдать режим экономии, например, мела и др. На новый учебный год планировалось, кроме действующего литературного кружка, организовать работу кружков: текущей политики, хорового, физкультурного, исторического, рукодельного. На 22 октября 1942 года работа в училище еще не была налажена: наблюдалось частое отключение света, не было отопления, существовали проблемы с дисциплиной учеников.

Классные руководители для улучшения своей работы должны были посещать своих учеников на дому, в общежитии, проводить беседы, классные собрания. В конце каждой учебной недели староста класса отчитывался, как прошла неделя. Во втором полугодии началась педпрактика, уроки давали во всех начальных школах города в феврале и марте: первые классы – по одному дню, третьи – по одной неделе. Педагоги, преподававшие в училище в 1942/1943 учебном году: Мельдор, Мошкина – русский язык, Гаврилов, Правецкий – математика, Покровский – физика, Шильников, Полович – биология, Озоль – физкультура, Штальберг, Костенко – история, Никулин – педагогика, Аристова – рисование, история, Эмма – литература, Лебедев – скрипка, Кондрацкий – военрук [3. Л. 101]. Из доклада военрука Кондрацкого от 15 февраля 1943 года: «Облоно уже поставило задачу: введение воинской дисциплины на всех роках, это уже повысило дисциплину у учащихся. С апреля пойдет подготовка к лагерному сбору. Подготавливается 50 снайперов, 100 % мальчиков хотят быть автоматчиками, развертывается лыжная подготовка и проч.» [3. Л. 102]. Военная подготовка проходила отдельно с девушками и отдельно с юношами: с девушками – санитарное дело, с юношами – военное. Отметки в большинстве случаев – «отлично». Для набора на 1943/1944 учебный год был разработан ряд мероприятий для привлечения выпускников школ на обучение в училище. С выпускниками школ города 15 мая в училище прошел вечер, на котором состоялось выступление хора, декламация стихов, сценки из пьес, ужин и чай. Присутствовали также и отличники учебы училища.

По итогам 1942/1943 учебного года из 198 учащихся было 54 неуспевающих, из них были оставлены для пересдачи экзаменов осенью 22 человека, на второй год – 8 человек, 170 человек успешно прошли испытания, 40 человек выпустилось. Также педсовет рекомендовал, кого из выпускников следует принимать на работу учителем начальной школы, а кто может преподавать русский язык, математику.

В 1943/1944 учебном году занятия начинались в 7:50 с политинформации, с 8:00 уроки. Было подано для поступления в училище 210 заявлений, и все приняты, во втором классе продолжило учебу 119 человек, в третьем – 62 ученика [3. Л. 110].

Осенью 1943 года студенты училища приняли участие в предоктябрьском соревновании: они собрали посылки школьникам Запорожья (книги, бумагу, карандаши) и к Новому году для фронта (табак, теплые вещи). Кроме этого среди учащихся было развернуто индивидуальное соревнование по сбору посылок. Не забывали и про своих фронтовиков: каждый класс брал шефство над двумя семьями фронтовиков. Осенью этого года были введены стипендии, что значительно повысило успеваемость учащихся и улучшило дисциплину в училище. Было открыто татарское отделение при училище, в нем обучался 21 человек [3. Л. 120].

При училище действовало общество «Смена», в него входило 60 человек, общество было разделено на две секции – пляски и танцев и гимнастическую. После зимних каникул были организованы еще лыжная секция и секция гимнастики для мальчиков. Обществом планировалось проведение культурно-массовых мероприятий к 25-й годовщине Октября и 1 Мая, спортивный праздник [3. Л. 122].

В это тяжелое для народа и государства время, когда шла страшная война, педагогическое училище не только не прекратило работу и продолжало ковать новые кадры для страны, образовательный процесс не был пущен на самотек: в училище внедрялись новые (для того времени) технологии. Было введено классное руководство, большое внимание уделялось методике преподавания, педагогической практике, особое внимание уделялось культуре поведения учеников, как будущих учителей, и конечно, военному делу, в условиях шедшей войны. Многие учителя, выпускники училища воевали на фронте, не все вернулись с поля боя. К сожалению, документов, которые могли бы рассказать о том, как прошел победный 1944/1945 учебный год в Тарском училище, не сохранилось.

В плане учебно-воспитательной работы педагогического училища, написанном более 70 лет назад, говорится: «Учитель должен обладать глубокими знаниями по своей специальности, в совершенстве владеть педагогическим мастерством и являться носителем высоких моральных качеств. Готовить таких учителей, способных успешно решать сложные задачи обучения и воспитания подрастающего поколения, – почетный долг педагогического учреждения» [4. Л. 1]. За время своего существования теперь уже педагогический колледж доказал, что из его стен выходили и выходят именно такие педагоги.

Список источников и литературы

1. Тарский филиал Государственного Исторического архива Омской области (ТФ ГИАОО.). Ф. 127. Оп. 1. Д. 88.

2. ТФ ГИАОО. Ф. 127. Оп. 1. Д. 111.

3. ТФ ГИАОО. Ф. 563. Оп. 1. Д. 4.

4. ТФ ГИАОО. Ф. 478. Оп. 1. Д. 165.

FROM THE HISTORY OF PROFESSIONAL
PEDAGOGICAL EDUCATION IN TARA DURING
THE GREAT PATRIOTIC WAR

Pomytkina V. L.,
Category 1 archivist

Abstract. Based on unpublished sources, the process of training teachers in the years of the Great Patriotic War in the rear is considered. The author analyzes what were the goals and objectives of educating students during the war years, what difficulties teachers and students had to face.

Keywords. The Great Patriotic War, teacher training school, education, rear, patriotic education.