Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

В. М. Исламова
Чайковский историко-художественный музей

ИСТОРИЯ ФОКИНСКОГО ДЕТСКОГО
ДОМА-ИНТЕРНАТА В ВОСПОМИНАНИЯХ

Аннотация. В статье рассказывается о Фокинском доме-интернате. Во время Великой Отечественной войны Фокинский район принял более 3345 эвакуированных из 20 оккупированных и прифронтовых областей Советского Союза. Детские дома для детей-сирот размещались в Фоках, в с. Степаново, с. Альняш, с. Кемуль, с. Сосново и других.

Ключевые слова. Фокинский район, детский дом-интернат, война, эвакуированные, тыл, Победа.


С каждым годом события Великой Отечественной войны становятся все дальше и дальше, но то, что пережил советский народ в те страшные годы, не должно исчезнуть бесследно. Начиная с 1995 года в МБУК «Чайковский историко-художественный музей» работает стационарная экспозиция «Великая Отечественная война в судьбах земляков», в которой авторы попытались раскрыть объективную картину жизни Фокинского района в годы Великой Отечественной войны, а также показать судьбы конкретных людей, ветеранов, тружеников тыла.

2020 год в России Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина объявлен Годом памяти и славы. В связи с этим в «МБУК «Чайковский историко-художественный музей» планируется открытие обновленной экспозиции «Войны XX в: подвиги и трагедии судеб», в которой будет рассказано о мужестве, героизме, подвигах солдат на войне, а также описан трагизм человеческих судеб: жизнь эвакуированного населения, детских домов, школ-интернатов. Основу экспозиции составят подлинные документы, письма, фотографии, награды, воспоминания и дневники военных лет, не публиковавшиеся ранее, что позволит создать полную картину жизни Фокинского района и расскажет о вкладе каждого жителя в общее дело Победы над врагом.

С первых дней войны во всех уголках Советского Союза шла активная перестройка экономики на военные рельсы, изыскивались материальные средства и ресурсы для оказания помощи фронту. К началу войны на территории Фокинского района проживало более 20 тысяч человек. На фронт из Фокинского районного военкомата было призвано 4296 человек, 1888 из них погибли на полях сражений, 200 – пропали без вести [1. С. 28].

Все от мала до велика поднялись на защиту своей Родины. Каждый житель Советского Союза работал на Победу. Тысячи советских солдат мужественно и отважно сражались на фронте, жители деревень и сел ковали и приближали Победу в тылу.

Одной из интересных страниц в истории Фокинского района в годы Великой Отечественной войны является тема эвакуированных. В Фокинском районе на 15 февраля 1942 года насчитывалось 3345 человек эвакуированного населения, которые приезжали из 20 оккупированных и прифронтовых областей Советского Союза, наибольшее количество – из Ленинградской области и Карело-Финской республики [2. С. 14].

Из воспоминаний Марии Алексеевны Могилевской (Мастяевой) 1925 г.р., которая до войны вместе с семьей проживала в г. Москве: «22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Это был страшный день для каждого Советского человека, дети этого сразу не поняли, конечно» [3].

1 июля 1941 г. Мария Алексеевна вместе с младшим братом была эвакуирована сначала до станции Рыбное Рязанской области. Ответственной за отправку в эвакуацию была назначена Ольга Федоровна Леонова, директор 175-й школы г. Москвы. Мария Алексеевна отвечала за девочек и младших школьников. Когда добрались до места назначения, Марию Алексеевну вместе с другими детьми поселили в отдельном доме, в котором они прожили недолго. К началу учебного года учеников 10-х классов перевели в с. Пощупово (Рязанской области), а Марию Алексеевну вместе с братом направили в разные дома-интернаты: ее оставили в Фоках, а брата определили в дом-интернат в 27 км от села Фоки (Молотовской области).

У Марии Алексеевны сохранились теплые и трепетные воспоминания о военном времени. В своем дневнике она пишет: «На всю жизнь я запомнила, как нас накормили первый раз в столовой, горячую гречневую кашу ели с медом, было очень вкусно. Встретили нас сердечно. Разместили на втором этаже клуба. Местные жители очень заботились об эвакуированных детях, кормили три раза в день, стирали белье, при этом дети сами активно помогали взрослым, выполняли посильную работу: работали в колхозе, делали заготовки на зиму, дергали лен, собирали солому в копны» [3].

По окончании учебного года Фокинский дом-интернат немного разгрузили: часть детей отправили в соседние деревни, а учеников 8–10 классов разместили на 2-м этаже в маленьком доме около школы. Тяжелое, трудное время переживала вся страна, но несмотря на это школы работали, дети получали образование. Во время учебного года режим дня был очень напряженным: подъем, зарядка, завтрак, школа. После школы обед и немного свободного времени, подготовка домашнего задания. Перед сном дети обязательно читали. В школах преподавалось военное дело, специальные занятия посвящались изучению азбуки Морзе, много внимания уделялось физической подготовке. В конце каждой недели подводились итоги учебы. Практически все дети старались учиться хорошо, при плохих оценках не разрешалось посещать никакие развлекательные мероприятия, а именно, танцы, которые дети очень любили [4. С. 96].

Однажды в жизни Марии Алексеевны произошел неожиданный случай. Ее младший брат Анатолий (1930 г. р.) совершил побег, решил вместе с другими мальчишками добраться до Москвы. За 40 км от интерната их поймали и вернули обратно. После этого Анатолия и Марию не разлучали и разместили в одном доме-интернате в Фоках.

О школьных годах Мария Алексеевна вспоминает следующее: «Начался 10 класс, учиться много надо было, а электричества в доме не было, топили печку, пилили дрова, таскали воду. Однажды печь закрыли раньше, когда я встала ночью, то упала без сознания, от моего грохота вскочила еще одна девочка и выскочила на лестницу, и там упала. Учительница Мария Андреевна, Радик Дегтярев, Анатолий Мишин помогли девочкам прийти в себя, вывели нас на свежий воздух и остатки ночи заставляли нас двигаться по улице» [3].

После 10 класса Мария Алексеевна вместе с братом вернулась на родину в Москву. В Москве поступила в институт, который вскоре пришлось оставить и помогать родителям. С 1944 г. работала на машиностроительном заводе «Динамо» им. С. М. Кирова. После 1950 гг. была переведена в Министерство электропромышленности, в отдел снабжения. С 1957 г. проживала в Таллине. Награждена медалью «За доблестный труд» и медалью «800 лет Москвы».

Работая над созданием новой экспозиции, сотрудники МБУК «Чайковский историко-художественный музей» изучили воспоминания из дневника Юлии Ивановны Шашкиной (Жуковой), в котором наиболее полно и достоверно описана жизнь детей во время войны в Фокинском районе.

Юлия Ивановна Жукова (Шашкина) родилась в городе Пошехония Ярославской области в 1924 году. В 1930-е гг. ее семья переехала на Урал. Юлия Ивановна училась в средней школе села Фоки, куда в военные годы были эвакуированы дети из Москвы и Ленинграда. Так, в своем дневнике она пишет: «В первое же военное лето и последующие, как только заканчивали учебу, сразу же шли работать в колхозы: пололи, дергали лен, жали, молотили, косили, в общем, выполняли все тяжелые сельскохозяйственные работы. Потом работали на подсобном хозяйстве мелькомбината. Даже не верится, что мы, девчонки, косили, да еще как косили! 40 соток норма была! А лен по 4 сотки убирала каждая. Несмотря на трудности жили весело, дружно. С покоса за 10 км бегали в Фоки на танцы бегом, а в 4 утра снова косить! Для школы заготавливали дрова. Каждому ученику нужно было заготовить по 4 м3.

Учились все хорошо. С агитбригадой ездили по деревням, выступали часто прямо в поле. Главное, что все делали по своей инициативе, никто никого не уговаривал, все же военная обстановка делала нас дисциплинированнее, ответственнее. Для фронта собирали теплые вещи, даже помню, ходили мы по деревням и собирали простые иголки для шитья. Для госпиталя собирали книги, игры. Я отдала шахматы. Очень интересно проходили у нас военные игры поздно вечером. Все были на лыжах, с деревянными винтовками. Соблюдали военные правила и принимали все очень всерьез. Я провалилась в прорубь, чуть не отморозила ноги, но не ушла, не покинула свой секрет, пока не разрешил «командир». В школе собирали деньги для постройки самолета, все сдали по 3 рубля, а я 10 рублей. А сейчас опять собирают для постройки комсомольской танковой колонны, комсомольцы дают по 5 рублей, а я опять 10 рублей. Идет сбор теплых вещей для фронта, я сдала свитер. А для госпиталя шахматы. Я хоть этим немного помогу Родине» [5].

Юлия Ивановна проучилась в Фокинской средней школе с 6-го по 10-й класс. В 1943 г. окончила 10-й класс. «Я считаю, что школьные годы были самыми лучшими в моей жизни!» – пишет она. На протяжении всего времени она активно вела переписку со своими одноклассниками, интересовалась их судьбой и говорила: «Это мне очень дорого!» [5]

В 1988 г. Фокинский детский дом-интернат отмечал свой 50-летний юбилей. В связи с этой датой оргкомитет делал запросы по разным городам, разыскивал выпускников детского дома, обращаясь к ним с просьбой сообщить свои данные и заполнить следующую анкету:
– В каком году Вы поступили в детский дом?
– Сколько лет воспитывались в нем?
– Кого Вы помните из своих воспитателей, сотрудников?
– Поддерживаете ли Вы связь с кем-то из воспитанников детского дома?
– Сообщите о своей работе, о семье.

В фондах МБУК «Чайковский историко-художественный музей» хранится анкета Кокарева Анатолия Михайловича. Анатолий Михайлович Кокарев – бывший воспитанник Фокинского детского дома-интерната. Мальчику было 6 лет, когда его привезли в Фокинский детский дом. Он поступил туда в начале августа 1943 года и прожил до 1945 года. Из воспитателей и сотрудников детского дома в своем письме упоминает Зою Кузьминичну – директора, Валентину Матвеевну – завуча, Софью Гавриловну – пианистку.

По словам Анатолия Михайловича: «Из воспитанников детского дома мне вспоминаются только две девочки: Эмма Бондаренко, наверно, потому, что она мне нравилась, можно сказать, первая любовь! Вторая – Валюшка-помпушка, которую удочерила Софья Гавриловна» [6].

В 1945 году Анатолий Михайлович вместе с другими детьми был переведен в детский дом в селе Аряж (Куединского района Молотовской области), в котором проучился до 1948 года. «В этом детском доме мне запомнился только деспот-директор, звали его Павел Александрович. Деспот, потому что обижал детей. Я два раза убегал из детского дома, плохо жилось мне там» [6]. После войны Анатолий Михайлович переехал жить в Тольятти, женился, воспитывал двух сыновей, работал сварщиком.

Таким образом, изучая материалы из дневников, воспоминаний можно сделать вывод о том, что, несмотря на тяжелое военное время, детям – воспитанникам детских домов-интернатов – уделялось большое внимание. Их обеспечивали одеждой, обувью, детские дома регулярно снабжали питанием. Большую роль при обустройстве столовых, кухонь, комнат для детей-сирот сыграли руководители сельских советов, правления, колхозов, учителя школ. Жители Фокинского района сделали очень многое для того, чтобы эвакуированным детям жилось на чужбине хорошо и комфортно.

Список источников и литературы

1. Якунцов И. А. Урал в годы Великой Отечественной войны (1941–1945). – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1997. – 168 с.

2. Труженики тыла – фронту (1941–1945 гг.). На материалах Фокинского (Чайковского района). Чайковский, 1996. – 41 с.

3. Воспоминания М. А. Могилевской // Архив МБУК «Чайковский историко-художественный музей».

4. Журнал «Народное образование». № 9–10, 1994.

5. Воспоминания из личного дневника Ю. И. Жуковой (Шашкиной) // Архив МБУК «Чайковский историко-художественный музей».

6. Воспоминания А. М. Кокарева // Архив МБУК «Чайковский историко-художественный музей».

HISTORY OF THE FOKIN CHILDREN’S
BOARDING HOUSE IN MEMORIES

Islamova V. M.,
Head of the Department of History, Master of History

Abstract. The article talks about the Fokinsky boarding house. During World War II, the Fokinsky district received more than 3345 evacuated. Evacuated arrived from 20 occupied and frontline areas of the Soviet Union. Orphanages for orphans were located in Foki, with. Stepanovo, p. Alnyash, s. Kemul, s. Sosnovo and others.

Keywords. Fokinsky district, orphanage, war, evacuated, rear, Victory.