Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Н. П. Красноборова
Лицей № 2 г. Перми

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПЛАТФОРМЫ
SELF-TEST.RU ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЯ
«ГОРОДА-ГЕРОИ – СИМВОЛЫ МУЖЕСТВА»

Аннотация. Вызовы, которые сегодня стоят перед системой образования в контексте обучения и воспитания в средней и высшей школе, приводят к большему развитию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. На данный момент в образование включились новые агенты, предлагающие варианты интеграции информационных технологий и предметного содержания, которые можно использовать для достижения образовательных результатов. Данная статья демонстрирует опыт использования адаптивной образовательной платформы SELF-TEST.RU в образовательном процессе на примере проведения соревнования «Города-герои – символы мужества», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Автор данной статьи является разработчиком онлайн-соревнования, в котором за время проведения поучаствовало более 500 человек из 68 организаций 28 городов РФ, Украины и Белоруссии.

Ключевые слова. Города-герои, история, память, дистанционные образовательные технологии, электронное образование, Великая Отечественная война, SELF-TEST.RU.


Образование, неразрывно связанное со всеми подсистемами общества, находится в процессе постоянной модернизации и должно отвечать всем требованиям социальной реальности. В последнее десятилетие вектор развития общественных систем нацелен на информатизацию и цифровизацию, внедрение электронных ресурсов, которые позволяют повысить эффективность их функционирования. Более того, применительно к системе образования вопрос внедрения цифровизации и информатизации проявляется как в нормативных документах различного уровня (например, в Законе об образовании [1], Федеральном государственном образовательном стандарте [2] и профессиональном стандарте педагога [3]), так и на уровне потребности со стороны профессионального сообщества и обучающихся. Электронное образование и дистанционные образовательные технологии в современном образовании решают важные вопросы достижения образовательных результатов, углубление предметной направленности образовательного процесса для обучающихся, решение проблемы построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, дифференциации заданий, повышения доступности учебных материалов и ресурсов. На данный момент самым мощным ресурсом реализации дистанционного обучения является Интернет, на пространстве которого представлены всевозможные платформы для решения образовательных задач и целей. На наш взгляд, одним из примеров актуального и функционального ресурса является адаптивная образовательная платформа SELF-TEST.RU.

Адаптивная образовательная платформа SELF-TEST.RU, которая является системой для организации дистанционного обучения, конструктором для создания тестов, была создана в 2013 году пермским программистом Дмитрием Чикулаевым. Платформа предоставляет возможность преподавателям самостоятельно проводить обучение, диагностику образовательных результатов, подробный разбор ошибок, анализ решений, статистики и является бесплатным для использования. Удобство платформы заключается в удобном интерфейсе, широких возможностях проверки знаний, их оценки, последующей коррекции и сопровождении выполнения обучающимися заданий. Преподаватель может отслеживать динамику результатов на всех этапах прохождения теста, исходя из результатов и ответов на вопросы система может индивидуально корректировать сложность предоставляемых вопросов. Стоит отметить, что проведением онлайн тестов различной направленности в современном образовательном пространстве уже никого не удивить. Огромное количество платформ и сайтов предлагают быструю загрузку и размещение вопросов тестов с автоматической проверкой. Но на адаптивной образовательной платформе SELF-TEST.RU можно не просто провести онлайн тест, а сделать его настоящим соревнованием – с уровнями и рейтинговыми таблицами по успешному выполнению наибольшего количества заданий за наименьшее количество времени. Кроме этого, одной из возможностей платформы является конструктор тестов – создание онлайн тестов с вопросами различного типа, добавлять подсказки и прикреплять дополнительные материалы (изображения, карты, видео или аудиофрагменты), что позволит создать не просто «тест-угадайку», а полноценные, интересные, в том числе и метапредметные, задания развивающего характера с привлечением различного вида источников, прежде всего направленных на чувственное восприятие событий и пробуждение эмоций под впечатлением от воспоминаний, частных писем, дневников, прослушивания песен, сводок Совинформбюро и других источников. Также среди возможностей платформы – фиксирование статистики и аналитики как по каждому ученику, так и по отдельным вопросам тестов, что позволит отслеживать динамику роста познавательной активности учащихся и его успехов в выполнении заданий, что важно как для преподавателя, так и для организаторов проекта.

Сами тесты создаются с помощью онлайн-конструктора, в котором можно выделить четыре основных типа тестов и шесть дополнительных, подходящих под разные образовательные и предметные задачи. Автоматическая проверка, безусловно, облегчает работу учителя или организатора, позволяет не просто организовать проверку знаний обучающихся, но и провести соревнование, в которое можно включить большое количество участников из различных учреждений и территорий.

Опыт использования данной платформы и ее сильные стороны можно рассмотреть на примере соревнования, проведенного в 2019–2020 гг., «Города-герои – символы мужества», в котором приняли участие ученики средних общеобразовательных организаций с восьмого по одиннадцатый класс, студенты организаций среднего профессионального образования и высшего образования различных субъектов Российской Федерации и стран ближнего зарубежья, в частности, Белоруссии и Украины. Данный проект был нацелен на формирование интереса к изучению историй о городах-героях, актуализацию знаний обучающихся о Великой Отечественной войне, формирование исторической памяти о городах, которые получили звание «город-герой,» и участников обороны, освобождения в период войны, на сохранение исторического наследия посредством чувственного восприятия подвига советского народа, а также привлечение внимания к общему историческому опыту братских народов. На протяжении длительного постсоветского периода практически не уделялось внимания патриотическому воспитанию молодежи. Выросло поколение, которое значительную часть времени проводит в информационно-компьютерном пространстве, не интересуется жизнью взрослого поколения и не понимает современных процессов, происходящих в государстве, которые непосредственно связаны с последствиями Великой Отечественной войны. В рамках реализации проекта участникам будет предложено ознакомиться со списком достоверных источников по теме о городах-героях, а затем выполнить серию онлайн тестов. Важно приобщить молодое поколение как к военной истории городов-героев, так и к памяти о событиях и участниках обороны и освобождения городов-героев в период Великой Отечественной войны.

Реализация проекта проходила в три этапа. На основном этапе были сформулированы цели и задачи соревнования, план проведения, продумана рекламная кампания, разработаны задания и подготовлены материалы для проведения мероприятия. Особое внимание уделялось сбору интернет-источников по теме. Набор участников велся посредством рекламной акции в социальных сетях и образовательных порталах. Соревнование длилось с сентября 2019 по декабрь 2020 г. ежемесячно, продолжилось в январе–марте.

1. Подготовительный этап:

1.1. Разработка концепции и плана реализации проекта. Составление и анализ материально-технической и программно-методической базы проекта.

1.2. Создание команды для реализации проекта, согласование зоны ответственности и организационных вопросов.

1.3. Проведение соревнования в формате онлайн теста по одному из городов-героев – Ленинграду, посвященный 75-летней годовщине снятия блокады Ленинграда «Ленинград – символ мужества» для мониторинга спроса.

2. Основной этап:

2.1. Разработка положения о проведении соревнований и составление заданий онлайн тестов по городам-героям, техническое оформление их на платформе SELF-TEST.RU

2.2. Разработка и проведение рекламной кампании, информационная поддержка соревнований в социальных сетях, просветительская работа в плане публикации необходимых для прочтения материалов при подготовке к соревнованиям.

2.3. Проведение серии соревнований (12 онлайн тестов) по городамгероям на образовательной платформе SELF-TEST.RU. Каждому городу посвящен один онлайн тест, проходящий раз в месяц.

2.4. Подведение итогов соревнований, организация диагностики и рефлексии участников.

3. Заключительный этап:

3.1. Проведение мониторинга эффективности реализации проекта.

3.2. Количественный и качественный анализ результатов реализации проекта, оформление отчета.

3.3. Обсуждение возможных корректировок в проведении проекта, дальнейшие перспективы.

Если обратить внимание на характеристику заданий, то были представлены следующие типы:

1. Задания по работе с текстом, фрагментами исторических документов (писем, дневников, официальных документов, стенограмм, прозы). Прочитайте записи из дневника и выберите два верных утверждения из пяти предложенных, относящихся к нему, как называлась проложенная по льду Ладожского озера упомянутая в стихотворении транспортная магистраль, по которой эвакуировали людей из Ленинграда? В стихотворении звучит название приказа, а в ответе напишите его номер.

2. Задания на анализ визуальных материалов (фотографий, карт, открыток, плакатов, медалей, памятников). Рассмотрите фотографию и выберите два верных утверждения из пяти предложенных, относящихся к ней, расставьте в хронологической последовательности плакаты военного времени (по изображению можно определить, на каком этапе, возможно, создавался плакат), выполните задания к карте, отметьте картинку, где изображена описанная медаль (дается описание), соотнесите здания военного Сталинграда, ставшие символами мужества и отваги советских солдат, с их изображениями, внимательно рассмотрите изображение и напишите место, где москвичи укрывались во время воздушных бомбардировок города.

3. Задания на анализ аудиоматериалов. Послушайте симфонию и ответьте на вопрос: кто автор Седьмой симфонии, получившей название «Ленинградская»? Прослушайте новости СОВИНФОРБЮРО и напишите число, месяц и год, когда была окончена капитуляция немецко-фашистских войск, окруженных в районе Сталинграда?

4. Метапредметные задания. Прочитайте фрагмент документа и сосчитайте дату, когда началась блокада Ленинграда, если известно, что она началась через неделю после записи в дневник. Прочитайте документ и напишите дату, месяц и год, когда началась оборона Сталинграда, если известно, что началась она за 38 дней до написания этого письма. Какой процент от общего числа удостоенных звания «Герой Советского Союза» получили его в боях за Киев? (Даются статистические данные.) В суровые октябрьские дни 1941 года на Бородинском поле опять развернулась битва, о которой Илья Эренбург писал: «Бородино снова увидело героев – в других шинелях, но с вечно русским сердцем», а в каком году Бородино увидело героев с русским сердцем в первый раз?

Большинство заданий были нацелены не на контроль знаний, а прежде всего на формирование поискового интереса, умения работать с различными типами информации, формирование метапредметных результатов.

Первые показатели реализации проекта продемонстрировали, что он пользуется популярностью и является востребованным. Вот некоторые отзывы участников: «Понравилось, что каждый вопрос содержит ответ на предыдущий», «Вопросы понравились, они интересные, собраны вопросы не только по факту, но и по творчеству», «Вопросы были довольно сложными и интересными, разнообразными». Уверена, что повысился интерес к изучению темы Великой Отечественной войны в целом, а значит, что молодым поколением осознается масштаб подвига советского народа.

Список источников и литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273–ФЗ (последняя редакция).

2. ФГОС.

3. Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

USING THE POSSIBILITIES OF THE SELF-TEST.RU
PLATFORM FOR THE COMPETITION «CITIES-HEROES –
SYMBOLS OF COURAGE»

Krasnoborova N. P.,
Teacher, MAOU «Lyceum № 2» Perm city

Abstract. The challenges that the education system faces today in the context of training and education in secondary and higher education, lead to a greater development of e-learning and distance learning technologies. At the moment, new agents have joined the education, offering options for integrating information technologies and subject content that can be used to achieve educational results. This article demonstrates the experience of using the adaptive educational platform SELF-TEST.RU in the educational process on the example of the competition «Hero-cities – symbols of courage», dedicated to the 75th anniversary of Victory in the Great Patriotic War. The author of this article is the developer of an online competition, in which over 500 people from 68 organizations from 28 cities of the Russian Federation, Ukraine and Belarus participated in the competition.

Keywords. Hero-cities, history, memory, distance educational technologies, e-education, World War II, SELF-TEST.RU.