Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

И. В. Агеев
Средняя общеобразовательная школа № 93 г. Перми

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ПО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР
НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации игрового пространства по важным темам исторического образования, в частности, по Великой Отечественной войне. Рассмотрены типы и виды игр и возможность их использования в образовательном процессе. Особое внимание уделяется вопросам создания и проведения игр в разных возрастных группах на основе работы с архивными материалами, содержащими уникальные факты по региональной истории периода Великой Отечественной войны.

Ключевые слова. История, архивные документы, интерактивное обучение, духовно-нравственное воспитание, игра, интеллектуальная игра.


Содержательным и методическим аспектам преподавания важных тем исторического прошлого с использованием исторических документов регионального характера посвящено немало работ, тематика их по-прежнему актуальна [1]. Особо хотелось бы остановиться на вопросах использования интерактивных технологий при изучении темы «Великая Отечественная война» с использованием архивных документов.

Чаще всего работа с архивными документами является прерогативой ученых и краеведов. Но интерес к прошлому, как правило, зарождается в школьные годы на уроках истории, где и надо знакомить воочию с архивом и документами, хранящимися в его стенах. Для того чтобы поддержать интерес школьников к архивным документам, необходимо предлагать увлекательные, интерактивные формы работы. Одной из таких форм является интеллектуальная игра.

Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Игра – это средство развития интеллекта и эрудиции учащихся, причем, в отличие от предметных олимпиад, научных конференций и других конкурсов, игры позволяют превратить серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, увлекательное состязание и просто праздник. Именно поэтому в интеллектуальные игры с интересом играют не только младшие школьники, но и подростки, и старшеклассники.

Интеллектуальная игра – это вид игры, который основан на применении игроками своего интеллекта или эрудиции. В интеллектуальных играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни и разделов науки, что способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов, положительной мотивации к обучению школьников и поддерживает эмоциональный настрой.

В ходе подготовки и проведения игры работа делится на несколько этапов:

1. Работа с источниками информации. На этом этапе учащиеся совершенствуют свои познавательные универсальные действия, то есть навыки в поиске, отборе, анализе, преобразовании, интерпретации и оценке информации, которые были получены ими на различных предметных дисциплинах. На занятиях первоначально для разбора и преобразования берутся небольшие тексты, постепенно объем и сложность текстов увеличивается. Далее рассматривается тема, изложенная в нескольких источниках информации, источники сравниваются и систематизируются, информация отбирается, анализируется, структурируется и преобразовывается.

Умение быстро осуществлять поиск информации является важным условием продуктивности и качества самостоятельной работы учащихся.

2. Разработка и составление вопросов.

Самый эффективный вид работы с документами можно организовать через практические занятия, разработав к ним вопросы и задания. Например…

1. Самой простой формой работы с архивными документами является вставка пропущенных слов в документе, например:

Это первый памятник в Перми, посвященный Великой Отечественной войне. В 20-ю годовщину со дня создания корпуса на бетонный постамент был водружен танк ________. Прославленная «________________» появилась здесь благодаря усилиям директора Пермского краеведческого музея Дворсон и Героя Советского Союза И. А. Кондаурова. Рядом с танком-памятником воздвигнуты многометровые стела и скрижали. Над созданием памятника трудились молодой худ-монументалист _____________, арх. А. П. Загородников и О. Н. Шорина. На стеле надпись: «Вечная слава героям-воинам ___________ _____ корпуса». На другой стороне стелы – названия _________, которые освободили в боях уральские танкисты. 9 мая 1970 г., памятный комплекс пополнен монументальными плитами, установленными на фасаде Дома офицеров: на них увековечены имена 177 Героев Советского Союза и 19 полных кавалеров ордена _______. К 9 мая 1975 г. рядом с __________ установлены мраморные кубы, на которых начертаны названия воинских частей и соединений – посланцев Западного Урала, отличившихся в битвах _____________ войны.

2. Другой формой игры является «Шифровка». В данной игре или туре (обычно использую как разминочный тур) необходимо «расшифровать» аббревиатуру, связанную с темой игры. Например, НИИ № ..., ВКП(б), НКВ СССР, ГКО…

3. Формат «Азбука», правила игры: для игры предлагается комплект заданий, в каждом раунде вниманию команд предлагаются темы (буквы), на каждую из которых даны три вопроса, выводящиеся на экран, цель команд – ответить на вопрос. Ответы на каждую тему (букву) начинаются на одну и ту же букву. Например: буква (тема) 1, в которой будет три вопроса.

1. Данный культурный объект был эвакуирован в годы войны в Пермь. Несмотря на тяжесть войны, он поднял на небывалую высоту одно из направлений культуры. По сей день планка остается высокой, а критики называют нас городом № 3 в России в данной сфере. Какой объект, эвакуированный в наш город, положил начало этой славе?

2. Еще в 1937 г. опытно-конструкторским бюро этого завода под руководством Ф. Ф. Петрова разработана 152 мм гаубица-пушка МЛ-20. Именно из такой пушки был произведен первый выстрел по территории Германии в августе 1944 г. Назовите завод.

3. В годы Великой Отечественной войны город Пермь носил имя заместителя председателя Государственного Комитета Обороны. Какое?

Как мы видим, все ответы начинаются на одну букву: 1. Мариинский театр. 2. Мотовилихинский завод. 3. Молотов.

4. «Телефончик» – выбор ответа на вопрос из множества вариантов и составление последовательности цифр в виде номера телефона.

5. «Триады» – единство, образуемое тремя раздельными членами/частями. В таких заданиях школьникам необходимо, включив логику, понять, что объединяет три слова или события в одно.

6. Starter pack – молодежное сленговое название, которое буквально переводится следующим образом: берем четыре не связанных между собой пикчи (картинки), и необходимо понять, что их объединяет.

Изучение архивных источников необходимо, так как никакие знания, не подкрепленные фактами, не могут стать подлинным достоянием человека. Архивные документы помогают открыть знакомые факты с новой стороны или познать неведомое, анализ источников призван помочь учащимся глубже понять исторические эпохи, установить и почувствовать их специфику, ощутить их особенный колорит, соприкоснуться с мыслями, чувствами, переживаниями живших в ту эпоху людей. Интерактивные формы работы с учащимися способствуют погружению в архивные материалы и мотивируют на познание нового.

Учителям необходимо шире использовать архивные материалы на уроках истории, а архивам – чаще взаимодействовать со школами.

Список источников и литературы

1. Женина Л. В. Содержательные и методические аспекты преподавания тем Великой Российской революции 1917 г. в современной школе // Ноябрьские историко-архивные чтения. – 2017. Материалы научной конференции «Россия в период революционных потрясений». – Пермь, 2018.

USE OF ARCHIVAL MATERIALS ON THE GREAT
PATRIOTIC WAR IN THE ORGANIZATION
OF INTELLECTUAL GAMES IN HISTORY LESSONS

Ageev I. V.,
Teacher of history and social studies of MAOU «SOSH № 93» Perm

Annotation. The article deals with the organization of the game space on important topics of historical education, in particular those about the great Patriotic war. The types and types of games and the possibility of their use in the educational process are considered. Special attention is paid to the creation and holding of games in different age groups based on the work with archival materials containing unique facts about the regional history of the great Patriotic war.

Keywords. History, archival documents, interactive learning, spiritual and moral education, game, intellectual game.