Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИАКОВ ШЕСТАКОВ – ПЕРМСКИЙ МИССИОНЕР, ПРОСВЕТИТЕЛЬ КОМИ-ПЕРМЯКОВ ЧЕРДЫНСКОГО И СОЛИКАМСКОГО УЕЗДОВ

А. Н. Сафронов


Аннотация. Статья посвящена просветительской деятельности среди коми-пермяков пермского миссионера свщмч. Иакова Шестакова. Особое внимание уделяется методам его миссионерского служения, в основе которых лежит пример свт. Стефана Пермского. Рассматривается история создания и развития женских монашеских общин, как центров просвещения коми-пермяцкого населения.

Ключевые слова: миссия, просвещение, коми-пермяки, священномученик Иаков Шестаков, Пешнигорский женский монастырь, Ионо-Серафимовская инородческо-пермяцкая женская обитель, Пермская епархия, Пермская губерния.

Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 14 августа 2000 г. был прославлен Собор новомучеников и исповедников Российских. В сонме новых мучеников было канонизировано более 1200 страдальцев и исповедников. В числе священномучеников был прославлен пермский священник, миссионер Иаков Шестаков. В декабре 2018 г. исполняется сто лет со времени его мученической кончины. Он был арестован красноармейцами в городе Соликамске в декабре 1918 г. Солдаты вывезли его за 10 верст от с. Хохловка Оханского уезда, расстреляли и добили штыками [1. С. 563–566].

Иаков Васильевич Шестаков родился 28 апреля 1858 г. в селе Камасино Пермского уезда в семье священника. Рано потеряв отца, Иаков воспитывался дедом – священником Крестовоздвиженской церкви Кунгурского уезда. В 10 лет он поступил в подготовительный класс Пермского духовного училища. В 1873 г., окончив училище, он поступил в Пермскую духовную семинарию. За годы учебы проявил себя как прилежный и усердный ученик, добросовестно выполнявший возложенные руководством послушания [2. С. 1].

В 1879 г., окончив семинарию, Иаков Шестаков был назначен законоучителем в Редикорском земском училище, позже в Урольском Чердынского уезда. Работая с коми-пермяками в Урольском училище, Иаков Васильевич изучил их родной язык [2. С. 1]. Переехав в село Юксеево, он продолжал изучать язык коми-пермяков. В этот период у него появляются мысли посвятить свою жизнь делу просвещения коми-пермяков.

Ко второй половине XIX в. коми-пермяцкое население Пермской епархии состояло из двух групп: иньвенских пермяков, проживающих на территории Соликамского уезда, и коссинских – населявших Чердынский уезд [3. Л. 4].

В начале XX в. численность коми-пермяков, проживавших в Чердынском и Соликамском уезде, составляла 91 448 человек. Географически обе эти группы были разделены между собой русскими поселениями. Между собой они различались по одежде и языку. Обе группы пермяков имели заметные следы русского влияния [3. Л. 4].

Епархиальный инородческий миссионер-проповедник Пермской епархии священник Сергий Багин в своем годовом отчете указывал на то, что пермяки являются христианами. Они регулярно посещают богослужения в храмах и часовнях, участвуют в таинствах исповеди, причащаются. Посещают молебны и панихиды [3. Л. 1 об., 4].

Охотно посещая храмы и общественные богослужения, пермяки проявляли большую заботу об их благолепии. Несмотря на свою бедность, жители активно жертвовали средства на украшения храмов [4. С. 1].

Особенно было развито у коми-пермяков христианское поминовение усопших. В установленные Церковью дни поминовения усопших, а также в праздник Крещения Господня, в четверг перед праздником Св. Троицы, в Покровскую субботу, пермяки поголовно приходили в храмы на Божественную литургию, подавали поминальные записки о усопших для прочтения их за литургией. После общественного богослужения народ и духовенство шли на кладбища и служили на могилах панихиды [3. Л. 5].

Многие пермяки совершали паломничества на большие расстояния. Чаще всего паломники посещали Верхотурский монастырь, где поклонялись мощам прп. Симеона Верхотурского, а также Ульяновский монастырь, расположенный на территории Вологодской губернии. Кроме того, совершались менее продолжительные паломничества к различным святыням Пермской губернии [4. С. 1, 4].

Однако, несмотря на активное участие пермяков в богослужении, они не отказались от собственных языческих обычаев и обрядов. Православные праздники и дни поминовения усопших сопровождались различными языческими обрядами. Так в деревенские «часовенные» праздники во многих пермяцких селениях, для умилостивления чествуемых святых, считавшихся покровителями домашнего скота и птицы, а также благосостояния, приносили в жертву домашних птиц и животных [3. Л. 4 об.].

Во время посещения кладбищ в поминальные дни часть принесенных продуктов пермяки съедали сами, а другую часть – небольшими кусочками разбрасывали на могилы умерших родственников, поливая их брагой и пивом в качестве умилостивительной жертвы [3. Л. 5].

Столь сильное влияние язычества на жизнь коми-пермяков было следствием очень низкого уровня грамотности среди населения. Многие, не зная русского языка, не понимали проповедей, произносимых духовенством. Подобная ситуация приводила к тому, что у пермяков отсутствовали элементарные знания о православном вероучении и основах христианской нравственности. У коми-пермяков не было ясного и определенного понятия о лице Спасителя, Его земной жизни, учении, чудесах, о деле домостроительства нашего спасения, о своих обязанностях по отношению к Богу и ближнему и т. д. [4. С. 1–2].

Сложившаяся ситуация требовала особого внимания со стороны приходских пастырей и миссионеров, увеличения и качественного изменения проповеди среди коми-пермяцкого населения. Для того чтобы изменить положение дел, был необходим хорошо образованный и деятельный священник, способный стать просветителем пермяков. Таким священником-просветителем стал отец Иаков Шестаков [2. С. 7].

В 1887 г. И. В. Шестаков оставил педагогическую работу и поступил послушником в Верхотурский Николаевский монастырь [2. С. 2]. Целью его пребывания в монастыре стало ознакомление с методами просвещения, которыми пользовались насельники монастыря в миссионерской проповеди среди вогулов. Через некоторое время Иаков Васильевич женится на коми-пермячке Александре Матвеевне Вилесовой, после чего был рукоположен в сан священника.

В 1889 г. священник Иаков Шестаков был переведен в Успенскую церковь г. Чердынь. Прибыв на новое место служения, он ввел необходимые для повышения грамотности прихожан внебогослужебные собеседования.

24 мая 1891 г. отец Иаков вновь был переведен на новое место служения в церковь села Кудымкар, с назначением на должность благочинного 3-го округа Церквей Соликамского уезда [5. Л. 169 об. – 170]. Благодаря новому назначению, отец Иаков получил большие возможности для реализации своих планов по просвещению коми-пермяков.

Во время знакомства с вверенным благочинием отец Иаков выявил ряд важных проблем. На стотысячное население иньвенского края действовало всего 18 храмов, на каждый из них приходилось примерно по 5555 человек [6. С. 4]. При этом большинство храмов имело маленькую площадь и не могло вместить всех прихожан [4. С. 3]. В самом большом в крае Юсьвинском храме одновременно могло находиться не более 500 человек [6. С. 5]. В результате во время великих праздников пермяки, приезжавшие в храм со всей округи, не могли попасть на богослужение и вынуждены были возвращаться домой.

Еще хуже обстояло дело в области образования. Существующих школ было чрезвычайно мало, и они не могли в полной мере справиться с задачей народного просвещения. Ситуация усугублялась нехваткой средств, вследствие чего многие из них закрывались. Губернские и земские власти не спешили открывать школы и без всяких объяснений отклоняли ходатайства местного населения об их открытии [4. С. 3]. Местное население считало, что образование необходимо только мальчикам, а для девочек оно признавалось роскошью.

В ходе ознакомительной поездки отец Иаков пришел к выводу о необходимости строительства новых храмов в шести местах: деревнях Пешнигорт, Мильхина, Ык, Захарова, Самкова, Антипина и селе Отево [2. С. 3].

В 1891 г. отец Иаков изыскал необходимые средства для начала строительства новых храмов. Уполномоченный по продовольствию И. А. Урбанович выделил на эти цели 6400 руб., Елабужский комитет – 400 руб., Стахеевский комитет еще 300 руб. Училищный совет Святейшего Синода выделил 600 руб. на строительство церкви-школы в деревне Самкова. Также миссионеру удалось добиться разрешения бесплатно валить лес на постройку церквей во владениях Строгановых [2. С. 3]. Собрав необходимые денежные средства и получив строительный материал, при активном содействии местных жителей, он приступил к строительству пяти храмов.

Изучая быт коми-пермяков, отец Иаков пришел к выводу о необходимости создания в иньвенском крае женского монастыря. Православный монастырь должен был стать рассадником народного благочестия и духовного просвещения среди местного населения. Он писал: «Монастырь с его продолжительным богослужением, строгой нравственностью, приучением к трудолюбию, воспитанием добрых чувств по отношению к близким вместо крайне себялюбивых желаний, особенно резко отличающих людей, малознакомых с христианством, сразу завоюет себе симпатии местного населения» [4. С. 3]. Большое значение он придавал устройству в монастыре школы для девочек, с преподаванием грамоты, рукоделия, сельского хозяйства, обучением благочестию [6. С. 5].

Желание построить именно женский монастырь было вызвано: во-первых, огромной ролью женщин в семье, в воспитании детей, ее влиянием на мужа, во-вторых, в Иньвенском крае существовали только две женские школы. При отсутствии женского образования в семье господствовали разнообразные языческие традиции и обряды.

Первую женскую обитель для коми-пермяков отец Иаков решил создать в деревне Пешнигорт, после того, как там уже было начато строительство храма. Инициатива отца благочинного по созданию монастыря в деревне Пешнигорт Кудымкарской волости Соликамского уезда была поддержана священноначалием Пермской епархии, которое в связи с празднованием 500-летия блаженной кончины свт. Стефана обратило особое внимание на Иньвенский край. Было принято решение создать Стефановскую женскую общину, поручив ее организацию отцу Иакову [6. С. 6].

Женская община была создана в 1896 г. В ее пользу передана построенная в этом же году Пешнигортская церковь, освященная во имя свт. Стефана Пермского. Идею создания монастыря горячо поддержало местное население. Жители села Пешнигорт пожертвовали две большие усадьбы, двухэтажный дом стоимостью 2000 руб., перевезенный в короткие сроки пермяками за 15 верст.

В 1898 г. из Вятского Спасо-Преображенского монастыря в Стефановскую общину прибыли монахини [7. С. 119]. При общине в перевезенном доме была открыта школа для девочек. В первый год ее существования для обучения было набрано 26 коми-пермячек [6. С. 6].

Указом Святейшего Синода от 15 сентября 1903 г. Стефановская община была официально утверждена, указом от 30 апреля 1905 г. – преобразована в общежительный монастырь. К 1911 г. Пешнигорский монастырь имел 100 десятин земли и скит. В монастыре проживали 8 мантийных монахинь, 3 рясофорные послушницы, 50 послушниц белиц и двое сирот [7. С. 119].

Помимо Пешнигорского монастыря отец Иаков в 1904 г. инициировал создание в деревне Большая Коча Ионо-Серафимовской инородческо-пермяцкой женской обители [7. С. 119]. Деревня Коча располагалась в 200 верстах от Чердыни. Ежегодно 18 августа, в День Флора и Лавра, коми-пермяки приносили здесь в жертву до 500 быков [2. С. 3]. По мнению отца Иакова, создание в этой местности монастыря, как центра просвещения и борьбы с языческими суевериями и обрядами, было необходимо.

По просьбе отца Иакова жители деревни уступили три десятины земли для создания обители. На этой земле был поставлен деревянный дом, специально приобретенный им для нужд монастыря. Первыми насельницами стали четыре монахини из Новгородского женского монастыря. Однако, прожив в Кочи четыре месяца и не найдя в себе сил для подвига, уехали обратно [7. С. 119]. Не смогли обустроиться в новых суровых условиях и прибывшие позже монахини из Москвы и Челябинска. Только в 1909 г., с приездом сестер из Сарапульского уезда Вятской губернии, началось активное обустройство обители.

При поддержке пермяцкого населения, а также священника местной церкви Максима Ивановича Мырзина, в 1910 г. был построен сестринский корпус. Сестры совместно со священником Максимом Мырзиным изготовили и обожгли кирпич, сложили печи. Осенью 1910 г. при обители начала действовать школа, где под руководством сестры Елены Дулесовой дети обучались грамоте и рукоделиям, а отец Максим преподавал Закон Божий.

Отец Иаков планировал создать в Чердынском уезде мужскую миссионерскую обитель. Но осуществить этот замысел ему не удалось [2. С. 4].

В период службы в Никольском храме Кудымкара священник Иаков Шестаков вел активную просветительскую работу. На средства бывшего управляющего Пермской казенной палатой А. Е. Рейнбота была открыта библиотека-читальня. Для повышения квалификации учителей церковных школ благочиния в 1892 и 1894 гг. для них в селе Кудымкар организовывались курсы по общеобразовательным предметам. В течение восьми лет управления благочинием отец Иаков отправлял самых способных детей в различные учебные заведения [2. С. 4].

Большое значение отец Иаков придавал переводу богослужебных и литературных текстов на коми-пермяцкий язык. Необходимость перевода книг была вызвана низким уровнем знания русского языка коми-пермяками. Большинство коми-пермяков крестьян не понимала русский язык. Поэтому при благочинии действовала специальная переводческая комиссия. Отец Иаков издавал брошюры, касающиеся религиозных и санитарных вопросов [2. С. 5].

Итогом плодотворной деятельности священника Иакова Васильевича Шестакова в качестве миссионера и благочинного в Коми-пермяцком крае стало увеличение числа церквей и приходских школ. По его инициативе здесь получило развитие женское образование, которое было сосредоточено в основанных им же двух женских монастырях. Проводя огромную работу, направленную на борьбу с языческими обрядами и суеверием, отец Иаков следовал примеру свт. Стефана Пермского. В основе его борьбы с язычеством лежала активная просветительская деятельность среди коми-пермяцкого населения. Бережное отношение к национальной культуре и быту коми-пермяков обеспечило поддержку его деятельности со стороны местного населения и успех его проповеди христианства.

Список источников и литературы:

1. Маякова И. А. Иаков Васильевич Шестаков // Православная энциклопедия. Т. 20. – Москва, 2009. – С. 563–566.
2. Мильчакова О. А. Коми-пермяцкий просветитель – священномученик Иаков Васильевич Шестаков // Пермская старина : Церковно-исторический альманах. – Вып. 2. – Пермь, 2009. – С. 1.
3. Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф. 199. Оп. 1. Д. 28.
4. Шестаков И. В., свящ. К просвещению иньвенских инородцев Соликамского уезда. – Пермь, 1915.
5. ГАПК. Ф. 540. Оп. 1. Д. 35.
6. Шестаков И. В., свящ. Несколько слов по поводу открытия женской обители в память 500-летия блаженной кончины Святителя Стефана, епископа Пермского, среди Иньвенских инородцев Пермской Епархии. – Пермь, 1897.
7. Ершов П., диак. Справочная книга Пермской епархии. – Пермь, 1911.



SACRED MARTYR OF I. SHESTAKOV – PERM MISSIONARY, THE ILLUMINATOR OF THE KOMI-PERMYAK OF CHERDYNSKY AND SOLIKAMSKY DISTRICT

A. N. Safronov

Abstract. The article is devoted to educational activities among the Komi-Perm perm missionary James Shestakov. Particular attention is paid to the methods of his missionary ministry, which are based on the example of Stefan Permsky. The history of the creation and development of women’s monastic communities as centers of education for the Komi-Permyak population is considered.

Keywords: mission, education, komi-permyaks, a convent, the Perm diocese, the Perm province.