Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

РЕВОЛЮЦИЮ МОЯ СЕМЬЯ НЕ ПРИНЯЛА

Н. А. Князева


Аннотация. 300 с лишним лет семья пахала родную землю. Члены семьи в разное время участвовали в строительстве Казанского тракта, сражались на поле Бородина, во всех войнах России. И ни крепостное право, ни другие беды не уменьшали численность рода. Род подкосили Октябрьская революция, Гражданская война и коллективизация.

Ключевые слова: революционеры Егор и Роман Кашины, село Култаево, село Дворец, Октябрьская революция, Гражданская война, коллективизация.

Не помню, в какие годы, но явно постсоветские, стало принято смотреть на историю отечества сквозь призму истории своей семьи. Попробую и я сделать это через судьбы дорогих мне людей.

С папиной стороны я принадлежу к роду Костылевых из деревни Пророки (теперь она слилась с селом Дворец Очерского района). Род мамы, Раисы Георгиевны Осиновских, жил на земле Пермского района. В переписи 1678 года впервые появляется имя моего предка – Пименко Федоров сын Заосиновской.

300 с лишним лет семья пахала родную землю в селе Култаево, которое раньше называлось деревней Польской, так как стояла она в поле между двумя речками, которые сейчас называются Верхней и Нижней Муллянками. Осиновские участвовали в строительстве Казанского тракта, сражались на поле Бородина, во всех войнах России. И ни крепостное право, ни другие беды не уменьшали численность рода. До революции в селе было 13 дворов Осиновских. Больше 70 человек. Род подкосили революция, Гражданская война и коллективизация.

Но я буду говорить только о 1917 годе в двух пермских селах – Култаево и Дворец.

Култаево. В начале XX века в селе, как и везде в России, появились крестьяне, которые начали увлекаться политикой. Они являлись представителями двух союзов: Союза русского народа и Союза крестьянства. Руководителем первого был самый богатый култаевский крестьянин, двухэтажный каменный дом которого стоит до сих пор. Это мой двоюродный дедушка Иван Васильевич Осиновских. Его консультировали в работе партийные представители из Перми от Русского общества Галич и от черносотенцев Смирнов. Руководителями второго союза стали Егор Романович Кашин с сыном Романом Егоровичем Кашиным, в честь которого позднее назовут главную улицу села Култаево. На первых порах пока все ограничивалось просветительством, но до открытых действий они дошли позднее. Эти две партии не примирились до сих пор.

Большинство крестьян не присоединялось ни к первому, ни ко второму союзам. Их главным делом было пахать землю и растить детей. Но землю у них советская власть отобрала, а сыновей убила Гражданская война. Хотя в книге М. А. Путилова «Новый день “России”» написано, что Октябрьскую революцию 1917 года в Култаево встретили организованно. 7 ноября 1917 года состоялся митинг. Над толпой развевались красные флаги. Представитель Пермского окружного комитета партии обратился к народу: «Рабочий класс совместно с трудовым крестьянством под руководством партии большевиков во главе с товарищем Лениным взяли власть в свои руки. Нам нужно оказать поддержку родной народной власти. Да здравствует власть Советов на местах! Да здравствует пролетарская революция!» [1. С. 12].

Был сформирован первый революционный комитет. В него вошли М. И. Батуев, А. С. Ошев, А. П. Хохряков, А. В. Косых. Председатель ревкома – Роман Егорович Кашин. Егор Романович стал председателем Култаевского волостного комитета бедняков. Он отвечал за снабжение рабочего класса и Красной Армии продовольствием, организовывал транспорт. Была объявлена продразверстка. Сохранилась подворовая перепись села Култаево.

Главы хозяйств на 8 ноября 1917 года:
1. Андреев Александр Андреевич.
2. Батуев Иван П.
3. Батуев Леонтий Иванович.
4. Бахарев Александр Ал.
5. Бахарев Кузьма Яковлевич.
6. Бахарев Федор Яковлевич.
7. Бахарев Иван Яковлевич.
8. Бахарев Гаврило Ник.
9. Белов Константин П.
10. Бельтюков Николай А.
11. Бурылова Анна Гавриловна.
12. Бурылов Михаил Степанович.
13. Бурылов Федор Игнатьевич.
14. Бурылов Яков Петрович.
15. Бурылова Анна М.
16. Бурылов Матвей Яковлевич.
17. Бурылов Андрей Иванович.
18. Бурылов Егор Савельевич.
19. Гладких Тимофей Иванович.
20. Гладких Тимофей В.
21. Гладких Вас. П.
22. Зуев Кузьма Иванович.
23. Зуев Василий Дмитриевич.
24. Зуев Николай Дмитриевич.
25. Зайцев Михаил Васильевич – ветфельдшер.
26. Закоптелов Иван Васильевич.
27. Захаров Михаил Афанасьевич.
28. Захаров Павел Федорович.
29. Захарова Анна Федоровна.
30. Кашин Егор П.
31. Кокшарова Любовь Федоровна.
32. Красильникова Агриппина В.
33. Крылосов Иван С.
34. Кузьминых Михаил Иванович – священник.
35. Липин Дмитрий П.
36. Никитин Андрей Н.
37. Никитин Андрей П.
38. Никитин Василий П.
39. Оборин Михаил М.
40. Оборин Сергей М.
41. Овечкин Иван Степанович.
42. Осиновских Федор Абрамович.
43. Осиновских Алексей Абрамович.
44. Осиновских Иван Абрамович.
45. Осиновских Андрей Абрамович.
46. Осиновских Дмитрий Иванович.
47. Осиновских Александр Иванович.
48. Осиновских Степан Егорович.
49. Осиновских Иван Васильевич – станционный смотритель.
50. Осиновских Алексей Иванович.
51. Осиновских Наталья Максимовна.
52. Осиновских Иван В.
53. Осиновских Николай П.
54. Осиновских Егор (Георгий) Степанович – дорожный мастер земства, мой дед.
55. Ошев Силантий Петрович.
56. Ошев Степан Иванович.
57. Ошев Иван Семенович.
58. Ошев Алексей С.
59. Павловский Дмитрий Андреевич.
60. Погодин Никита П.
61. Савелов Александр Иванович – священник.
62. Сажин Григорий Ал.
63. Ташлыков Андриан Иванович.
64. Тухватуллин Гарей Г.
65. Угольников Василий Афанасьевич.
66. Ушаков Тимофей П.
67. Федотов Василий Степанович.
68. Федотов Василий Яковлевич.
69. Хохряков Иван Федорович.
70. Хохряков Иван Тихонович.
71. Хохряков Иван Алек.
72. Хохряков Константин П.
73. Хохряков Андрей П.
74. Хохряков Тимофей Михайлович.
75. Хохряков Степан Яковлевич.
76. Хохряков Алексей Яковлевич.
77. Хохряков Парамон Яковлевич.
78. Хохрякова Анна П.
79. Хохряков Савелий Иванович.
80. Хохряков Андрей П.
81. Хохряков Дмитрий Фил.
82. Хохряков Григорий Фил.
83. Хохряков Василий Самойлович.
84. Хохряков Михаил Самойлович [2].

Крестьян этого списка разделили на бедняков, середняков и кулаков. Мой дед оказался в числе середняков, потому что у него была лошадь, корова, теленок, куры. Свой дом он построил своими руками, не нанимая рабочих. В доме в советские годы было лесничество колхоза «Россия». Култаевцы потом долго не могли простить Кашиным – на каком основании они решали судьбу не своего села. Кашины были жителями другой деревни. И хотя давно уже нет в живых людей, судьбы которых вершили революционеры Кашины, почти не осталось старых домов, но внуки и даже правнуки говорят: «А давайте вернем прежнее название улицы – Казанский тракт. Что нам какой-то революционер».

Мой дед Георгий Степанович Осиновских – строитель Култаевской церкви и первый ее староста. Когда на митингах говорили сторонники большевистской власти, он тяжело вздыхал и говорил вполшепота: «Ох, не до добра доведут эти красножопики». Говорил вполголоса не из-за страха (в 1917 году еще не очень боялись), а потому, что ругательных слов стеснялся. Другой култаевец вторил ему: «Может и хороша советская власть, но что-то больно долго она держится. Наделает бед». Как говорят в народе – накликал беду. После революции началась Гражданская война, а за ней коллективизация. Все самые трудолюбивые крестьяне Култаево в 1929 году были раскулачены. Но это уже другая история.

Мои старшие тетушки, Анастасия, Анна и Мария, закончили пермские гимназии. Анастасия в 1914-м, Анна в 1915-м Мариинскую, Мария в 1918 году – Александровскую. Две старшие до революции успели поработать в старой Култаевской школе. Они не участвовали в политических событиях, так как трудились в начальных классах с маленькими детьми. Хотя коллеги пытались вовлечь их в политику. Учителя Култаевской школы под руководством народной учительницы Е. Е. Морозовой, отца и сына Кашиных даже организовывали волнение в 1905 году. В нем приняли участие 26 култаевцев. Они ратовали за революционное переустройство деревни. Но миролюбиво настроенные жители разогнали восставших.

До революции крестьяне Култаево жили неплохо – земля была плодородной, люди в большинстве своем трудолюбивые, пьющих в селе не было. Сохранился рассказ моей бабушки Прасковьи, что в 1905 году выпороли единственного пьяницу на сходке, т. к. стыдно было перед другими деревнями. Култаево было центром волости, в которую входило 15 деревень.

Сегодня мое село не узнать. Гуляя по земле предков, можно в обычный день встретить не только пьяного человека, но и людей с испитыми не в одном поколении лицами.

Теперь о селе Дворец. Вот что писал в своих воспоминаниях мой отец, Афанасий Петрович Костылев (1908–1980). «Октябрь 1917 года. В стране революция, вихревое время. В деревне плохо разбирались в происходящих событиях, так как газет не читали, радио не слушали, его и не было. В селе Дворец часто были митинги, кричали «ура» революции, бросали вверх шапки, в том числе и священник Михаил. А потом его репрессировали и сослали неизвестно куда.

С февраля 1917 года по октябрь в стране было двоевластие. Временное буржуазное правительство А. Ф. Керенского и партия большевиков во главе с В. И. Лениным. Правительство Керенского выпустило в обращение непомерное количество денег (керенок), в результате чего произошла инфляция. Коробка спичек стоила 1500 рублей. В это время отец принес из госбанка свои сбережения. У него были положены 3 тысячи рублей золотом. Золото обменяли на керенки. Их получился огромный головной платок. Отец плакал, как ребенок. Пропали все его многолетние труды. В 1924 году произошла новая реформа, во время которой керенки сменили на советские рубли» [3].

Родители отца были неграмотны и не горели желанием дать детям хотя бы начальное образование. Дед часто говорил: «Чему и надо научиться, так это пахать землю». Некоторые братья и сестры (а их было двадцать душ) были совсем неграмотными, кто-то закончил 1–2 класса. Полное начальное образование получили только мой папа и его брат Федор. Папе исполнилось девять лет, когда он по своей инициативе пошел в село Дворец за три километра и записался в школу. Это было осенью 1917 года. Папа писал: «Мы прошли регистрацию, сели за парты. В классе нас было 65 человек. Хорошо помню свою первую учительницу. Она была такая молоденькая, недурная на лицо, с красивой прической, спокойная, уравновешенная по характеру. Дочь местного священника – Плетнева Нина Аркадьевна. Отец-священник иногда приходил на уроки Закона Божия. Учились по старой программе». Как вспоминал папа, он учился с большим желанием. Домашние задания выполнял всегда сам, дома помочь было некому. Стихи и таблицу умножения учил у соломорезки на конюшне. В школу ходил в лаптях, другой обуви не было.

«Перед началом уроков молитва, на большую перемену молитва, по окончании уроков тоже молитва, несмотря на революционный год. Нина Аркадьевна меня часто просила читать молитвы. Может быть потому, что я умел читать громко, на весь класс. Зимой, в период гололедицы, из школы, как правило, возвращался на коньках. Не упускал и случая покататься на Нытвенском пруду. По приходу домой сразу получал задание от отца носить воду для скота и резать солому».

После революции моих дядюшек забрали на Гражданскую войну. Потом началось относительно спокойное время. Семья Костылевых окончательно распалась в 1929 году, так как была в списке раскулачиваемых. Почти 20 человек, подхватив маленьких ребятишек, ушли в ночь в разные стороны от села. Кто объявился потом в Очере, кто в Верещагино, кто в Перми, кто-то вообще куда-то пропал. Двухэтажный дом деда соседи раскатали по бревнышку и унесли по одному в свое хозяйство. А когда раскатали, то почесали в затылках: «А ведь это мог быть народный дом!» Дед от горя ослеп, но отказался уйти из Пророк. До конца своих дней он жил в Пророках приживалом у чужих людей. Бабушка пережила его на 6 лет и умерла в Верещагино в 1944 году, живя на иждивении у дочери Екатерины.

Говорят, в истории нет сослагательного наклонения. А все-таки хочется представить, что Октябрьской революции, а вслед за ней Гражданской войны и коллективизации не было. Жил бы мой род на сельской земле Култаево и Дворца? И каким бы он был по численности?

По мнению Михаила Ивановича Менделеева, к концу двадцатого века в России должно было бы проживать в два раза больше россиян, если бы не все трагедии последних ста лет.

Список источников и литературы

1. Путилов М. А. Новый день «России». – Пермь, 1987.
2. Рукопись А. М. Осиновских // Личн. архив автора.
3. Рукопись А. П. Костылева // Личн. архив автора.

REVOLUTION MY FAMILY ACCEPTED

N. A. Knyazeva

Abstract. For more than 300 years, the family plowed their native land. Family members at various times participated in the construction of the Kazan Highway, fought on Borodin’s field, in all the wars of Russia. And neither serfdom nor other misfortunes reduced the size of the clan. Rhode undermined the October Revolution, civil war and collectivization.

Keywords: revolutionaries Egor and Roman Kashin, village Kultaevo, village Palace, October revolution, Civil war, collectivization.