Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

СЛОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ» НА УРОВНЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Е. А. Горошенкина, Н. Г. Горошенкина


Аннотация. В статье сформулированы ключевые сложности, с которыми сталкивается учитель общеобразовательной школы в процессе преподавания темы «Гражданская война в России в XX веке».

Ключевые слова: Гражданская война, преподавание истории, учебник, учитель в школе, микроистория.

«Бунт бессмысленный и беспощадный», – что еще ярче, чем цитата из романа «Капитанская дочка» русского поэта Пушкина Александра Сергеевича, может охарактеризовать вооруженную борьбу в нашей стране?

В любой стране вооруженное противостояние народа, разделенного на классы, сословия, отличается жестокой борьбой за власть, а в России эта борьба еще и подогревалась извне (интервенция). Споры ученых историков не затихают по вопросам датировки Гражданской войны, причин, итогов. А уж оценочные суждения меняются в научной литературе так быстро, что белое и черное (читаем, белые и красные) может поменяться местами неоднократно [1].

Учителя в школе должны учесть разные точки зрения в оценке событий Гражданской войны, представленные в учебниках, не встать ни на одну сторону, учесть современные мнения ученых и сформировать представление о историческом событии или процессе, т. е. это представление должно быть объективным. И здесь мы сталкиваемся с проблемой использования исторической информации, ее доступности, убедительности, яркости и краткости. Мы должны понять, что школьный учитель учит исследованию на примере учебника и подобранных им материалов, но время исследования на уроке ограничено 2–4 часами, отведенными учебной программой на теорию, 2 часа дискуссионных в профильных классах. Урок-дискуссия не может быть проведен спонтанно, поэтому большая часть времени отводится на домашнюю подготовку учащихся, а это значит, что степень конкретизации вопросов для учеников должна быть такой, чтоб исключить простой поиск ответа в интернете. И вот здесь возникает сложность временного цейтнота для учителя: прочитать, подобрать, соотнести, проверить материал на корректность, чтоб развить у учащихся, согласно Стандарту, умение искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней [2]. А материалов по Гражданской войне такое количество, и они так противоречивы в своих оценках, что без архивных тематических сборников не обойтись. Исследования и сборники по истории, в том числе Гражданской войны, выходят регулярно, но как успеть с ними познакомиться, если в интереснейших материалах международной конференции 520 страниц? [3] Урок-исследование по Гражданской войне вообще превращается в попытку объять необъятное. В лучшем случае удается рассмотреть некоторые проблемы, а целостное представление у учащихся не складывается. Архивные уроки – выход из положения, но архивы далеко, а один или два урока на выезде не создают системы, поэтому учителя создают кейсы с репликами материалов или с подборками по своему усмотрению, что трудозатратно, но оправданно, так как у учащихся профиля впереди ЕГЭ, и по кодификатору среди проверяемых тем: 1. Гражданская война и иностранная интервенция. 2. Политические программы участвующих сторон. 3. Политика «военного коммунизма». 4. Итоги Гражданской войны [4]. Блок по кодификатору: «Изучение политических программ участвующих сторон» – эффективнее всего удается на уроках-конференциях. Ученики не только примеряют на себя роль ученого-исследователя, но и выступают аналитиками сильных и слабых сторон этих программ, задают уточняющие вопросы и выявляют слабоизученные проблемы.

Самые сложные и неоднозначные вопросы возникают при изучении итогов Гражданской войны, оценочные суждения по ним нами выносятся в историческое сочинение, что позволяет учителю проследить персонально: сложился ли навык формулирования причинно-следственных связей и оценки роли личности у учащегося.

Стоит отметить, что по концентрической системе обучения изучение Гражданской войны приходится на первую четверть 9-го класса. Психологически, морально и личностно учащиеся, как правило, не готовы осознать масштабы и сложность изучаемого. И тут учителю приходится выбирать: выбрать позитивистский подход и изучать факты, составлять таблицы и хронологии. Или сделать акцент на развитии у учащихся эмпатии к изучаемым событиям, привлекать к урокам литераторов, обращаться к микроистории. Однако безусловным плюсом «концентров» была возможность выйти на повторение темы в более сложных контекстах в 11-м классе и «добирать» то, чего в изучении темы не хватило ранее.

Линейная система обучения позволяет изучать Гражданскую войну в 10-м классе, на уровне профильного обучения. При таком подходе учащиеся впервые знакомятся с темой. Плюсы и минусы данного подхода еще предстоит понять, «выпустив» первых детей, учащихся по линейной системе в контексте ФГОС.

Хочется отметить, что тема Гражданской войны остается неизменно актуальной, а значит, даже учебники должны писаться не только профессиональными историками-учеными, но и педагогами, знающими детскую психологию.

Еще одной особенностью в изучении темы является осознание и восприятие проблем Гражданской войны учителями разных поколений: причины, масштаб, оценка красного и белого террора и изменение системы ценностей, произошедшие за последние десятилетия. Поэтому так важны диалоги в форме конференций, которые позволяют сравнить взгляды и найти точки соприкосновения в оценке таких неоднозначных событий истории.

Список литературы:

1. Поляков Ю. А. Гражданская война в России: возникновение и эскалация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fedy-diary.ru/?page_id=5881 (дата обращения: 08.06.2019).
2. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (в ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Россия в годы Гражданской войны, 1917–1922 гг.: власть и общество по обе стороны фронта: материалы Междунар. науч. конф. (Москва, 1–3 октября 2018 г.) / отв. ред. Ю. А. Петров; Рос. ист. о-во; Ин-т рос. истории Рос. акад. наук; Гос. центр, музей совр. истории России. – Москва, 2018. – 520 с.
4. ФИПИ, демоверсия по истории 2019, кодификатор [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory.



THE DIFFICULTIES OF ORGANIZING THE PROCESS OF STUDYING THE THEME «CIVIL WAR IN RUSSIA» AT THE LEVEL OF PROFESSIONAL TRAINING AT HIGH SCHOOL

E. A. Goroshenkina, N. G. Goroshenkina

Abstract. The article formulates the key difficulties faced by a secondary school teacher in the process of teaching the topic «Civil war in Russia in the 20th century».

Keywords: civil war, history teaching, textbook, teacher in school, microhistory.