Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ В УСЛОВИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И ПРОЕКТ ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ (1918–1919 гг.)

А. А. Кальсина


Аннотация. В статье раскрывается процесс реформирования школы в Пермской губернии в условиях чередования политических режимов в период Гражданской войны (1918–1919 гг.) и реализация проекта новой трудовой школы.

Ключевые слова: Пермская губерния, гражданская война, трудовая школа, выборность учителей, реформа школы, Пермский учительский союз.

В рассматриваемый период Пермская губерния пережила чередование различных политических режимов. В октябре 1917 г. власть Временного правительства сменилась победой большевиков, осуществление новой школьной политики началось в январе 1918 г., но процесс становления новой трудовой школы был прерван. Летом 1918 г. часть территории Пермской губернии оказалась под контролем областных коалиционных правительств: Временного Сибирского правительства (с центром в г. Омске) и Временного областного правительства Урала (г. Екатеринбург).

В ноябре 1918 г. власть в Омске захватил адмирал А. В. Колчак, установив диктатуру. 24 декабря 1918 г. в результате военной кампании Сибирская армия адмирала А. В. Колчака вытеснила отряды Красной армии с территории Пермской губернии, установив на полгода свою власть, в том числе и в губернском центре – г. Перми [1. Ф. Р-359. Оп. 1. Д. 89. Л. 3–3].

Вопросы школьной политики и образования в этот период контролировало Министерство народного просвещения правительства А. В. Колчака, став преемником МНП Временного Сибирского правительства и Министерства народного просвещения императорской эпохи. Влияние министерства распространялось на Пермскую губернию до июля 1919 г.

Становление новой государственной трудовой школы осуществлялось под руководством Наркомата просвещения РСФСР.

В начале 1918 г. в Пермской губернии складывается новая государственная структура – Губернский отдел народного образования. Основной задачей отдела было «в корне изменить старую “школу учебы”, приступить к ликвидации неграмотности, обратить внимание на беспризорных и сирот; обеспечить широкие политехнические знания детям школьного возраста; подготовить новых “красных” работников просвещения. Предстояло также решить важные хозяйственные задачи: снабдить детей обувью и одеждой, топливом, питанием, учебниками, подыскать помещения «...для школ» [1. Ф. Р-23. Оп. 1. Д. 56. Л. 3].

В стратегии и тактике большевиков школа должна была стать важным средством пропаганды новой коммунистической идеологии. Учителям, перешедшим на сторону советской власти, предписывалось обязательное участие в распространении партийной литературы, пропаганде политической и экономической линии большевиков.

Уже 26 февраля 1918 г. вышло постановление Пермского Губернского исполнительного комитета Совета рабочих солдатских и крестьянских депутатов о запрещении преподавания в школах религиозных вероучений. Преподавание религии разрешалось лишь частным образом [3. С. 4].

Первые месяцы после октябрьских событий были временем конфронтации интеллигенции с новой властью. Учительство выступало против нелегитимного захвата власти большевиками. Недовольство вылилось в массовые забастовки учителей, которые охватили целый ряд городов России.

В феврале 1918 г. Государственной комиссией по просвещению было издано Постановление «О выборности всех педагогических и административно-педагогических должностей». В постановлении местным Советам предлагалось не позже июля 1918 г. организовать выборы всех лиц, работающих в школе. Желающим занять должности преподавателей необходимо было подать заявление в Советы с приложением партийной рекомендации. Отсутствие звания учителя или диплома «не являлось безусловным препятствием к занятию должности» [5. С. 23].

Часть учительства сочла для себя унизительным подавать в Советы прошения об оставлении на прежней службе. Многие учителя саботировали перевыборы, отказывались от подачи заявлений. В Пермской губернии школьной политике большевиков оказали сопротивление представители учительских союзов: Пермского учительского и Уральского педагогического в Екатеринбурге. Они объединяли в своих рядах в основном преподавателей средних учебных заведений. Советская власть довольно быстро почувствовала недоброжелательное отношение со стороны учителей, прежде всего городских. Пермские учителя саботировали мероприятия советской власти.

В январе 1918 г. члены Пермского учительского союза протестовали против ареста четырех учеников первой мужской гимназии. Учащиеся во время демонстрации вывесили на стенах гимназии флаг с лозунгом «Да здравствует Учредительное собрание!» [1. Ф. 603. Оп. 1. Д. 476. Л. 32]. Известно, что демократически настроенная интеллигенция к факту разгона большевиками Учредительного собрания отнеслась отрицательно.

Серьезное недовольство проявилось в марте 1918 г. в связи с указанием Совета рабочих и солдатских и крестьянских депутатов не финансировать школы города, пока в них не будет школьных советов.

Такие условия не устраивали учителей и были расценены ими как вмешательство в автономию школы. Советы, напротив, утверждали, что главную роль в школе должны играть не учителя, а родители учащихся. Позиция учителей по этому вопросу была определена еще в мае 1917 г., когда в Перми состоялся Губернский учительский съезд. На съезде отмечалась, что родительские комитеты рассматривают себя как «орган, контролирующий деятельность педагогов и надзирающий за ними, и нередко превращаются в принципиальную оппозицию учительству, не говоря уже о том, что часть родителей просто малокультурная публика» [2. C. 5].

По вопросу о школьных советах Пермский учительский союз предложил альтернативное, более демократичное решение: создать смешанную комиссию из трех сил: учительства, родителей и представителей Отдела народного образования, направить делегацию родителей к местным Советам за разрешением на создание такой комиссии. Особо оговаривалось, что председателем комиссии ни в коем случае не должен быть избран ни представитель отдела народного образования, ни представитель советской власти.

Решение вопроса о перевыборах учителей Учительский союз предлагал отложить до осени, мотивация была следующей: «Реформа школы должна быть решена в государственном масштабе и не должна быть местной» [1. Ф. Р-119. Оп. 1. Д. 154. Л. 142].

Тем не менее Наркомат просвещения РСФСР продолжал настаивать на немедленном проведении выборного начала в жизнь. В педагогическом журнале «Народное просвещение» разъяснялось, что выборное начало способствует непосредственному контролю населения над учительской деятельностью. Власть объясняла, что выборы учителей необходимы для пробуждения интереса населения к школьным проблемам [5. C. 53].

Но в действительности таким путем происходила очистка школы от так называемых реакционеров, предполагалось заменить их лицами, более лояльными к новой власти. К выборам допускались не только профессиональные педагоги, но и все желающие. Нужный результат обеспечивался решающим преобладанием в избирательных комиссиях представителей Советов. Как показывают факты, основное внимание в ходе выборов обращалось не на профессиональную пригодность кандидатов, а на их политические взгляды.

Весной выборы состоялись во многих учебных заведениях Перми, и часть учительства не была избрана. Причем наименьшее число голосов получали достаточно компетентные преподаватели. В частности, в Мариинской женской гимназии известная в городе О. Циммерман была забаллотирована, не получили достаточного количества голосов и ряд других педагогов [1. Ф. 42. Оп. 1. Д. 537. Л. 11].

В июне 1918 г. в Перми состоялся III Губернский учительский съезд. Споры по вопросам перевыборов учительства достигли своего апогея. Учителя были недовольны перевыборами [4. C. 2.].

Эпопея выборов, растянувшаяся на весь 1918 г., изобиловала конфликтами. Многие протестовали даже не против выборов, а против того, чтобы право на преподавание определялось политической лояльностью. В итоге напряженность в отношениях власти и учительства не исчезала, а уходила внутрь, порождая затаенную неприязнь [8. С. 44–45.].

Таким образом, учительство более бурно, чем другие группы интеллигенции, реагировало на происходившие изменения в школьной жизни, реакция была в большинстве негативная. Конфликты, как правило, происходили в городах, эхом докатываясь до сельских просвещенцев. Город задавал тон в делах, связанных с новой культурной политикой.

Начавшаяся Гражданская война сопровождалась ужесточением политики Советской власти по всем линиям. Было видно, как набирает темп централизация управления школой на местах, как меняет ся роль Советов по народному образованию, какую цель преследуют выборы учителей.

В декабре 1918 г. постановлением ВЦИК Всероссийский учительский союз был распущен, его имущество и финансы конфискованы, а печатные издания закрыты.

В августе 1918 г. на I Всероссийском съезде по просвещению были приняты исторические проекты «Положение о единой трудовой школе» и «Основные принципы единой трудовой школы» (Декларация), которые в октябре 1918 г. были законодательно утверждены ВЦИК и опубликованы.

Школа была объявлена трудовой, единой, бесплатной, светской, доступной всем, независимо от социального, имущественного положения и национальности. Эти принципы означали, что все звенья системы народного образования преемственно связаны между собой. Вводилось совместное обучение детей. Основным фактором выступала трудовая деятельность во всех ее проявлениях, широкое самоуправление. Разные типы начальных и средних школ, существовавшие до революции, были преобразованы в два типа: школы I и II ступеней. Разделение преподавателей на категории уничтожалось, оплата учительского труда производилась не поурочно, а помесячно. Школа была ориентирована на свободное творчество администрации, учителей и учеников. В учебном процессе роль учебников была снижена, отменены экзамены и оценки, учебные планы и программы разрабатывались на местах, активно применялись экспериментальные методики [5. С. 13–15].

Эти документы явились, по существу, изложением концепции советской реформы единой трудовой школы. Реальная жизнь подвергла значительной корректировке демократические принципы советского школьного строительства. Гражданская война способствовала дезорганизации системы образования. В стране неотвратимо наступала анархия. Школьные здания разрушались в ходе боевых действий, реквизировались войсками и военными учреждениями, были практически лишены ремонта. Школьный фонд в эти годы понес огромный ущерб. Не было топлива, стройматериалов. В школы не поступал необходимый инвентарь, тяжелейшая ситуация была с письменными принадлежностями. Школы были перегружены, сроки учебного года постоянно колебались и нарушались. В стране свирепствовали эпидемии, жертвами которых становились и учителя, и ученики.

Формирующийся в советской республике политический режим нуждался в интеллигенции. Однако учительство было дифференцировано, многие относились к новой власти настороженно, подавляющая часть весьма смутно представляла задачи новой школы. Власть же рассматривала учителя как основного проводника своей политики и большое внимание уделяла вопросам переподготовки учительства.

Летом 1918 г. Пермским губернским отделом народного образования были организованы первые советские шестинедельные курсы для учителей начальных школ губернии. На этих курсах впервые заговорили о трудовой школе.

Лекции о трудовой школе были приглашены читать профессора и преподаватели Пермского университета А. Г. Генкель (естествознание), Н. Е. Румянцев (психология), Н. Н. Савинов (история) и др. Курсы носили в основном теоретический характер, практические занятия были по лепке, рисованию и естествознанию. Была показана работа иллюстративной школы. Своих специалистов в области трудовой школы у большевиков пока не было, поэтому власти обратились за помощью к ученым [1. Ф. Р.-23. Оп. 1. Д. 57 Л. 16].

Профессор Н. Е. Румянцев, известный специалист в области детской психологии не только в Перми, но и в России, с группой пермских педагогов взял на себя миссию пропаганды идей новой трудовой школы. При поддержке Пермского уездного отдела народного образования в октябре 1918 г. было создано Педагогическое бюро, руководителем которого стал Н. Е. Румянцев, председателем школьно-санитарного отдела – доктор В. В. Рахманов, зав. бюро дошкольного воспитания – О. М. Варфоломеева и А. Серебренников. Основной задачей Педагогического бюро являлась пропаганда новой трудовой школы, встречи с учительством Пермского уезда. С осени 1918 г. под руководством Н. Е. Румянцева в Перми выходит журнал «Трудовая школа» [1. Ф. Р.-23. Оп. 1. Д. 57. Л. 17].

На страницах журнала можно было встретить методические рекомендации для учителей, обзоры литературы по трудовой школе, пропагандировались работы зарубежных и российских теоретиков трудовой школы: К. Кершенштейнера, Г. Гансберга, Н. К. Крупской, П. Блонского. Особое предпочтение журнал отдавал статьям американского педагога Дж. Дьюи. Члены бюро выезжали с лекциями о трудовой школе в различные населенные пункты Пермского уезда: Ильинское, Нижние Муллы, Мотовилиху. Идеи трудовой школы не везде были встречены положительно. К примеру, крестьяне сел Култаево, Чуваки и Нижние Муллы считали, что лепка, рисование и экскурсии учащимся не нужны. Особенно негативно крестьяне выступали против отмены преподавания Закона Божьего [9. C. 3].

С декабря 1918 г. по июль 1919 г. Пермь оказалась под контролем правительства А. В. Колчака. Несмотря на изменение политической ситуации, жизнь школы не замерла, продолжили работу многие учебные заведения. 30 марта 1919 г. состоялось открытие педагогического кружка при университете. Пермские ученые профессора Д. В. Алексеев и Н. Е. Румянцев прочли доклады о реформе трудовой школы [7. C. 4]. 15 марта 1919 г. в Перми вышел в свет первый номер журнала «Свободная трудовая школа». Издателями вновь выступили профессор Н. Е. Румянцев и Н. Е. Бочкарев, один из активистов Пермского учительского союза. Несмотря на военное время, издатели продолжили работу по популяризации идеи трудовой школы, начатую ими осенью 1918 г. при большевиках. Получив финансирование от Министерства народного просвещения правительства А. В. Колчака – субсидию в 30 тыс. руб., пермские педагоги расширили свою деятельность и, уже не ограничиваясь рамками Уральского региона, развернули ее и в некоторых городах Сибири.

Основной задачей журнала была «теоретическая и практическая разработка вопросов воспитания и обучения; распространение в широких кругах учительства и общества убеждения в необходимости коренной реформы дела народного образования в духе демократических идей трудового воспитания». Сотрудничать с журналом изъявили желание профессора Пермского университета, деятели народного образования и учителя. Среди них профессора Д. В. Алексеев и Л. А. Булаховский, земский деятель Н. П. Белдыцкий, организатор Фребелевского общества О. М. Варфоломеева, профессора университета А. Г. Генкель, Ф. Я. Дьяков, Л. А. Зандер, школьный инспектор Оханского уезда Н. А. Меглицкий, деятели Пермского учительского союза В. А. Малаховский, Н. Н. Савинов, профессор С. П. Обнорский, учителя Н. П. Одинцов и Н. А. Мальцева, Н. Д. Румянцева, доктор В. В. Рахманов, профессор А. И. Сырцов, ученый ботаник П. В. Сюзев, деятели земства Л. Л. Толмачевский, Е. М. Хотенко и др. [7. C. 24].

Редакторы полагали, что миссия журнала состоит в том, чтобы указать учительству пути и средства осуществления школьной реформы, вдохновить и заинтересовать его новой работой. Реформировать в духе трудовых начал необходимо было не только школу, но и воспитание – семейное, дошкольное и внешкольное. Намечалось тесное сотрудничество с родителями учащихся. Предполагалось, что земское самоуправление будет принимать активное участие в жизни школы [6. C. 1].

При финансовой поддержке Министерства народного просвещения в Перми планировалось открыть Педагогический институт, и Н. Е. Румянцев в мае 1919 г. был избран общественностью г. Перми директором института. Мысль открыть в Перми Педагогический институт возникла еще в 1917 г. у деятелей земства. Открытие института планировалось осуществить к 1920 г., приурочив к юбилейной дате – 50-летию существования пермского земства. В 1918 г. открытие Педагогического института планировали и большевики. Пермский отдел народного образования настаивал на том, чтобы весь преподавательский состав и слушатели института были коммунистами.

В июне 1919 г. в Перми был объявлен прием на первый курс института. Принимались лица с полным средним образованием, при институте предполагался интернат, планировалась выплата земских стипендий для малоимущих слушателей. Этим планам не удалось осуществиться, так как в июле Пермь была освобождена Красной армией [7. C. 21].

С наступлением на Пермь Красной армии в июле 1919 г. 80 % пермского учительства ушли с войсками Колчака, надеясь на более спокойную жизнь в относительно «сытой» Сибири. В основном это были учителя средней школы. Ушли в Сибирь и профессора Пермского университета [10. Ф. Р-320. Оп. 2. Д. 151. Л. 94–98.]. Такая поддержка Белого движения со стороны городской учительской и научной интеллигенции объясняется активной агитацией. Правительство А. В. Колчака на подконтрольных территориях для этой цели использовало организационную структуру – осведомительный отдел. На территории Прикамья в сферу влияния этого отдела входило около 500 школ Пермской губернии [1. Ф. Р-23. Оп. 1. Д. 56. Л. 4.].

В Сибирь последовали и издатели «Свободной трудовой школы». Во второй половине 1919 г. Н. Е. Румянцев и Н. Е. Бочкарев возглавили Обще-Сибирское справочно-педагогическое бюро, Центральный педагогический музей и продолжили издание журнала «Свободная трудовая школа» [7. С. 45].

В Томске, где волею судеб оказались лучшие научные силы страны, Н. Е. Румянцев за короткий срок организовал педагогические курсы для учителей, открыл несколько детских площадок, вместе с известным профессором С. И. Гессеном читал для учителей лекции о трудовой школе, которые вызвали небывалый интерес. Однако, в декабре 1919 г. профессор Н. Е. Румянцев скончался от эпидемии сыпного тифа. Его коллега Н. Е. Бочкарев в 1920 г. вернулся в Пермь и продолжил педагогическую деятельность, став деканом факультета дошкольного обучения Пермского педагогического института. Профессор С. И. Гессен после падения правительства А. В. Колчака эмигрировал за границу. Будучи крупнейшим теоретиком педагогики русского зарубежья, он пристально наблюдал за тем, как происходит становление новой школы в советской России. Таким образом, в 1918–1919 гг. в Пермской губернии, а затем и в Сибири действовала группа активных педагогов во главе с профессором Н. Е. Румянцевым, которая развернула большую и серьезную работу по популяризации трудовой школы в России. Педагоги стояли на позиции, которая укладывалась в формулу: «Школа должна быть вне политики». О деятельности группы знали обе противоборствующие стороны. Специалисты-теоретики трудовой школы были востребованы «по обе стороны баррикад», идея трудовой школы была универсальна. В период классового противостояния общества она как бы «перетекала» из одного лагеря в другой, так как удовлетворяла интересы всех социальных групп российского общества.

Практические наработки профессора Н. Е. Румянцева в области трудовой школы легли в основу проекта реформы государственной школы, разрабатываемого деятелями Министерства народного просвещения правительства А. В. Колчака. Работа над проектом реформы школы была завершена к лету 1919 г., и, таким образом, министерством была предложена собственная модель государственной школы, которая должна была действовать на территории Сибири и других территорий, подконтрольных правительству А. В. Колчака. Однако этому проекту не суждено было осуществиться. Для правительства А. В. Колчака приоритетным фактором была военная победа, а вопросы, связанные с образованием, оказались в числе второстепенных. В 1920 г. по политическим причинам министерство прекратило свое существование. Тем не менее грандиозный проект единой трудовой государственной школы был претворен в жизнь, но уже в условиях советской России.

Список литературы:

1. Государственный архив Пермского края (ГАПК).
2. Доклад комиссии по реформе школьного управления. – Пермь, 1917.
3. Известия Пермского губернского исполнительного комитета Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. – 1918. – 26 февраля. – № 29.
4. Известия по народному образованию Комиссариата народного просвещения Пермского губернского совета рабочих, крестьянских и армейских депутатов. – 1918. – № 4 (июль).
5. Народное просвещение. –1919. – № 4–5.
6. Освобожденная Россия. – 1919. – № 86. – 17 апреля.
7. Свободная трудовая школа. – 1919. – № 59.
8. Соскин В. Л. Формирование советской системы общего образования. Очерк социальной истории. – Новосибирск, 2000.
9. Трудовая школа. – 1918. – № 7. – 1 ноября.
10. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ).



SCHOOL LIFE OF THE PERM PROVINCE IN THE CONDITIONS OF THE CIVIL WAR AND THE PROJECT OF THE LABOR SCHOOL (1918–1919)

A. A. Kalsina

Abstract. The article reveals the process of reforming the school in the Perm province in the context of alternating political regimes during the Civil War (1918–1919) and the implementation of the project of the new labor school.

Keywords: Perm Province, civil war, labor school, teachers’ election, school reform, Perm Teachers Union.