Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Е. С. Вакина
Новосибирский государственный педагогический университет им. К. Минина

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЦЕРКВИ И ВЛАСТИ
ВО ВРЕМЯ РЕВОЛЮЦИЙ 1917 г.

Аннотация. Статья характеризует деятельность и роль Российской Православной Церкви во время революций 1917 г., а также ее взаимоотношения с новой властью. Автор подчеркивает, что Церковь имела большое значение в контексте общественно-политической системы российского государства в описываемый период, тем самым обосновывая обращение к указанному институту в контексте настоящего исследования. Ключевой вывод состоит в том, что жизнь Русской Православной Церкви стала стремительно меняться, начиная с февраля 1917 г. Приход к власти большевиков в октябре 1917 г. при этом внес в жизнь Церкви еще больше кардинальных изменений – власть отделила церковь от государства, издавая декреты, но ей так и не удалось окончательно отелить верующих от религии.

Ключевые слова: Церковь, Февральская революция, Октябрьская революция, церковно-властные отношения, 1917 год.


Изучение церковно-государственных отношений в России в 1917 г. продолжает интересовать исследователей и по сей день. Для наиболее полного анализа российской революции необходимо проанализировать роль церкви в развитии ее событий.

События февраля 1917 года по-прежнему остаются предметом ожесточенных споров. Вопрос остается открытым об отношении Российской Церкви к Февральской революции.

Как известно, Российская Православная Церковь являлась неотъемлемой частью русского государства. Все изменения, происходившие внутри государства, так или иначе отражались на церкви. Естественно, что церковь была потрясена событиями Февральской революции 1917 г. Но стоит отметить, что Российская Православная Церковь оказалась лучше подготовленной к происходящим событиям, нежели само государство. В конце февраля 1917 года события, происходившие в Петрограде, не сильно беспокоили Святейший Правительствующий синод Российской Православной Церкви. На тот период времени высший орган церковной власти занимался своей обычной работой, решая незначительные дела. Об этом свидетельствует протопресвитер военного и морского духовенства Г. Шавельский, который сообщает, что «царил покой кладбища» [1. С. 173].

4 марта состоялось первое официальное заседание Синода после революции, на котором новый обер-прокурор Владимир Львов провозгласил «свободу Церкви». После этого сообщения, как писали газеты, из зала Синода было вынесено императорское кресло. А уже 5 марта было отменено возглашение многолетия царствующему дому, и 6 марта Синод принял решение служить молебен о новом правительстве, после чего также была установлена молитва о «благоверном Временном правительстве». 9 марта Синод выступил с воззванием о поддержке Временного правительства, в котором говорилось: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути ...Временное Правительство вступило в управление страной в тяжкую историческую минуту ...Ради миллионов лучших жизней, сложенных на поле брани... ради спасения ваших собственных семейств, ради счастья Родины оставьте в это великое историческое время всякие распри и несогласия, объединитесь в братской любви на благо Родины, доверьтесь Временному Правительству; все вместе и каждый в отдельности приложите все усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы» [2. С. 57].

Российская Православная Церковь и до, и после февральских событий неизменно пыталась бороться за сохранение государственного порядка и не допустить братоубийственной вражды. Но в 1917 году ее голос не был принят во внимание.

Одним из первых решений, принятых Временным правительством, а в частности обер-прокурором В. Н. Львовым, было решение о роспуске старого состава Святейшего Синода. В состав нового Синода не входил ни один из трех митрополитов, которые были на тот момент в России. В нарушение канонов и иерархической дисциплины в состав Синода было включено 4 священника.

В конце апреля Святейший Синод объявил о начале подготовки к Поместному Собору. На этом Соборе подразумевалось решить одни из важнейших проблем православной церкви.

События Октябрьской революции происходили в период заседания Поместного Собора. В то время церковь большее внимание уделяла внутренним проблемам, нежели государственным.

Как известно, 25 октября (7 ноября) 1917 года после штурма Зимнего дворца было свержено Временное правительство. В. И. Ленин на II Съезде советов провозгласил власть советов, а фактически вся власть переходила в руки партии большевиков. В это время в московском Кремле проходил Поместный Собор, на котором решались вопросы о восстановлении патриаршества. В результате событий, происходивших в Петрограде, после нескольких дней упорного сопротивления Советская власть установилась в Москве. Поначалу церковь считала, что большевики продержаться недолго у власти.

Политика большевиков имела антирелигиозный характер, что не могло остаться без внимания со стороны православной церкви. Но в первые дни после установления власти этот вопрос еще не сильно беспокоил церковь. Поместный собор был занят выборами патриарха, а руководство большевиков в тот момент беспокоило установление власти. Однако надолго затягиваться это тоже не могло.

После окончания боев в Москве и после определения победы советской власти началось захоронение павших жертв. Большевики закапывали своих сторонников у стен Кремля, на Красной площади. На что незамедлительно отреагировал Собор. Уже 11 ноября 1917 года было принято особое воззвание к народу с осуждением деятельности большевиков.

Меньше чем через месяц, 2 декабря 1917 года, вышел документ «О правовом положении Православной Российской Церкви», в котором определялась жизнь церкви. Согласно этому документу, церковь становилась независимой от государства и обязана была соблюдать гражданские законы. Можно сказать, что этот документ являлся программой церкви в новых условиях существования.

Советская власть тоже не заставила себя долго ждать, и уже 31 декабря 1917 года (13 января 1918 года) был опубликован проект Декрета «о свободе совести, церковных и религиозных обществах», чаще всего известного как Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Руководствуясь этим документом, церковь отделялась от государства и лишалась всех привилегий. Таким образом, документ был радикальным для того времени, указывая на антирелигиозную политику советской власти. Например, в Петрограде были закрыты дворцовые церкви, конфискована синодальная типография.

Во исполнение декрета от 20 января 1918 г. у церкви начинают отбирать храмы и монастыри. Эксперт Наркомюста М. В. Галкин, бывший священник и один из авторов проекта декрета, побывав в конце 1918 г. в Новоладожском уезде Петроградской губернии, сделал заключение, что «монастыри благоденствуют по-прежнему. Так, например, в Зеленецком монастыре 28 монахов владеют 42 коровами». Вывод Галкина был категоричным: «Необходимо, не разрушая прекрасно поставленной молочной монастырской фермы, выселить из Зеленецкого монастыря монахов и устроить здесь санаторию или для детей петроградского пролетариата, или же для туберкулезных больных» [3. С. 64].

Русская Православная церковь, лишенная своих привилегий, была настроена против установления на территории России советской власти. Во время Октябрьской революции происходил Поместный собор Российской Православной церкви, на котором было восстановлено патриаршество и был избран Патриарх Тихон. Новому патриарху сразу же выпала тяжелая доля в борьбе с антирелигиозной политикой новой власти.

Подводя итог, можно сказать о том, что, начиная с Февральской революции, жизнь Русской Православной Церкви стала стремительно меняться. Но еще больше изменений стало происходить после прихода к власти большевиков, в ходе Октябрьской революции. Она отделила церковь от государства, издавая декреты, но власти так и не удалось окончательно отделить верующих от религии.

Первые годы ознаменовались массовыми отходами верующих от Русской Православной Церкви. Она, в свою очередь, теряла не только мощную поддержку, но и базу, на которой держалась. Церковь подвергалась гонениям, репрессиям, уничтожению церковных реликвий и храмов. Особенно это проявлялось в 1920–1930-х годах, когда была провозглашена антирелигиозная политика. Именно эти годы были самыми сложными для Русской Православной Церкви.

Список источников и литературы

1. Шавельский Г. И. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Н.-Йорк. 1954. Т. 2.

2. Церковные ведомости. 1917 № 915.

3. Тунеядцы Зеленецкого монастыря // Коммунар. Пг., 1918. № 1.

RELATIONS BETWEEN CHURCH AND GOVERNMENT
DURING THE REVOLUTIONS OF 1917

Vakina E. S., a student of the Novgorod State Pedagogical University

Abstract. The article describes the activities and role of the Russian Orthodox Church during the revolutions of 1917, as well as its relationship with the new government. The author emphasizes that the Church was of great importance in the context of the socio-political system of the Russian state in the period described, thereby justifying an appeal to the said institution in the context of this study. The key conclusion is that the life of the Russian Orthodox Church began to change rapidly, beginning in February 1917. The coming to power of the Bolsheviks in October 1917, at the same time, brought even more dramatic changes to the life of the Church: the government separated the church from the state, issuing decrees, but she never managed to finally get believers out of religion.

Keywords: Church, February revolution, October revolution, church-power relations, 1917.