Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Л. В. Женина
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМ ВЕЛИКОЙ РОССИЙСКОЙ
РЕВОЛЮЦИИ 1917 г. В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье анализируется практика сопровождения изучения вопросов Великой Российской революции 1917 года в образовательном процессе школы, рассматриваются аспекты целеполагания, определение содержательного пространства темы, в том числе и с точки зрения влияния событий на дальнейшую историю страны. Автор затрагивает проблемы выбора методического инструментария изучения данных тем учителями истории, указывает на важность сотрудничества образовательных учреждений с архивами и вузами для научного и конструктивного диалога по вопросам преподавания актуальных тем в школе.

Ключевые слова: история, революционные события, аспекты преподавания, целеполагание, содержание, стратегии обучения, Великая российская революция.


Переосмысление сюжетов эпохальных событий начала ХХ в. в научной историографии и общественном сознании вполне закономерно в условиях изменения общественно-политических парадигм, востребованности целостного и завершенного образа прошлого, объясняющего многие обстоятельства целого столетия российской истории. Именно данный процесс переживает сегодня тема революционных потрясений 1917 года. Научная и педагогическая общественность конструирует представления об образах исторического прошлого, выстраивает способы трансляции этих образов, в том числе и для подрастающего поколения в рамках системы образовательных институтов общества.

Формирование устойчивых представлений об исторических событиях в рамках «единого образовательного пространства» российской школы определяется нормативно-методическими документами. С одной стороны, активно внедряются новые подходы к организации процесса обучения и воспитания, определяемые стандартами образования [1], с другой – присутствует содержательная регламентация обучения истории в рамках реализации концепции единого учебника истории [2]. Что, безусловно, влияет на выстраивание процесса обучения истории в российской школе, в том числе изучение вопросов Великой Российской революции.

В современной российской школе востребованы, прежде всего, учителя истории, которые выступают активными субъектами деятельности, готовые участвовать в коммуникативном пространстве общества по обсуждению актуальных вопросов исторической науки, способные использовать свой интеллектуальный багаж для складывания в сознании школьников целостных мировоззренческих представлений о прошлом. Качество образования во многом зависит от учителя как субъекта деятельности, который в конечном итоге сознательно формирует субъектную позицию ученика, осмысленно принимающего разные, в том числе противоречивые и трагические сюжеты российской истории. Представляется, что профессионализм учителя во многом определяется его активной позицией, в том числе готовностью участвовать в научно-методических мероприятиях по обсуждению проблем науки и активно привлекать к участию в них своих учеников. Создание площадок для коммуникативного общения субъектов педагогического взаимодействия – важная задача общественных структур. Так, в архиве ПермГАСПИ создаются условия для обсуждения учителями методических проблем обучения истории революции в рамках историко-архивных чтений. Сотрудниками архива при содействии преподавателей вузов был организован семинар для педагогов школ города на тему: «Русская революция 1917 года: проблемы выбора стратегии преподавания». На семинаре обсуждались проблемы методики преподавания истории, рассматривались факты и их интерпретация в преподавании истории старшеклассникам, обмен опытом работы с учащимися, знакомство с архивными источниками о революционных событиях 1917 года и возможности их включения в образовательный процесс [3].

Для учителя истории, преподающего темы по истории революционного движения сегодня, актуализируется традиционное методическое триединство: зачем? Что? Как? преподавать историю Российской революции. Трудности восприятия событий 1917 г. учащимися основной и старшей школы во многом сопряжены с отсутствием интереса к многоплановым, содержательно наполненным темам, с одной стороны, и эмоциональной «тяжестью» содержания – с другой, что требует поиска особых «инструментов» работы с этим содержанием на уроках истории.

В рамках изучения тем революционного прошлого важным аспектом выступает целеполагание. Традиционный подход к постановке цели предполагал большую роль учителя в определении задач учебной деятельности, однако, данный подход не учитывал включенность в осмысление целей обучения учащихся, главных «потребителей знания». Осмысленность и глубина понимания важных сюжетов исторического прошлого возможна только при включенности учеников, их заинтересованности в определении собственных целей обучения.

Дидактические цели преподавателя, безусловно, будут учитывать вопросы формирования объективного представления о событиях 1917 года (а возможно ли оно?), акцентировать внимание на противоречивости данных событий и их неоднозначной историографической и общественной оценки и пр. Однако цели учащихся могут быть совсем иными, как более конкретными, с точки зрения детальности биографической и исторической фактологии, так и в большей степени оценочными, обобщенным с позиции их влияния на современное состояние российского общества. Совместное целеполагание, нахождение обоюдных интересов «равноправных субъектов образовательного процесса», безусловно, влияет на более осмысленное изучение вопросов революционного прошлого и формирование мировоззренческих идей школьников.

Сложным и одновременно наиболее значимым является содержательный аспект преподавания вопросов революционных событий. Отбор содержания, конечно, представлен в учебной литературе, что позволяет и учителю, и ученику ориентироваться в сложных перипетиях революционного времени. Но методологическая новизна подходов в исторической науке к освещению тем революционного прошлого, безусловно, не должна проходить мимо учителя, который в большей степени ориентирован на монографическую литературу и научные статьи при отборе содержания данных тем [4]. Однако для школьников более привычно осуществлять поиск содержания в информационном пространстве интернета, который задает многообразие трактовок данного явления: как с устоявшихся позиций, свойственных советской историографии, так и в современной научной полемике по вопросам периодизации и изменения названия революции, роли исторических персонажей и пр. Что порождает в сознании большинства школьников «хаос», размытость, «гибридность» в восприятии революционного прошлого. Роль учителя теперь в большей мере сводится к комментированию, высказыванию своих четких позиций по вопросам российской истории, с учетом достижений современной исторической науки.

Важным элементом работы при изучении вопросов Великой Российской революции в средней школе является интерпретация содержания с учетом влияния данных событий на историческую судьбу России. Чаще всего звучат мнения о важности избегать оценочных суждений, необходимости рассказывать о том, какой опыт можно извлечь из прошлого, делать акцент на созидательном потенциале прошлого, позволяющем двигаться дальше [5]. В современном российском обществе эмоциональная окраска событий революционного прошлого достаточно высока, что вполне естественно, учитывая гражданское противостояние и его трагические последствия для судеб большинства россиян. Но также существенно излагать факты через призму «холодного взгляда», позволяющего актуализировать прошлое, видеть его проблемы в контексте эпохи для моделирования целостного представления о революционных событиях 1917 г.

Методический аспект преподавания сюжетов революционной истории России также заслуживает особого внимания. Традиционное использование пассивных стратегий обучения не несет значимый эффект для формирования целостной картины прошлого, осмысленного взгляда на прошлое страны. В современной системе российского образования наиболее востребованными являются активные и интерактивные техники и технологии, позволяющие самим учащимся выбрать направление движения к поставленной цели, опередить пути достижения цели и получить качественные образовательные результаты. Наиболее интересными формами в этом смысле является организация исследовательской и проектной деятельности школьников, в том числе с архивными источниками, позволяющими, с одной стороны, ярко и живо представить историческое прошлое через документы эпохи, с другой – стать основанием для формирования умений работать с важными историческими документами, систематизировать их, выстраивать рассуждения и обобщения на основе «открытых» страниц истории и пр.

Еще одной интересной формой являются дебаты, дискуссии, позволяющие организовать обмен мнениями, возможность слышать друг друга, прийти к консенсусу или единому взгляду на противоречивые сюжеты революционной истории. Так, интересной площадкой для дискуссии школьников по проблеме революции 1917 г. стал архив ПермГАСПИ (в рамках историко-архивных чтений). Была открыта дискуссионная площадка, в рамках которой учащиеся центральных школ города Перми дебатировали по поводу актуальной темы: «Революция 1917 г.: случайность или неизбежность». В состав жюри вошли ведущие ученые города, которые дали свою оценку мнениям и суждениям учащихся. Во время дебатов команды выдвигали аргументы и контраргументы в защиту своих позиций, умело задавали вопросы, отвечали на поставленные в ходе дискуссии вопросы. Участники дискуссии проявили умение аргументировать свою позицию, правильно строить свою речь, выступать перед аудиторией, совершенствуя свои ораторские способности, активность и заинтересованность в дебатах проявили все участники [3].

Итак, содержательные и методические аспекты преподавания тем революции 1917 года многогранны и масштабны. Осмысление этих аспектов требует вдумчивого анализа практики работы педагогов, конструктивного взаимодействия образовательных учреждений с социальными партнерами, в том числе с архивами и вузами.

Список источников и литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

2. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории

3. Ноябрьские историко-архивные чтения в Пермском Партархиве

4. Российская революция 1917 года: власть, общество, культура / Отв. ред Ю. А. Петров. М.: Политическая энциклопедия, 2017. С. 133.

5. Конференция «Великая российская революция 1917 года: проблемы истории и проблемы преподавания»

CONTENT AND METHODICAL ASPECTS OF TEACHING
THE TWELVE RUSSIAN REVOLUTION
OF 1917 IN MODERN SCHOOL

Zhenina L. V., Candidate of Historical Sciences

Abstract. The article analyzes the practice of accompanying the study of the Great Russian Revolution in 1917 in the educational process of the school, examines aspects of goal-setting, the definition of the content of the topic, including from the point of view of the impact of events on the country’s further history. The author touches upon the problems of choosing methodological tools for studying data by those teachers of history, points to the importance of cooperation of educational institutions with archives and universities for a scientific and constructive dialogue on teaching relevant topics in the school.

Keywords: history, revolutionary events, aspects of teaching, goal-setting, content, learning strategies, the Great Russian Revolution.