Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Н. Г. Горошенкина, Е. А. Горошенкина
СОШ № 27 г. Перми

СЛОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА
ИЗУЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г.
В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье сформулированы ключевые сложности, с которыми сталкивается учитель общеобразовательной школы в процессе преподавания истории революции 1917 года. Автор подчеркивает, что тема революций является дискуссионной в границах российского исследовательского дискурса: нет конвенционального понимания, например, того, сколько всего революций произошло в 1917 г. Первой описываемой сложностью преподавания выступает отсутствие современной электронной хрестоматии, которая позволяла бы учителю истории работать с содержательно глубоким и многосторонним тематическим материалом (в т. ч. с архивными данными). Вторая описываемая сложность заключается в том, что формированию исторического мышления на примере региональной истории в современных условиях уделяется недостаточное внимание.

Ключевые слова: преподавание истории, общеобразовательная школа, российская революция 1917 г., хрестоматия, дискуссионность, образовательные стандарты.


Ни в одной стране мира нет такой яркой реакции на термин «революция», как в России. Во Франции и Англии преподавание революционных событий представлено с позиции гордости за завоеванную свободу, пусть и ценой жизни их королей. В России этот вопрос не отпускает умы ученых историков: «Сколько революций было в России, и кто их совершил? Знаем ли мы все о событиях столетней давности, или есть источники, которые от нас прячут? Был ли Октябрьский переворот заказан из-за рубежа и оплачен из кармана банкиров? Действительно ли гражданская война стала столкновением богатой аристократии и бедных рабочих и крестьян?» Слово «революция» вызывает не меньшее волнение, чем сто лет назад. Даже временной отрезок, на котором совершалась российская революция, вызывает споры» [1].

Что же говорить о учителях истории общеобразовательных школ? Мы поставлены перед дилеммой: подготовить учеников к ЕГЭ согласно требованиям Стандарта, не уйти в собственный субъективизм, учесть разные точки зрения в оценке революционных событий, сформировать представление о историческом событии или процессе. Гражданская война, разделившая страну на белых, красных, зеленых, в сознании преподавателей старшего поколения завершилась победой красных (читай – «наших»). Молодые преподаватели более свободно оценивают событие, но и они выключить эмоциональную составляющую в оценке не могут, и она, как правило, негативная. Задача учителя – сформировать объективную точку зрения. И здесь мы и сталкиваемся с проблемой использования объективной информации. Мы должны понять, что школьный учитель учит исследованию на примере учебника и подобранных им материалов, но время исследования на уроке весьма ограничено 2–4 часами, отведенными учебной программой. И не хватает простой, казалось бы, вещи – хрестоматии с документами, как это было в предыдущие периоды школьной истории. Подбор документов по темам, а по проблемным и неоднозначным – тем более, и удобнее современному учителю эти материалы иметь в электронной версии. Электронная версия хрестоматии по истории России может дополняться ежегодно и использоваться учителем на уроках в технологии «архивной истории». Задания на сравнение и оценку революционных событий должны быть верифицированы (выверены) так, чтобы учительское сообщество было согласно с формулировками, чтобы учащиеся в разных школах по стране понимали требования Стандарта. При этом, эти задания не должны предполагать однозначного ответа, но и не должны игнорировать фактические события истории.

Какие же хрестоматии доступны современному учителю? Большая часть из них либо была составлена около 20 лет назад: хрестоматия к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной (1999 год), либо ориентирована для студентов-историков, и при этом не лишена авторских оценок: хрестоматия, составитель В. А. Поцелуев (1997 год) и др.

Стоит отметить, что издательством «Дрофа» хрестоматия по истории России XX века все же была недавно обновлена и выпущена в электронном варианте [2, с. 388]. В ней частично представлены документы конца Февральской революции: декларация временного правительства, журналы временного правительства, ряд постановлений. Конечно, представлен также и Указ № 1 Петросовета. Период между двумя революциями укладывается в несколько выдержек из работ В. И. Ленина и обращение Л. Г. Корнилова. Далее без каких-либо оснований и документов, обосновывающих корни нерешенных проблем, начинается раздел «Октябрьская революция». Раздел представлен высказываниями революционеров и первыми декретами советской власти. Таким образом, раздел хрестоматии по периоду революций 1917 года укладывается в 32 страницы. Безусловно, для проведения учебного исследований, попыток построения аргументации, формирования собственной позиции данного количества документов является крайне недостаточно.

Революция 1917 года, сколько их было: одна с февраля по октябрь; две – февральская и октябрьская; кто в чем виноват; альтернативы развития страны и бесконечное количество вопросов в оценке роли личностей – это только часть вопросов, которые мы пытаемся решить на уроке, и часто быстро, поверхностно и бездоказательно, то есть без опоры на исторические и архивные материалы. Если же учитель готовит «архивно» обоснованный урок, то это занимает много времени и сил. Как мы видим, ни хрестоматии, ни имеющиеся учебники не готовы помочь учителю и ученику на сегодняшний день решить эту проблему.

Еще одна серьезная проблема – это формирование исторического мышления на примере региональной истории. Как протекали революционные события в Перми и Пермском крае, учеными изучено хорошо. А учителя и ученики? Поездка в архив – целая эпопея. Архивные материалы должны быть доступны учителю в электронном виде – хрестоматийные подборки по темам, например. И тогда можно формировать историческое мышление и закреплять знание фактов в дискуссиях и исторических спорах на уроке. И здесь на помощь учителю все же пытаются прийти архивы, развивающие архивную педагогику и социальное партнерство со школами, но ресурсы их недостаточны, сотрудники работают с массой документов, в Пермском архиве более миллиона единиц хранения и на запросы времени отвечать не успевают физически. Надеемся, что в ближайшем будущем уроки истории, посвященные революциям, станут не просто перечислением фактов и точек зрения учителя, а настоящими исследованиями, созданными на основе архивных источников.

Список источников и литературы

1. Сайт издательства «Дрофа». Российский учебник. Электронный ресурс-режим доступа к странице (дата обращения 14.04.2018).

2. История России. Хрестоматия. 6–10 классы. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2015.

COMPLEXITY OF THE ORGANIZATION OF THE
PROCESS OF STUDYING THE RUSSIAN REVOLUTIONS
OF 1917 IN THE MEDIUM SCHOOL

Goroshenkina N. G., Goroshenkina E. A., teachers

Abstract. The article outlines the key difficulties faced by the teacher of the general education school in the process of teaching the history of the 1917 revolution. The author emphasizes that the theme of revolutions is a discussion topic within the limits of Russian research discourse: there is no conventional understanding, for example, of how many revolutions occurred in 1917. The first described complexity of teaching is the absence of a modern electronic textbook that would allow the history teacher to work with a meaningfully deep and multilateral thematic material (including archived data). The second described complexity consists in the fact that insufficient attention is paid to the formation of historical thinking on the example of regional history under current conditions.

Keywords: history teaching, comprehensive school, the Russian revolution of 1917, textbook, discussion, educational standards.