Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

С. Н. Штейников
Пермский кадетский корпус им. генералиссимуса А. В. Суворова

ШИРОКИНСКИЙ К. Г. – ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
ЗАКОНА БОЖЬЕГО В ПЕРМСКОМ РЕЧНОМ
УЧИЛИЩЕ в 1916–1918 гг.

Аннотация. Статья посвящена малоизвестным фактам из жизни священнослужителя Слудской Свято-Троицкой церкви К. Г. Широкинского, который являлся преподавателем Закона Божьего в Пермском речном училище в 1916–1918 гг. Описание судьбы К. Г. Широкинского осуществляется в контексте событий Революции 1917 г. Автор подчеркивает, что его работа – попытка осмысления человеческих судеб, перемолотых трагическими событиями Октябрьской революции.

Ключевые слова: К. Г. Широкинский, Пермское речное училище, преподавательский состав, священномученик, духовенство Слудской церкви, Революция 1917.


В этом году, как всем известно, Россия перешагивает столетний рубеж от начала Октябрьской революции. Мы пытаемся еще раз осознать и определить роль этого события для истории страны и, подчеркивая неоспоримую значимость этой даты, как одной из самых решающих и переломных в истории Родины, делаем попытку осмысления человеческих судеб, перемолотых этими трагическими событиями.

Перемены, возникшие в результате ряда важных исторических событий, безусловно, касались каждого в нашей стране, не обошли они стороной и Пермское речное училище.

Так, в 1916/1917 учебном году в преподавательском штате Пермского речного училища произошли серьезные изменения: на смену старому составу были набраны новые педагоги. Одним из новых преподавателей Закона Божьего, пришедшим на смену Николаю Разумниковичу Дягилеву, священнику Слудской Свято-Троицкой церкви, стал Константин Григорьевич Широкинский. Так как училище находилось вблизи Слудской Свято-Троицкой церкви, в течение многих лет священнослужители именно этого храма преподавали Закон Божий в ПРУ.

Обратимся к биографии К. Г. Широкинского. Родился он в 1871 г. в Самарской губернии. До перевода в г. Пермь служил в Бугурусланском духовном училище, а также в Самарской епархии. 17 февраля 1915 г. отец Константин был перемещен, по прошению, на вакансию священника второго штата в Слудскую Свято-Троицкую церковь г. Перми [1].

Осенью 1918 г. пермские чекисты выдали ордер за № 2330 на арест гражданина Широкинского [2. Л. 7]. И уже в ночь с 9 на 10 сентября 1918 г. произвели аресты и заключили в исправительное арестантское отделение К. Г. Широкинского, а также священника Свято-Троицкой церкви г. Перми Е. С. Будрина; оба они преподавали Закон Божий с 1913 по 1917 гг. в Речном училище. Производить арест было поручено Плакше. Сотрудниками ЧК был произведен обыск в доме, расположенном рядом с церковью, где проживали священнослужители. В ходе обыска были изъяты фотографии арестованных священников, фотографии из семейного архива, а также вся личная переписка [2. Л. 8].

Кроме того, что Широкинский находился долгое время под арестом, больше ничего не было известно до 11 сентября 1918 г. Следуя архивным данным, стали известны факты неоднократных попыток детей Константина Григорьевича предпринять все возможное для освобождения своего отца. Ими было написано прошение в Пермский губернский Чрезвычайный Комитет, с тем, чтобы их отца выпустили, однако на хранящихся в архиве четырех прошениях стоит одна и та же резолюция – «Отказать!» [2. Л. 6].

Следующую попытку освободить обоих священнослужителей предприняло пермское духовенство. 28 сентября 1918 г. в Пермский комитет ЧК поступило заявление, датированное 24 сентября 1918 г., за подписью 33 священников, дьяконов, псаломщиков: «Настоящим просим Пермский Губернский чрезвычайный комитет разрешить нам взять на поруки арестанта: священника Константина Широкинского, так как его отсутствием тягота службы в его обширном приходе ложится тяжелым бременем на его сослуживцев, обязанных притом обеспечивать полным содержанием семью заключенного». Но и эти попытки были тщетными. Органы власти оставили без внимания заявление от духовных лиц [2. Л. 3, 4, 5].

После ареста К. Г. Широкинский и Е. С. Будрин, находясь в арестантском отделении, не вызывались на допросы в течение двух дней. В результате 12 сентября 1918 г. ими было написано прошение об объяснении причины ареста. В нем говорилось: «…мы просим вызвать нас на допрос по возможности в первую очередь и освободить нас на том основании, что никаких контрреволюционных выступлений против Советской власти мы не делали. Между тем нами по получении Известий Московского Центрального Комитета № 186 (30 августа) были тотчас же приняты необходимые шаги к исполнению сказанной инструкции. А именно, было назначено, с разрешения комитета по борьбе с контрреволюцией, заседание приходского Совета с целью выработать необходимый порядок работы по производству описи церковного имущества для передачи Совдепу, каковая опись требуется в 3-х экземплярах» [2. Л. 9].

В деле, хранящемся в архиве, нет протоколов допросов. Только ордер на арест, прошение Пермского духовенства, прошения детей и более ничего. Более чем странным на этом фоне выглядит приговор, вынесенный К. Г. Широкинскому. К сожалению, для того времени этого было достаточно для ЧК, чтобы вынести смертный приговор.

4 октября 1918 г. Пермская губернская чрезвычайная комиссия, рассмотрев дело по обвинению священника К. Г. Широкинского «как монархиста и контрреволюционера», постановила: «Гражданина Широкинского объявить вне закона и расстрелять», приняв во внимание, «что факт принадлежности Широкинского к монархизму и как контрреволюционера установлен». 4 октября 1918 г. приговор был приведен в исполнение, К. Г. Широкинский был расстрелян [2. Л. 9].

Прокуратурой Пермской области от 5 .07. 1999 г. К. Г. Широкинский был реабилитирован на основании ст. 5 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий от 18. 10. 1991» [2. Л. 11].

Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, состоявшимся 13–16 августа 2000 года, он был прославлен в лике священномученика, для общецерковного почитания. Представление было представлено от Пермской епархии [3].

Еще одна трагическая судьба в ряду таких же трагических судеб, которые, казалось бы, безвестно канули в небытие, но о которых мы обязаны знать, чтобы объективно и беспристрастно делать выводы о том или ином периоде истории нашей страны.

Список источников и литературы

1. Забытые имена Пермской губернии. (дата обращения: 29.10.2017).

2. Пермский государственный архив новой и новейшей истории. Ф. 641/1, Оп. 1, Д. 10966. – Л. 1–13.

3. Русская православная церковь. (дата обращения: 29.10.2017).

SHIROKINSKY K. G. – TEACHER OF THE LAW OF THE
PERM RIVER COLLEGE IN 1916–1918

Shteynikov S. N., history teacher in Perm Cadet School No.1

Abstract. The article is devoted to little-known facts from the life of the clergyman of the Sludskaya Holy Trinity Church, K. G. Shirokinsky, who was a teacher of the Law of God in the Perm River College in 1916–1918. Description of fate K. G. Shirokinsky is carried out in the context of the events of the Revolution of 1917. The author emphasizes that his work is an attempt to comprehend the human destinies, milled by the tragic events of the October Revolution.

Keywords: K. G. Shirokinsky, Perm River College, faculty, the Martyr, clergy, Sludskii Church.