Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Н. А. Габова
Коми-Пермяцкий институт повышения квалификации работников образования

РЕВОЛЮЦИЯ И НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В КОМИ-ПЕРМЯЦКОМ ОКРУГЕ

Аннотация. В представленной статье, содержание которой основано на изучении архивных документов, рассматриваются изменения в особенностях образования у коми-пермяков после революции 1917 г. Автор приходит к выводу о том, что ликвидация безграмотности, создание общеобразовательных школ, введение всеобщего начального образования и обучение детей на родном языке стали реальностью только после революции, не являвшись таковой до нее. Революция, таким образом, выступила катализатором развития народного образования в Коми-Пермяцком округе.

Ключевые слова: церковно-приходские и земские школы, низкий процент грамотности, народное образование, общеобразовательные школы, ликвидация безграмотности, всеобщее обязательное начальное обучение, обучение на родном языке.


Об обучении и воспитании молодого поколения в середине XIX века в Иньвенском крае российский этнограф, филолог и краевед Н. А. Рогов писал: «В нравственном отношении воспитание у пермяков очень немногосложно: ребенку запрещаются непозволительные шалости, упрямство, ослушание, но тем и оканчивается его моральная наука. Если ребенок не поступит впоследствии, на некоторое время, в приходскую или молитвенную школы, он явится самым непосредственным «сыном природы». В возрасте 10 лет некоторые, впрочем, весьма редкие отцы отдают мальчиков на год, на два в сельские школы, где учат их чтению, письму, молитвам и дают необходимые первоначальные понятия о вере, сколько они могут усвоить» [1. C. 41].

Небольшие школы, существовавшие до революции 1917 года, начинают появляться у коми-пермяков только в 70–90 годах XIX века, после реформ шестидесятых годов. Первые сведения о деятельности земств среди коми-пермяков относятся к 1868 году, когда было открыто народное училище в селе Архангельском [2. С. 21]. Позднее появляются школы грамоты, а затем – церковно-приходские школы, где основным предметом преподавания был Закон Божий. Церковно-приходская школа была основным типом начальной школы. Всего на территории Коми-Пермяцкого округа работало 98 церковно-приходских и земских школ. Процент охвата детей школами как церковно-приходскими, так и земскими был низким. В коми-пермяцких волостях Соликамского уезда в 1906\1907 учебном году в 33 школах духовного ведомства обучались 1031 мальчик и лишь 154 девочки. Например, в Волпинской церковно-приходской школе обучались 31 мальчик и одна девочка [3]. Учащиеся получали самые элементарные знания по арифметике, чтению и письму. Своей письменности народ не имел. До 1917 года лишь 15–17 % коми-пермяков были грамотными. Перед реформой 1861 года из 1000 пермяков-мужчин умели читать и писать четверо, из 2000 женщин – 1 [2. С. 25]. В Соликамском уезде из всех коми-пермяцких детей в возрасте от 8 до 16 лет училось только 15,6 %, а в Чердынском уезде 92,3 % подростков совсем не посещали школы и были безграмотными. За 36 лет (1861–1897 гг.) грамотность повысилась с 0,22 до 6 %. Если бы она поднималась такими темпами, то в условиях царизма для ликвидации безграмотности в нашем крае потребовалось бы 587 лет, тогда как после революции было покончено с неграмотностью за два десятилетия [4. С. 27].

Важную роль в развитии системы народного образования в национальных районах страны сыграли созданные сразу же после революции Народный комиссариат по делам национальностей и Народный комиссариат просвещения. По их инициативе почти во всех национальных районах страны проходили съезды и конференции народов, где наряду с другими решался и вопрос о народном образовании. Декреты Советского правительства об отделении школы от церкви (январь 1918 г.), о передаче всех учебных заведений в ведение Наркомпроса (февраль 1918 г.), об организации дела народного образования в Российской республике (июнь 1918 г.), «Положение о единой трудовой школе РСФСР», «Декларация о единой трудовой школе» имели первостепенное значение на этапе становления народного образования.

Работа по перестройке школы началась уже к 1918 году. Волисполкомы закрывали в коми-пермяцких деревнях церковно-приходские школы и делали их общеобразовательными. В начале 1918 года почти в каждой деревне края были организованы школы ликбеза. В 1918–1919 годах они работали нерегулярно, но к 1920 году повсюду возобновили работу [2. C. 26]. При наиболее крупных школах были созданы краткосрочные курсы по подготовке «ликвидаторов» – работников по ликвидации неграмотности. На этих курсах обычно занимались ученики старших классов и комсомольцы-активисты из местного населения. В 1921–1922 годах при Тиминской школе было подготовлено 12 человек «ликвидаторов», при Купросской – 21 человек, при Крохалевской – 13. Для многих ликбез был первой ступенькой в овладении знаниями, помог им впоследствии продолжить образование. Так, неграмотный крестьянин-бедняк деревни Сафроновой Кудымкарской волости И. С. Сафронов после окончания ликбеза окончил губернскую партийную школу и многие годы находился на ответственной советской и партийной работе [5].

Большую работу по ликвидации неграмотности среди взрослого населения провело общество «Долой неграмотность», которое организовало 79 пунктов ликвидации неграмотности. Первые организации этого общества на территории округа возникли в июле 1924 года. На 1 января 1926 года в округе действовало 43 ячейки общества с количеством членов 950 человек. За 10 лет: с 1925 по 1935 год – обучено неграмотных свыше 40 тысяч человек [6].

К концу 1920 года в крае существовало 75 регулярно действующих школ. Для детей бедняков волисполкомы края систематически выделяли мануфактуру и обувь. Так в октябре 1920 года Кудымкарский волисполком выделил школам волости 89 аршин «костюмной» и 1220 аршин «легкой» мануфактуры, кроме того школы получили нитки, обувь (20 пар), яблоки. Для улучшения питания учащихся школам отпускались мука и картофель. Почти все школы края в 1920/1921 учебном году получили большие пришкольные участки для выращивания овощей.

Положение учительства и их материальный уровень после революции постепенно меняется. На семью учителя выдавалось в месяц по 6–10 кг зерна – ячменя или овса – ничего больше. Несмотря на это, учителя, верившие в великое дело революции, не покидали своих постов. Даже когда в 1920/1921 году из-за отсутствия средств была распущена старшая группа учащихся Кудымкарской школы 2-й ступени в 25 человек, то по инициативе учителя Н. М. Вилесова учителя работали с ней бесплатно целый год [7].

К концу 1924/1925 учебного года школьная сеть края состояла из 85 начальных школ (школ первой ступени) со сроком обучения 5 лет (69 из них вели обучение на коми-пермяцком языке), 3 семилеток и 2 школ 2-й ступени в Кудымкаре и Юсьве. Одним из достижений в области народного образования в округе является обучение детей в школах на родном языке. В 1921 году коми-пермяцкие дети получили букварь на родном языке, изданный в Сыктывкаре. Общее количество учащихся в школах составляло 5842 человека, из них 60 % коми-пермяков [6].

В 1925/1926 году в округе функционировало 112 школ. Число учащихся по сравнению с дореволюционным временем возросло в 1,5 раза [8]. С 1925 года по 1934 год в округе было построено школьных зданий в несколько раз больше, чем это сделало самодержавие для коми-пермяков за сотни лет. Строительство новых школьных помещений и ежегодное увеличение отпускаемых средств на народное образование создали необходимые условия для осуществления всеобщего обязательного начального обучения. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 25 июля 1930 года «О всеобщем обязательном обучении» в округе в 1930–1931 учебном году было введено обязательное начальное обучение. Начальных школ в 1935 году было уже 164. По переписи населения в 1939 году грамотных коми-пермяков было уже 75 % [4. С. 29]. Все национальные школы были обеспечены учебниками на родном языке и учебниками для обучения русскому языку.

Ликвидация безграмотности, создание общеобразовательных школ, введение всеобщего начального образования и обучение детей на родном языке – это все стало реальностью только после революции.

Список источников и литературы

1. Рогов Н. А. Материалы для описания быта пермяков; стереотипное издание. Пермь. 2008.

2. Кривощекова А. Ф. Очерки истории коми-пермяцкой школы. Молотов. 1956.

3. ГКБУ «Коми-Пермяцкий окргосархив». Ф. 10. О. 1. Д. 2.

4. Бачев Г. Т., Яковкин В. Н. Развитие народного образования в Коми-Пермяцком округе. Пермь. 1959.

5. 10 лет Коми-Пермяцкого национального округа. Материалы к докладу ВЦИК. Свердловск. 1935.

6. ГКБУ «Коми-Пермяцкий окргосархив». Ф. 10. О. 1. Д. 8.

7. ГКБУ «Коми-Пермяцкий окргосархив». Ф. 10. О. 1. Д. 11.

8. ГКБУ «Коми-Пермяцкий окргосархив». Ф. 80. О. 1. Д. 2.

THE REVOLUTION AND PEOPLE’S EDUCATION IN
KOMI-PERM AUTONOMOUS REGION

Gabova N. A. Senior Methodist, Komi-Perm Institute of Teacher Training

Abstract. In the presented article, the content of which is based on the study of archival documents, the changes in the educational features are considered after the revolution of 1917. The author comes to the conclusion that the elimination of illiteracy, the creation of general education schools, the introduction of universal primary education and the education of children in their native language became a reality only after the revolution, not being such before it. The revolution, thus, acted as a catalyst for the development of public education in the Komi-Perm autonomous region.

Keywords: Parish and rural schools, a low percentage of literacy, public education, public schools, elimination of illiteracy, the universal compulsory primary education, education in a native language.