Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Л. М. Гизатуллина
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики» – Пермь

ПРЕДЧУВСТВИЕ РЕВОЛЮЦИИ:
ЖИЗНЕННЫЙ МИР СТУДЕНТОВ РОССИЙСКОЙ
ПРОВИНЦИИ В ПРЕДРЕВОЛЮЦИОННЫЙ
ПЕРИОД НА ПРИМЕРЕ г. ПЕРМИ

Аннотация. Статья фокусируется на дореволюционном периоде, который рассмотрен сквозь призму отношений студентов учебных заведений со школьной администрацией и сверстниками; освоения ими городского пространства, сопутствующих ему формальных и неформальных практик. Выделены функции образовательных учреждений, постепенное изменение внутреннего порядка которых заставляет по-разному реагировать молодых людей на усиление контроля, дисциплину и другие перемены.

Ключевые слова: студенчество, революция, дисциплина, практики, городское пространство, городской образ жизни, нелегальные ученические журналы.


В конце XIX – начале XX вв. в России продолжаются модернизационные процессы, запущенные в 40-е годы. Промышленность в начале нового века достигает качественно нового уровня, что способствует росту городского населения. Урбанизация трансформирует жизненный уклад населения страны. Приезжее население вынуждено осваивать новые нормы и искать новые стратегии выживания, которые в значительной степени отличаются от прежних привычных им сельских. На жизни города это сказывается непосредственным образом: формируются новые социальные группы (корпорации) [1. C. 100], которые теперь вынуждены сосуществовать в обезличенном пространстве города.

Именно в этом пространстве аккумулируются разного рода силы и социальные группы, которые государство стремится взять под контроль. Эффективным, а потому важным инструментом в объединении этих разношерстных социальных групп и сглаживании конфликтов между ними являются институты образования. Учебные заведения не только подготовят кадры для бюрократической машины, квалифицированных рабочих и служащих – они привьют определенную корпоративную культуру молодым людям и особые ценности [2. C. 85], что создаст между воспитанниками некоторое единство. Это единство основывается на общих культурных ценностях, наличии общей истории и, конечно, освоении школьных правил, которые несут в себе правила городского общежития и рабочей дисциплины.

В начале XX века школа уже перестает быть сословной. Даже в классической гимназии значительную часть учащихся составляли дети служащих, ремесленников, даже крестьян. Учащиеся из сельской среды сталкиваются с проблемами освоения нового городского пространства. Его освоение начиналось именно со школы. Зная и выполняя правила, установленные в ней, ученик знакомился с правилами жизни в городе вообще. Ученику следовало освоить новые социальные практики, приспособиться к новым нормам поведения и общения.

В этих условиях разворачивается процесс отрицания и конфронтации с существующим монархическим режимом правления. Это усложняет существующую реальность, которая принимает переходный характер, то есть в ней крайне обостряются назревавшие противоречия. Власть с большой настороженностью начинает отслеживать все явления, связанные с выражением неудовольствия, протеста, и пытается их пресекать, подавлять и предупреждать. Повседневная реальность политизируется.

Школьная система как отражение городской общественной структуры чутко реагирует на эти изменения. Все нововведения со стороны администрации учреждений вводятся с разрешения местных властей и губернатора, однако все изменения и отклонения от планов и установленных норм воспринимаются с большим подозрением и опаской. Примером служит частная женская гимназия Барбатенко, открытая в Перми в 1902 году женой Александра Васильевича Синакевича – статского советника, общественного деятеля, в 1893–1898 – городского головы – Любовью Васильевной Барбатенко.

В фонде Пермского охранного отделения Министерства Внутренних дел Российской империи хранится дело «по наблюдению за воспитанниками средних учебных заведений», где собрана информация о деятельности не только учащихся, но и персонала гимназий и семинарий. Среди дел часто упоминается именно эта частная гимназия, которая «Среди учебных заведений Перми обращает на себя внимание, составляя резкий и «странный» контраст с прочими. Так, там отсутствуют общепринятые «отметки» для оценки познаний учащихся, предметы по классам проходятся вне обычных программ, уроки прекращаются обычно до Пасхи, а на Рождество и Масленицу ученицы распускаются иногда неделей раньше остальных заведений». [3. Л. 5]. Непохожесть системы поощрений учащихся, иной распорядок и отличная от других программа предметов пугает местную власть. Подобная деятельность рассматривается властью как разрушение той желаемой модели человека, которая должна получиться по окончании обучения. Обычный служащий должен быть дисциплинирован и достаточно образован для ведения канцелярии. Рождение собственных идей или критический ум внесут диссонанс в совместное сосуществование его с властью, поэтому, в особенности на средней ступени образования, всякая инаковость пресекается.

Служащие охранного отделения начинают собирать информацию о держателе учебного заведения и всем персонале, оценивая их на предмет политической благонадежности:

«Председателем педагогического совета этой гимназии состоит надворный советник Александр Иванович Тихонравов…человек с большими странностями. Вегетарианец. Может быть, к нему следует отнести инициативу объясненных «особых» порядков заведения» [3. Л. 14]. В примере автор документа выстраивает своеобразную логическую цепочку и обнаруживает закономерную связь вегетарианства и особых порядков учебного заведения.

Под бдительным контролем оказываются не только ученики, но и сами преподаватели. Образовательная система воспроизводит саму структуру городского общества. Любые отклонения от нормы, даже не связанные прямым образом с делом, служат для начальства сигналом.

Решающее влияние на личность ученика оказывает та классная, товарищеская среда, в которой молодой человек проводит большее количество своего времени. Школьное товарищество формирует взгляды ученика, прививает определенный тип поведения [4. С. 25]. Оппозиционность их взглядов школьным принципам делало эту среду благоприятной для разного рода идей, в том числе революционных.

Новые правила поведения, которые должен освоить ученик для жизни в городской среде, более того, существующий контроль, который, к тому же, еще более усиливается со стороны власти государственной, губернской, а следовательно и школьной, вызывает у гимназиста протест. Этот протест он старается выразить. Открытые протесты и поведение, противоречащее общепринятому, строго пресекаются. Ученику, устроившему словесную перепалку с преподавателем, в качестве наказания пришлось провести месяц в тюремной камере, а когда служащие МВД еще и нашли информацию о его попытках организовать в бывшем месте жительства – Харькове «союз борьбы против начальства», вовсе выслали его из Перми, дабы не смущать окружающую молодежь. Его напарника не наказали, видимо, сочли жертвой опытного преступника, но история, определенно, стала известна [5. Л. 3–7]. В силу возможного сурового наказания к открытому протесту прибегали немногие. На деле же ученики понимают, что все нормы и правила можно обойти, перехитрить, не вступая в открытое противоборство с системой.

Таким образом, ученики создают свою контркультуру. Несмотря на формальный запрет и исключение из семинарии в случае, если ученика видят употребляющим спиртное (мера была принята в пермской духовной семинарии ректором Лаговским) [6. Л. 10], ученики по-прежнему устраивают сборища с алкоголем, картами, читают и распространяют запрещенные брошюры. Более того, любопытным источником, позволившим реконструировать жизненный мир студентов, являются нелегальные журналы, которые подпольно издают учащиеся. В них они описывают свои будни, высказываются об учителях, дают оценки сверстникам, обсуждают пьяные выходки, говорят о политике. Ученики создают пространство, свободное от надсмотрщиков и наставников, где они абсолютно свободны, вольны делать то, что им захочется. Соответственно, интерес заключается в том, чтобы нарушить сложившуюся норму, нарушить запрет, в этом и проявляется вызов существующему режиму, оппозиционность ему.

«Мне лично приходилось слышать от некоторых своих товарищей, что «поэзия» для них начинается только тогда, когда они сидят за батареей бутылок пива или просто за бутылкой водки и когда они начинают чувствовать в голове действие винных паров, когда действительность для них скрывается в туманной дали или окрашивается в нежно-розовые цвета» [7. Л. 15].

Школьная действительность с множеством запретов, требований и обязанностей отходит временно на второй план. Исчезают все ограничители, и молодой человек начинает чувствовать «поэзию», то есть обретает на некоторое время свободу. Создается пространство, где все запреты и коллизии компенсируются. Осуждение этого в официальной среде делает такой досуг еще более притягательным.

Таким образом, правила, которые создаются внутри школы, универсальны, они равнодушны к внутреннему миру отдельного человека, его переживаниям. Для того чтобы осмыслить мир вокруг, учащиеся создают свою реальность, где происходит это осмысление, ведь, несмотря на то, что досуг как оппозиция официальным нормам нарушает принятые в школьной среде нормы, он не может существовать отдельно от них. Эта вновь созданная реальность есть дополнение школьной и неразрывна с ней.

Школьная система конструирует институциональные рамки, внутри которых молодой человек, студент вынужден существовать, организовывать свою повседневность. Но факт, что образовательная система выполняет множество функций, определенных заранее государством, все функционирование этого института напрямую зависит от воли властей. В период назревающих общественных волнений, дестабилизации политических устоев и нарастания ощущения социальной несправедливости в головах, прежде всего, молодых людей, возникает рассогласованность: с одной стороны, есть ценности, которые активно прививает школа, с другой стороны, существует реальность, в которой школа контролирует каждый шаг, а повседневность угнетает. Возникает вопрос: состоятельны ли эти ценности? В сознании молодых людей происходит излом, который они вынуждены компенсировать, создавая свою культуру – контркультуру, с другой стороны, они все еще живут в той системе координат, которая задана институтом, не прибегая к открытым попыткам противостояния, ведь все формальные запреты можно обойти. Неформальная культура становится регулятором отношений внутри системы, которую государство еще отчаянно стремится подчинять своей воле административными методами.

Список источников и литературы

1. Лурье Л. Питерщики. Русский капитализм. Первая попытка. СПб.: БХВ-Петербург, 2011. – 288 с.

2. Зубков И. В. Система начальных и средних учебных заведений в России (1890–1916 годы)// Расписание перемен: очерки образовательной и научной политики в Российской империи − СССР (конец 1880-х – 1930-е годы). – М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 88–150.

3. Дело о наблюдении за воспитанниками средних учебных заведений г. Перми//ГАПК.Ф-160. Оп.1. Д.11. 53 л.

4. Бушмаков А. В. Повседневность провинциального гимназиста начала XX в.// Человек. Сообщество. Управление. Пермь, 2006. Вып. 3. С. 118–131.

5. Дело об аресте учащихся пермской мужской гимназии Льва Королева и Бориса Вешневского за причастность к противоправительственной организации// ГАПК. Ф-65. О. 5. Д. 218. 7 л.

6. Доклад ректора о нравственном поведении учеников, о мерах к предупреждению нетрезвости среди учеников семинарии 1869–1870 г.//ГАПК. Ф-63. О. 1. Д. 38. 13 л.

7. Рукописный журнал «Наши думы» // ГАПК. Ф. р-973. Оп 1. Д. 491. 39 л.

ANTICIPATION OF REVOLUTION:
THE LIFEWORLD OF RUSSIAN PROVINCE
STUDENTS IN THE PRE-REVOLUTIONARY PERIOD
IN THE CASE OF PERM

Gizatullina L., National Research University «Higher School of Economics» – Perm.

Abstract. The pre-revolutionary period was considered through functioning of educational institutes. Students demonstrated different attitude to the changing of an educational system. Student’s formal and informal practices were distinguished.

Keywords: revolution, practices, the lifeworld, urban space, discipline, urban behavior, educational system, students.