Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

В. И. Тетерин
Пермский государственный аграрно-технологический университет

ОБНОВЛЕНИЕ ГОРОДСКОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ ПЕРМИ
В ПЕРИОД ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ 1917 г.

Аннотация. Авторское внимание в границах статьи концентрируется на локальном измерении революционных событий в контексте политических процессов на местном уровне в г. Перми. В статье анализируется процесс выборов 1917 года в Пермскую городскую Думу и дается оценка их результатам. Большое внимание уделено каждой из политических сил, принимавших участие в выборах, предвыборным технологиям политических партий.

Ключевые слова: обновление, выборы, демократизация, политические партии, органы самоуправления, местное самоуправление, 1917 год, Пермь.


На первом этапе демократизации весной 1917 г. городские думы сами пришли к выводу о необходимости расширить состав гласных за счет демократических элементов, меняется состав органов местного самоуправления. В Пермской губернии, где городские думы никогда не были дворянскими, изменения отразили специфику губернии. В органах местного самоуправления появились рабочие. В городах начали преобладать мещане. Число старых гласных на их фоне было незаметным, но они обладали большим авторитетом и высоким опытом работы. Именно поэтому в обновленных органах местного самоуправления на первые роли выдвинулись гласные, входившие в состав городских дум еще до падения монархии. Этот период четко обозначил тенденцию развития местного самоуправления, связанную с кардинальным обновлением. Это проявилось в период выборных кампаний летом 1917 г.

Летом 1917 г. началась избирательная кампания в городское самоуправление Пермской губернии. Ситуация оказалась очень напряженной. Из-за многочисленных нарушений проведение выборов в городское самоуправление растянулось на срок с 29 июня по 5 ноября 1917 г.

На подготовительном этапе особая роль была отведена периодической печати. В местных газетах регулярно публиковалась информация о предстоящих выборах, подчеркивалось, что участие в них – долг каждого гражданина. На страницах газет и журналов появлялись заметки, связанные с организацией предстоящих выборов. Впервые в печати открыто ставится вопрос о том, что Пермская городская дума старого состава не отвечает интересам города. На 70 тыс. человек приходилось всего 500–600 избирателей [2. 12 августа. С. 1]. Этот факт должен был подчеркнуть необходимость новых выборов и объяснить неудачи старого состава гласных.

Сам процесс избрания предусматривал только пропорциональную систему, т. е. по спискам. Поэтому в ходе подготовки к выборам в гласные наиболее ответственная работа заключалась в составлении списков.

Больше всего списков было подано на выборах в Пермскую городскую думу. Служащие городской управы в срок с 6 по 12 августа сформировали окончательные списки кандидатов. Всего было составлено 11 списков. Помимо партийных списков, на выборы были поданы и списки от различных объединений и союзов, например, от союза домовладельцев города Перми [1. Ф. 35. Оп. 1. Д. 355. Л. 1–7 об.]. Всего в этом списке значилось 124 фамилии. Все они были связаны с городом либо местом проживания, либо службой. При этом социальный состав вошедших в списки был крайне разнообразен: среди указанных профессий встречаются как техники и служащий городского ломбарда, так и директор Мариинского банка. Преобладали люди, которые занимали важные посты в городе. Средний возраст кандидатов – около сорока лет. Примечательно, что именно список домовладельцев был единственным, который был подан на выборы во все городские думы в Пермской губернии.

При составлении списков все кандидаты обязательно подтверждали свое участие в выборах [1. Ф. 35. Оп. 1. Д. 355. Л. 10–12.]. Исключительными были случаи, когда кандидаты попадали в список не по своей воле: 12 августа в Пермскую городскую управу поступило письмо от присяжного поверенного П. М. Кузнецова, в котором он утверждал, что согласия на включения его в списки не давал, и поэтому внесение его в избирательный бюллетень является неправильным [1. Ф. 35. Оп. 1. Д. 355. Л. 8.].

Отдельный список был составлен от объединенного духовенства и мирян [1, Ф. 35. Оп. 1. Д. 354. Л. 1–4.]. В нем было заявлено 52 кандидата. Данных о возрасте и профессии кандидатов в бюллетене не содержится. Все включенные в список подтвердили свое выдвижение в гласные Пермской городской думы.

Наибольший интерес представляют списки, которые были поданы политическими партиями. В ходе предвыборной кампании они публиковали свои программы и списки. Более того, со стороны партий звучали призывы не доверять спискам беспартийных, домовладельцев, мирян, поскольку ни одна партия за них не несла ответственности, и значит, за ними стояли кандидаты, «которые боялись открыто выступить со своей истинной политической программой» [2. 11 августа. С. 1.].

Сами программы представляли собой набор популистских обещаний. Самая большая программа оказалась у эсеров – 31 страница, самая маленькая – у меньшевиков, 12 страниц. Партии предлагали решение основных вопросов (жилищный, продовольственный, вопросы здравоохранения и образования), причем во многом программы социалистических партий были похожи. Ряд обещаний носил утопический характер, многие из них встречаются до сих пор в программах современных политических партий [3. С. 16].

Большую агитационную кампанию развернули большевики. Ими был сформирован список № 2 кандидатов в Пермскую городскую думу [4. Ф. 90. Оп. 4. Д. 799. Л. 13–14]. Всего в нем содержалось 76 фамилий, практически все – рабочие. В партийной газете «Уральская правда» регулярно публиковались призывы прийти на выборы: «...ни один рабочий голос не должен пропасть, каждый рабочий должен стараться провести в думу стойких защитников рабочего класса» [6. 10 июня. С. 1]. Пермские большевики распространяли листовки, воззвания к рабочим, солдатам, содержащие популистские лозунги: «Будет скорее кончена братоубийственная война», «Будет проведено оздоровление городов», «Жадность домовладельцев будет ограничена» и т. д. Среди методов политической борьбы социал-демократы использовали и пропагандистские материалы против своих прямых конкурентов – социал-революционеров и меньшевиков. Пермский комитет РСДРП(б) делал упор на то, что все (кроме, разумеется, самих большевиков) в итоге «поддерживают правительство капиталистов, а значит, выступают против угнетенного народа» [5. С. 76]. Впрочем, такая предвыборная тактика была характерна для всех партий этого времени.

В отличие от социалистов, кадеты заявляли, что представляют все население, а не один класс. Главной задачей думы они видели правильное ведение хозяйства, а не политику. Поэтому их список состоял из «людей дела», а не людей слова. Городское самоуправление, состоявшее из деловых людей, должно было поднять на новый уровень городское хозяйство. А это было общим делом, а не партийным.

Все подготовленные Пермской городской управой документы были направлены на утверждение пермскому губернскому комиссару Временного правительства [1. Ф. 43. Оп. 2. Д. 15. Л. 1–3]. В частности, опись предоставленного делопроизводства по выборам включала в себя 72 пункта, в том числе списки избирателей по округам, избирательные записки по участкам, протокол Пермской городской избирательной комиссии.

15 августа в Перми прошли выборы в городскую думу по новому избирательному закону. Однако результаты выборов были утверждены не сразу. 24 августа по итогам голосования было вынесено решение пермского губернского комиссара [1. Ф. 43. Оп. 2. Д. 15. Л. 14–15 об.]. Чиновник выявил многочисленные нарушения. Так, вопросы вызвал допуск некоторых лиц к голосованию. Были зафиксированы случаи, когда голосовали граждане, не числящиеся в списках. На некоторых избирателей не были найдены списки, поэтому им было отказано в участии в выборах. Комиссар указывал, что на некоторых избирательных участках конвертов с голосами оказалось больше, чем количество зарегистрированных избирателей (например, на 4 участке оказалось на сто конвертов больше). Особенно подчеркивалось, что протоколы комиссий были составлены крайне небрежно, с множеством исправлений и помарок, что недопустимо для официальных документов такой важности. Как видим, многочисленные нарушения в ходе выборов, с которыми мы сталкиваемся сегодня, абсолютно не новая проблема. Но ошибки лета 1917 г. можно было списать на отсутствие опыта проведения всеобщих выборов. Определенную роль сыграла и кризисная ситуация в стране.

По итогам проверок результаты выборов были опротестованы губернским комиссаром в Пермском окружном суде. Кроме того, жалобы поступили и от партий, и от отдельных граждан [1. Ф. 43. Оп. 2. Д. 15. Л. 17–26]. Общее мнение – выборы были организованы крайне плохо. Повсеместно отмечались крайне упрощенный порядок выдачи избирательных бюллетеней, отсутствие контроля и т. д. На больших участках было установлено недостаточное количество избирательных урн, в результате граждане стояли по три часа в очереди, в условиях давки и духоты. Многие просто не выдерживали и уходили, так и не проголосовав. Главным требованием стала отмена результатов выборов в городскую думу.

Окружной суд вынужден был начать разбирательство по существу. На 1 сентября было назначено общее заседание по поводу жалоб пермяков. Все спорные моменты были детально рассмотрены. Окончательное решение суда заняло почти десять листов, что достаточно много [1. Ф. 43. Оп. 2. Д. 15. Л. 37–45]. Несмотря на выявленные нарушения, жалоба была признана неосновательной. Таким образом, результаты выборов в судебном порядке были утверждены.

В новом составе думы значительно преобладали социалисты, партия кадетов смогла занять только 8 мест. При этом отмечалось, что по-прежнему не все приняли участие в выборах. На участках было зарегистрировано всего 22 992 человека, т. е. примерно 40 % от всех избирателей [2. 18 августа. С. 4]. Интересен тот факт, что на первый избирательный участок были специально доставлены 34 заключенных из Пермской губернской тюрьмы [1. Ф. 43. Оп. 2. Д. 15. Л. 10]. Главным итогом выборов становится демократизация городского самоуправления. Состав городской думы расширился за счет представителей разных социальных слоев. Новые гласные с учетом ошибок выборной кампании весны – лета 1917 г. начали подготовку главных выборов в Учредительное собрание.

Важнейшим изменением в работе местных органов самоуправления в условиях революции стала необходимость организации управления на местах. Центральная власть была дезориентирована, полного контроля на всей территории страны было трудно достичь. Ставка была сделана на земство и городские думы. Гласные органов самоуправления, давно стремившиеся стать реальной силой на местах, тем не менее, оказались к этому тоже не готовы в полной мере. Однако в сложившейся ситуации они вынуждены были включиться в политическую деятельность.

Список источников и литературы

1. Государственный архив Пермского края (ГАПК).

2. Народная свобода. Пермь, 1917.

3. Обухов Л. А. Предисловие к сборнику «1917 г. в Пермской губернии». Пермь: Пушка, 2007. – С. 14–26.

4. Пермский государственный архив социально-политической истории (ПермГАСПИ).

5. 1917 г. в Пермской губернии. Сборник документов. – Пермь: Пушка, 2007. – 220 с.

6. Уральская правда. Екатеринбург, 1917.

RENEWAL OF THE LOCAL GOVERNMENT OF PERM
DURING THE ELECTION CAMPAIGN OF 1917

Teterin V. I., candidate of historical sciences, senior lecturer of the Department of History,
Sociology and Law in the Perm State Agro-technological University

Abstract. Author’s attention within the limits of the article concentrates on the local measurement of revolutionary events in the context of political processes at the local level in Perm. The article analyzes the process of elections in 1917 to the Perm City Duma and gives an assessment of their results. Much attention is paid to each of the political forces that took part in the elections, to the pre-election technologies of political parties.

Keywords: renewal, elections, democratization, political parties, self-government bodies, local government, 1917, Perm.