С. А. Шевырин
Мемориальный комплекс политических репрессий, г. Пермь
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
МУЗЕЙНЫЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«УЛИЦА СИБИРСКАЯ В ГОДЫ РЕВОЛЮЦИИ»
Аннотация. В данной статье рассматривается опыт создания экскурсионного маршрута «Пермь революционная» и проведения на этом материале образовательной программы «Школа юного экскурсовода». Программа должна была познакомить школьников с краеведческим материалом начала XX века, событиями революции в городе Перми и научить их грамотно водить экскурсии. В ходе реализации этого проекта выяснилось, что школьники почти ничего не знают о революции и о революционных событиях в родном городе. Тем не менее, тема экскурсии и сама работа экскурсовода вызвали интерес у школьников, они с удивлением узнавали, что в нескольких домах от их школы проходили политические демонстрации, располагался штаб Красной армии и т. д. В результате реализации проекта школьники прикоснулись к истории нашего края в самое непростое время – время революционных перемен, что, несомненно, пробудило у них интерес к истории, краеведению. Краеведческие экскурсии, проведенные самими школьниками для своих ровесников и одноклассников, содействуют развитию чувства гражданственности, патриотизма, гордости за свою историю и культуру.
Ключевые слова: экскурсия, революция, памятник, маршрут, туризм.
Мемориальный музей истории политических репрессий «Пермь-36» создан на месте бывшей исправительно-трудовой колонии. Эта колония возникла еще в сталинские времена – в 1946 году. В 1972 году эта колония приняла первых политических заключенных. Из мордовских лагерей в Пермскую область были переведены наиболее опасные, по мнению властей, политические заключенные. Именно в это время колония получила название ВС 389/36 или «Пермь-36». Рядом находились еще две подобные колонии – Пермь-35 и 37. Среди узников пермских политлагерей были авторы и распространители антикоммунистичской литературы, участники правозащитных групп, религиозных, национальных и других организаций – Владимир Буковский, Сергей Ковалев, Анатолий Марченко, Юрий Орлов, Василий Стус, Натан Щаранский, Глеб Якунин и другие. В 1980 году при ИТК ВС 389\36 был создан участок особого режима для «особо опасных государственных преступников». Из трех политлагерей, существовавших на то время на территории Пермской области, этот участок был самым жестким – заключенные содержались только в камерах за двойными металлическими дверями. Лагерь «Пермь-36» был закрыт в 1988 году.
Просветительская деятельность музея не ограничивается музеефикацией памятников, строительством выставок и проведением экскурсий на территории музея. Наряду с традиционными формами просветительской деятельности, музей впервые организовал и провел обучение школьников по программе «Школа юного экскурсовода». В этом году темой Школы была подготовка экскурсии, посвященной революции 1917 года. Для этого была разработана учебная программа, методическое пособие по экскурсии «Пермь революционная», организованы теоретические и практические занятия, посещения музеев. Для разработки учебной программы был заключен договор с Пермским государственным гуманитарно-педагогическим университетом (ПГГПУ). Историки и преподаватели отделения «Туризм» ПГГПУ не только разработали интересную и познавательную программу и новую для города экскурсию, но и провели теоретические и практические занятия по экскурсоведению и краеведению для группы заинтересованных школьников 8–10 класса. Результатом проекта стали самостоятельные экскурсии школьников для своих одноклассников и родителей.
Экскурсия «Пермь революционная» проходит по одной улице – Сибирской – главной улице города в то время. На этой улице сохранились исторические объекты, связанные с событиями, предшествующими революции, революционными и послереволюционными. Так, в Загородном саду (современный парк им. Горького) в 1905 году состоялась первая политическая демонстрация. В честь этого в парке еще в советское время установили стелу, которая сейчас никем не замечается и находится в забвении. Тут же, напротив стелы, находится памятник Сибирскому тракту – восстановленная колонна Сибирской заставы. Сибирский тракт был важнейшей магистралью России. В народе его называли Великим Сибирским трактом, «государевой дорогой», «великим кандальным путем», «дорогой слез». По нему проехали тысячи землепроходцев, ученых, путешественников, купцов и, конечно, ссыльных и каторжных. С конца XVIII века их путь проходил через Пермь. В 1790 г. через Пермь в сибирскую ссылку проехал А. Н. Радищев, автор знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву», критически отразившего существующие в империи порядки. Кроме известных ссыльных по этой дороге проходили тысячи безвестных арестантов, каторжан и ссыльных. В XIX веке ежегодно по тракту отправлялось за Урал примерно 18 тысяч арестантов [1]. Среди них были и политические заключенные, в том числе в конце XIX – начале XX веков члены революционных партий. Недалеко от сада и колонны находится здание губернской пересыльной тюрьмы, в которой останавливались, в том числе, шедшие в Сибирь революционеры. Пермская этапная тюрьма была построена в 1871 г. за городом на Сибирском тракте и первоначально называлась «пересыльным замком». Позднее Пересыльный замок был преобразован в Исправительное арестантское отделение. Ближе к городу расположилось здание конвойной роты. Часто, когда не хватало мест для ночлега в губернском тюремном замке, заключенные-этапники ночевали в подвале конвойной команды – каменном мешке без отопления, без окон и вентиляции.
О новых органах власти – КОБах (комитетах общественной безопасности), возникших сразу после революции, рассказывается у здания, которое строилось для Губернской земской управы, ныне – главный корпус Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Временное правительство приняло постановление об организации органов власти на местах. Функции губернаторов передавались комиссарам, но реальной властью обладал комитет общественной безопасности. В его состав были избраны учителя, врачи, предприниматели. По решению КОБа были арестованы прежние руководители губернской администрации и жандармского управления. Одновременно был образован Совет рабочих депутатов.
Дом Сергея Павловича Дягилева и бывшее Благородное собрание позволят рассказать о судьбах интеллигенции в годы революции. В гостинице при Благородном собрании останавливался высланный в Пермь после Октябрьской революции великий князь Михаил Романов. Михаил Александрович Романов (1978–1918) был отправлен в ссылку в Пермь в марте 1918 г. С 17 по 25 марта Михаил и его спутники содержались под арестом в больнице Пермской губернской тюрьмы и слали телеграммы Бонч-Бруевичу и Луначарскому с жалобами на местные власти. 25 марта пришел ответ от Бонч-Бруевича. В телеграмме указывалось, что Михаил Романов и его секретарь Джонсон имеют право жить на свободе под надзором местной Советской власти. После этого Михаилу и его спутникам выделили помещения для проживания в бывшем доме Благородного собрания, позднее он переехал в Королевские номера. За несколько дней до смерти он просил власти об еще одном переезде, на Екатерининскую улицу в дом Тупициных, но ему отказали. В ночь с 12 на 13 июня 1918 г. он был тайно вывезен из гостиницы пермскими большевиками и расстрелян без предъявления обвинения и суда. Место его казни точно не установлено.
Следующим экскурсионным объектом является дом губернатора. Дом губернатора был построен в конце XVIII века и принадлежал когда-то чиновнику Прянишникову, а затем был приобретен казной. В нем жили преподаватели мужской гимназии, а 1841 году квартировал Александр Дмитриевич Бланк с семьей – дед главного идеолога пролетарской революции В. И. Ленина. До революции в нем жили, сменяя друг друга, 15 губернаторов. В 1917–1918 годах здесь находился Пермский городской Совет рабочих и солдатских депутатов.
У пермского Дома журналиста рассказывается о детском писателе Аркадии Гайдаре. Писатель приехал в Пермь в 1925 году и два года работал в газете «Звезда». Одно из самых известных произведений А. Гайдара – «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове». После победы советской власти детская литература создавала образы новых героев, верных революционным идеалам, но главный смысл сказки – верность долгу, готовность защищать родину и умение держать слово, не устарел и сегодня.
Завершается экскурсия на театральной площади – в здании театра была провозглашена советская власть, примыкают к площади дома Смышляева, где располагалась пермская дума, здание ЧК, гостиница «Королевские номера», из которой был увезен на расстрел Михаил Романов. Время экскурсии – один час.
В течение апреля-мая школьники прослушали лекции по краеведению и истории революции в стране и конкретно в Перми, прошли практические занятия по технике речи и методике проведения экскурсий, побывали в краеведческом музее на тематической экскурсии, посвященной революции, в музее «Диорама», посвященном декабрьскому вооруженному восстанию 1905 года, и в музее политических репрессий. В конце мая – начале июня прошла аттестация участников Школы. Каждый школьник рассказал про несколько экскурсионных объектов, при этом оценивалось умение общаться с группой, руководство группой, логические переходы между объектами показа, техника речи, внеречевые средства коммуникации. Все школьники продемонстрировали знание материала. Конечно, еще мало практики и иногда смущение, страх аудитории серьезно мешали ведению экскурсии. Но, это должно быть преодолено в ходе экскурсионной практики. После аттестации каждый ученик провел одну экскурсию для своих одноклассников или родителей. В итоге каждому участнику проекта был вручен сертификат об обучении в «Школе юного экскурсовода». Администрация школы рассчитывает на целую экскурсионную программу осенью – к 100-летию революции, которую проведут юные экскурсоводы уже не только для своих одноклассников, но и для школьников других школ и студентов вузов.
В результате реализации проекта школьники прикоснулись к истории родного края в самое непростое время – время революционных перемен, что, несомненно, пробудило у них интерес к истории, краеведению. При подготовке к проведению экскурсии школьники достаточно глубоко изучили историю родного края, узнали его значение в общероссийской истории и иногда даже в мировой истории. Несомненно, что такие знания пробудят у школьников чувство гордости за свой край, свою малую Родину. Кроме того, этот курс может рассматриваться как профориентационный. Курс познакомит школьников с такими профессиями, как историк, экскурсовод, гид, научит коммуникативным и исследовательским навыкам.
Список источников и литературы
1. Шевырин С. А. Топография террора. Пермь. С.-Петербург: Издательство «Маматов», 2012. – 240 с.
THE MUSEUM EDUCATIONAL PROJECT «SIBERIAN
STREET IN THE YEARS OF THE REVOLUTION»
Shevyrin S. A., Candidate of Historical Sciences, Head of the scientific-methodical
Department of the Memorial complex of Perm political repressions
Abstract. This article describes the experience of creating the tour route «Perm revolutionary» and holding that the source of the educational programme «School of young tour guide». The program was to acquaint students with the local history material of the early XX century, the events of the revolution in the city of Perm and to teach them competently led tours. In the course of this project revealed that students know almost nothing about the revolution and about the revolutionary events in his hometown. However, the theme of the tour and the work itself, the guide has attracted interest from students, they were surprised to learn that several homes from their schools held a political demonstration, the headquarters of the red army, etc. In the result of the project, students explored the history of our region in the most difficult time – a time of revolutionary change, which, undoubtedly, has awakened in them an interest in history, local history. Local history tours, conducted by students for their peers and classmates, contribute to the development of a sense of citizenship, patriotism, pride in its history and culture.
Keywords: tour, revolution monument, route, tourism, revolution 1917.