Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

А. Н. Марченко, А. Н. Сафронов
Пермский государственный национальный исследовательский университет

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МИССИОНЕР-ПРОПОВЕДНИК
АНДРЕЙ ГАВРИЛОВИЧ КУЛЯШЕВ –
ЧЛЕН ПОМЕСТНОГО СОБОРА 1917–1918 гг.
ОТ ПЕРМСКОЙ ЕПАРХИИ

Аннотация. Статья посвящена участию Андрея Гавриловича Куляшева, делегата от Пермской епархии во Всероссийском Поместном Соборе 1917– 1918 гг. Особое внимание в статье уделяется участию А. Г. Куляшева в обсуждении вопросов, связанных с миссионерской деятельностью православной церкви в рамках работы Поместного Собора. Выпускник Пермской Духовной семинарии и Санкт-Петербургской Духовной академии, А. Г. Куляшев в 1907 г. был назначен пермским епархиальным миссионером-проповедником. За годы существования пермской противораскольнической миссии ее сотрудниками был накоплен большой опыт миссионерской деятельности среди старообрядцев. Участвуя в Поместном Соборе, А. Г. Куляшев имел возможность поделиться этим богатым опытом. Проработав около десяти лет епархиальным миссионером, он видел проблемы миссии среди старообрядцев и с полным правом мог предлагать пути их решения.

Ключевые слова: миссия, пермская противораскольническая миссия, миссионер-проповедник, единоверие, старообрядцы, Всероссийский Поместный Собор, Пермская епархия.


Куляшев Андрей Гаврилович родился 14 июня 1881 г. в Екатеринбурге Пермской губернии, в мещанской семье [1. Л. 31 об.]. В 1896 г. он поступил в первый класс Пермской Духовной семинарии, которую окончил в 1902 г. по первому разряду лучшим студентом своего курса [2. С. 309].

В том же 1902 г. он успешно поступил в Санкт–Петербургскую Духовную академию. Здесь он обучался под руководством своего земляка, выпускника Пермской Духовной семинарии, преподавателя русской церковной истории доцента А. В. Караташева. Полный курс академии А. Г. Куляшев окончил в 1906 г. со степенью кандидата богословия [1. Л. 31 об.].

Окончив академию, А. Г. Куляшев возвратился в Пермскую епархию. 7 мая 1907 г. он был определен на первую вакансию старшего псаломщика Пермского Кафедрального собора, а 9 июня 1907 г. был назначен Пермским епархиальным миссионером [1. Л. 32].

На этой должности А. Г. Куляшев проявил себя наилучшим образом. Начиная с сентября 1908 г., он ежегодно проводил епархиальные миссионерские курсы, где выступал в качестве основного докладчика [3]. Куляшеву удалось возобновить практику проведения общеепархиальных миссионерских съездов [4]. Также он активно сотрудничал с газетой «Пермские епархиальные ведомости», где публиковал свои статьи и отчеты о миссионерской деятельности [5; 6; 7; 8]. По инициативе Андрея Гавриловича в 1911 г. в Перми открылась Пастырско-миссионерская школа им. о. Иоанна Кронштадтского [9. С. 2–3]. В результате епархиальной миссии, возглавляемой А. Г. Куляшевым, только за период с 1910 по 1912 гг. в лоно Православной Церкви было возвращено 3 тыс. человек [10. С. 162–166].

Занимаясь миссионерской работой, А. Г. Куляшев не расставался с преподавательской деятельностью: вел курсы истории и обличения расколо-сектантства в женском Епархиальном училище и псаломщическом классе. Лекции А. Г. Куляшева, большинство из которых опубликовано, – важный исторический документ по истории борьбы пермских православных миссионеров с раскольниками и сектантами [11; 12; 13].

В 1910 г. Андрей Гаврилович принял участие в работе Миссионерского съезда, проходившего в г. Казани, и был награжден за труды Св. Библией от Святейшего Синода [1. Л. 32].

Церковные власти высоко ценили деятельность А. Г. Куляшева. 6 мая 1911 г. за миссионерские труды он удостоился благословения Святейшего Синода. 27 августа 1912 г. был награжден орденом Св. Анны 3-й степени [1. Л. 32]. В послужном списке А. Г. Куляшева за 1916 г. содержится характеристика: «Отлично хорошего поведения, отлично усерден, ревностен в проповедовании Слова Божия и в исполнении обязанностей миссионерского служения» [1. Л. 32 об.].

Начальник Серафимо-Алексеевского скита Белогорского Свято-Николаевского православно-миссионерского мужского монастыря Пермской епархии игумен Серафим (Кузнецов), близко знавший епархиального миссионера, оставил о нем следующие воспоминания: «А. Г. Куляшев обладает ораторским и проповедническим талантом. Он имеет все необходимые для сего способности, основательное знание Св. Писания и святоотеческой литературы, исторические познания для нужных сопоставлений и подтверждений в доказательство трактуемого им вопроса, знакомство с психологией и философией, дар слова, быстрое воображение, способность удачно морализировать народные поступки, проницательный ум и прекрасную память. Не мудрено, что при таких условиях он является прекрасным и проповедником, и миссионером» [14. С. 183].

После Февральской революции А. Г. Куляшев продолжал исполнять обязанности епархиального миссионера-проповедника. В июне 1917 г. он принял участие в подготовке и проведении крупных церковных торжеств – освящении Крестовоздвиженского собора Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря Пермской епархии, которые впоследствии описал и издал отдельной брошюрой [15].

В мае 1917 г. псаломщик А. Г. Куляшев был избран делегатом от клириков Пермской епархии на Всероссийский Поместный собор. Деятельность Куляшева на Поместном Соборе 1917–1918 гг. была многогранной и очень плодотворной. Ему удалось принять участие во всех трех сессиях работы Собора.

В период работы первой сессии он принимал участие в различных дискуссиях (по поводу образования соборных отделов [16. С. 44], при обсуждении доклада Отдела о церковно-приходских школах [16. С. 74], на обсуждении доклада «О разделе местных средств содержания православного приходского духовенства» [16. С. 122; 17. С. 126]). Во время первой сессии А. Г. Куляшев дважды выступал в дискуссиях по вопросу о патриаршестве 21 октября и 30 ноября 1917 г.

11 и 14 ноября 1917 г. он принял активное участие в обсуждении ст. 7 доклада «О церковном проповедничестве». В своем выступлении А. Г. Куляшев настаивал на введении в епархиях должностей епархиальных проповедников «как ближайших сотрудников епархиального епископа», которые должны будут оказывать информационно-методическую помощь в проповеднической деятельности духовенства: «В настоящее время не только в городах, но и в глухих деревнях появляются народные ораторы, которые свободно обсуждают все политико-общественные вопросы. Если при таких требованиях жизни наши проповедники будут говорить свои поучения по тетради, касаясь предметов нежизненных, не затрагивая общественной жизни, само собою понятно, что такая проповедь не будет действенна…Крайне необходимо прийти к нашему духовенству на помощь. Эту помощь мы и можем оказать чрез ежегодные проповеднические курсы, устраиваемые как в епархиальном городе, так и в благочиннических округах. Кто же может устраивать такие курсы? По нашему мнению, вести курсы должны особые люди – епархиальные проповедники». Предложение Куляшева было принято [16. С. 118, 125; 17. С. 134].

22 ноября Андрей Гаврилович дискутировал по поводу ст. 7 доклада Отдела о Высшем Церковном Управлении, которая предусматривала сформировать под председательством Святейшего Патриарха Высший Церковный Совет (ВЦС) из 12 членов: трех епископов, трех клириков в священном сане (из которых один в монашеском звании) и шести мирян [16. С. 147]. Выборы членов этого важного органа церковного управления состоялись 8 декабря 1917 г. А. Г. Куляшев, получив 86 голосов, был выдвинут соборянами в качестве одного из кандидатов. В тот же день по результатам голосования («за» – 170, «против» – 120 голосов) Собор признал его избранным в члены Высшего Церковного Совета от клириков [16. С. 188; 17. С. 229, 233].

Во время второй сессии Собора А. Г. Куляшев в статусе члена Высшего Церковного Совета принял активное участие в работе отдела об единоверии и старообрядчестве. В течение нескольких заседаний, проходивших с 9/22 февраля по 16 февраля/1 марта 1918 г., Отдел обсуждал статьи доклада «Об устроении единоверия». В центре внимания оказалась проблема создания единоверческих епархий и поставления на них епископов – «давать ли единоверцам самостоятельных епископов», о чем говорилось в ст. 2 доклада Отдела». По поводу этой статьи, определяющей устройство единоверческих епархий, выступил А. Г. Куляшев, считавший, что единоверческие епископы должны находиться в подчинении православных епархиальных архиереев. В результате Собор постановил: «Предложение о самостоятельных единоверческих епископах отклонить» [16. С. 68–70; 17. С. 319–321, 325–326].

В представлениях А. Г. Куляшева единоверческие епископы являются тем же, чем в древней церкви являлись хорепископы, поэтому им была предложена поправка к ст. 4 – добавить: «Единоверческие епископы в своей деятельности руководятся теми правилами и законоположениями, кои определяют права и обязанности хорепископов». Предложение А. Г. Куляшева было подвергнуто критике протоиереем С. И. Шлеевым, который утверждал, что «науке пока мало известно о хорепископах, их функциях и иерархическом положении». Поправка была отклонена [16. С. 73–74].

Куляшев А. Г. выступил вновь при обсуждении ст. 6 этого доклада, предлагавшей избирать кандидатов в единоверческие епископы на съездах единоверческих приходов под председательством епархиального архиерея, который передает решение съезда на утверждение Высшей церковной власти. Избранные кандидаты должны были поставляться совместно православными и единоверческими епископами. А. Г. Куляшев высказал мнение, что в выдвижении кандидата должны участвовать 10 представителей от православных приходов, потому что права единоверческого епископа распространяются и на православных. Эта поправка также не была принята [16. С. 75–76].

При обсуждении ст. 19 А. Г. Куляшев поддержал поправку, внесенную епископом Пермским и Кунгурским Андроником (Никольским), о том, что «единоверческие епископии учреждаются с согласия епархиальных архиереев». Собор принял поправку епископа Андроника в качестве 20-й статьи Положения «Об устроении единоверия» [16. С. 99, 101].

Значительным был вклад А. Г. Куляшева в разработку вопросов, касающихся миссионерской деятельности Православной Церкви. С 27 марта/9 апреля по 2/15 апреля 1918 г. Поместный Собор работал над докладом Отдела о внутренней и внешней миссии «Основные положения об устроении миссии».

27 марта/9 апреля при обсуждении ст. 3 доклада А. Г. Куляшев выразил мнение, что для дела миссии будет лучше, если миссионеры не будут принимать священный сан. Собор принял решение, согласно которому священный сан не является обязательным для миссионеров [16. С. 355–356; 17. С. 473].

Принимая участие в обсуждении ст. 6 доклада, касавшейся монашеской миссии, А. Г. Куляшев настаивал на том, что «все монастыри» должны участвовать в миссии [16. С. 364]. Статья была принята в таком изложении:

«А. Необходимо в защиту святого православия к миссионерскому делу привлечь по возможности все наши российские монастыри, как мужские, так и женские.

Б. Дело миссии монастыри осуществляют по прилагаемому к сему Уставу и согласно тем положениям о монастырях и монашестве, какие будут приняты Собором» [17. С. 478].

При обсуждении ст. 9 этого доклада в предложении 37 членов был поднят вопрос о срочной организации при Высшем Церковном Управлении постоянно действующего органа, управляющего делами миссии, – Синодального миссионерского совета. А. Г. Куляшев в своем выступлении защищал идею создания Миссионерского совета: «Миссия Русской Церкви крайне нуждается в централизации, в общем руководстве и направлении» [16. С. 366].

Обсуждение статьи 9 доклада продолжилось 30 марта/12 апреля 1918 г. На этот раз соборяне обсуждали вопросы руководства Синодальным миссионерским советом – учреждения должностей председателя и его помощника. В своем выступлении А. Г. Куляшев настаивал на тесной связи Миссионерского комитета со Св. Синодом через личность его председателя: «…По нашему мнению, председателем миссионерского синодального совета обязательно должен быть член Синода. Это требуется для пользы дела. Если председателем Совета будет постороннее лицо, то я боюсь, чтобы наша новая миссионерская организация не уподобилась тому дитяти, при котором несколько нянек» [16. С. 401–405; 17. С. 500–501].

2/15 апреля 1918 г. обсуждение доклада о миссии продолжилось. Митрополит Херсонский Платон (Рождественский) зачитал совместное решение Финансового, Издательского и Миссионерского отделов о составе миссионерского совета: председателем является один из членов Синода, избираемый на три года; первый товарищ председателя, являющийся председателем Всероссийского православного миссионерского общества, который должен занимаеться вопросами внешней миссии; второй товарищ председателя, также избираемый Св. Синодом на три года, ведает делами внутренней миссии. В своем выступлении А. Г. Куляшев призвал Поместный Собор принять этот доклад без всяких изменений: «Я считаю своим нравственным и священным долгом подать свой голос за тот доклад о составе миссионерского совета, который представлен… миссионерским отделом…» [16. С. 414–415; 17. С. 506].

В тот же день Собор принял основные положения Устава Всероссийского миссионерского православного общества в редакции Миссионерского отдела. В ходе работы над документом А. Г. Куляшев внес важные поправки в статьи 1 и 2, касавшиеся отношений Миссионерского общества с Патриархом и функций его председателя. В формулировке А. Г. Куляшева ст. 1 выглядела следующим образом: «Миссионерское общество находится под непосредственным покровительством Патриарха». Согласно ст. 2, «председателем Православного всероссийского миссионерского общества и его Совета состоит особое лицо, назначаемое высшею церковною властью, известное ревностью, осведомленностью и опытом в миссионерском деле, научно подготовленное, свободное от всяких других обязанностей, в сане епископа и в звании товарища председателя Синодального миссионерского совета, с правом непосредственного доклада Высшему церковному управлению по делам внешней миссии, когда того потребуют обстоятельства дела и с согласия председателя Синодального миссионерского совета» [16. С. 418; 17. С. 508–509].

После окончания работы Поместного Собора А. Г. Куляшев проживал в Москве, занимая квартиру в Московском епархиальном доме (Лихов Переулок, д. 4, кв. 4) и активно участвовал в работе Высшего Церковного Совета. В 1919 г. из 28 членов в работе ВЦС реально принимали участие только 13 человек, в том числе А. Г. Куляшев [18].

Список источников и литературы

1. Государственный архив Пермского края – далее ГАПК. Ф. 137. Оп. 1. Д. 9.

2. Список учеников Пермской Духовной семинарии // Пермские епархиальные ведомости – далее ПЕВ. 1902. № 27. Оф. отд.

3. Куляшев А. Г. Первые миссионерские курсы для монахинь Пермской епархии // ПЕВ. 1910. № 3.

4. Куляшев А. Г. Третий епархиальный миссионерский съезд. Пермь, 1910.

5. Куляшев А. Г. Неотложные нужды Пермской миссии // Пермские епархиальные ведомости. 1908. № 1–2.

6. Куляшев А. Г. Старообрядческий раскол и секты в Пермской епархии по отчетам миссионеров за 1907 год // ПЕВ. 1908. Сочинения № 24, 26.

7. Куляшев А. Г. Обозрение путешествия Преосвященного Андроника епископа Пермского и Соликамского по церквам Пермской епархии в 1915 г. Пермь, 1915.

8. Куляшев А. Г. Начало Пермской миссии // ПЕВ. 1916. № 32–33.

9. Пастырско-миссионерская школа имени незабвенного пастыря русской церкви, протоиерея о. Иоанна Кронштадтского в г. Перми. Пермь, 1911. С. 2–3.

10. Князева О.Р. А Г. Куляшев – интеллигент, миссионер, проповедник // Страницы прошлого: избр. материалы краевед. Смышляевских чтений в Перми. Пермь, 1999. Вып. 2. С. 162–166.

11. Куляшев А. Г. Лекции по обличению раскола, читанные на миссионерских курсах в Перми. Пермь, 1909.

12. Куляшев А. Г. Лекции по обличению современного раскола, читанные на миссионерских курсах в г. Перми в 1911 г. Пермь, 1911.

13. Куляшев А. Г. Лекции по истории и обличению сектантства. Пермь, 1913.

14. Серафим (Кузнецов), иером. Слово № 28//Слова, беседы и речи. Кунгур, 1912 г. Вып. 8.

15. Куляшев А. Г. Духовное торжество освящения соборного храма в Белогорском монастыре Пермской епархии 7, 8 и 9 июня 1917 г. Екатеринбург, 1917.

16. Священный Собор Православной Российской церкви 1917–1918 гг. Обзор Деяний. Первая сессия. М., 2002.

17. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 3. Протоколы Священного Собора. Изд-во Новоспасского монастыря. М., 2014.

18. Кашеваров А. Н. Высшее Церковное Управление в 1918–1922 гг. / Русская Церковь. ХХ век: Материалы конференции «История Русской Православной Церкви в ХХ веке (1917–1933 гг.)». Кн. 1. Мюнхен, 2002.

THE DIOCESAN MISSIONARY PILGRIM ANDREY
GAVRILOVICH KULYASHOV,
A MEMBER OF THE PONTIFICAL COUNCIL
OF 1917–1918 FROM THE PERM DIOCESE

A. N. Marchenko, Archpriest, Doctor of Historical sciences,
Doctor of the Church History; A. N. Safronov, specialist

Abstract. The article is devoted to the participation of Andrey Gavrilovich Kulyashev, a representative from the Perm Diocese, in the Russian Church Council 1917–1918. A. G. Kulyashev’s participation in the discussion of problems connected with a missionary activity of the Orthodox Church in the work of Church Council is especially highlighted in the article. A graduate of Perm Seminary and St. Petersburg Ecclesiastical Academy, A. G. Kulyashev was appointed as a Perm diocesan missionary preacher in 1907. Wide experience of a missionary activity among Old Believers has been gained by the staff of a Perm anti-schismatic mission over the years. Taking part in the Russian Church Council A.G. Kulyashev had an opportunity to share that vast experience. Having worked as a diocesan missionary for about 10 years, he saw the problems of the mission among Old Believers and was entitled to suggest possible solutions.

Keywords: mission, Perm anti-schismatic mission, missionary preacher, community of religion, Old Believers, the Russian Church Council, the Perm Diocese.