Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Василий Каменский – глашатай демократического обновления России:
По страницам биографических книг поэта-футуриста

И. Г. Ёжиков,
Председатель совета ветеранов журналистики
Пермской краевой общественной организации
Союза журналистов России

Аннотация

Имя русского поэта Василия Васильевича Каменского (1884–1961) навсегда связано с бурным, чрезвычайно насыщенным событиями периодом в истории отечественной культуры первых десятилетий XX века. Именно в эти годы начиналась литературная деятельность В. Каменского, которая продолжалась почти полвека, хотя казалось, что она пронеслась метеором в культурном пространстве России.

В изумительной судьбе нашего земляка, поэта, писателя, драматурга Василия Васильевича Каменского было, кажется, все: творческие взлеты, крутые жизненные повороты, увлечения, жажда путешествий, слава и хула.

Он родился задолго до того, когда поднялся в воздух первый самолет братьев Райт, и стал одним из первых в России пилотов. А в последний год своей жизни поэт, уже безнадежно больной, лишенный возможности говорить и двигаться, поймал, как последний луч заходящего солнца, улыбку Юрия Гагарина.

В 1918 году он стал первым председателем Всероссийского союза поэтов.

Есть у слова «футурист» особый, редко вспоминаемый смысл, который просто и по-русски выразил Велемир Хлебников, назвавший своих друзей «будетлянами», людьми из будущего.

Василий Каменский до конца своих дней оставался «будетлянином».

О своей жизни и дружбе с Владимиром Маяковским, другими поэтами, художниками, артистами, речниками Камы, земляками-пермяками Василий Каменский рассказал в автобиографических книгах: «Его – Моя биография Великого Футуриста» (1918), «Путь энтузиаста» (1931), «Жизнь с Маяковским» (1940). Вспомним звездные часы поэта, представим его среди нас живым, ироничным рыцарем мужества и любви, ибо другим его представить невозможно.

Ключевые слова: Пермь. Кама. актер. авиатор. Футуризм, Стенька Разин, Маяковский.



Имя русского поэта Василия Васильевича Каменского (1884–1961) навсегда связано с бурным, чрезвычайно насыщенным событиями периодом в истории отечественной культуры первых десятилетий двадцатого века. Именно в эти годы начиналась литературная деятельность В. Каменского, которая продолжалась почти полвека, хотя казалось, что она пронеслась метеором в культурном пространстве России.

«Быть всеми, пройти все пути лучшей жизни, все пережить, всех понять, полюбить и стать навеки Поэтом…», – так еще в юности поклялся Василий Каменский [1. C. 2].

Так он и жил – поэт, автор приключенческих и фантастических книг, шумных пьес; знаменитый авиатор и изобретатель; охотник и рыболов; легендарный сын Урала и Камы, воспевший их с талантом и блеском своего беспредельного темперамента.

В 1905 году, вернувшись из скитаний по провинциальным городам России, где он выступал актером в одной из кочующих трупп, Каменский приехал в Нижний Тагил и устроился таксировщиком на местной железнодорожной станции. В конторе работали несколько забитых, безропотных людей. Вместе с ними Каменский трудился по двенадцать часов в день.

Обреченность, запечатленная на лицах его новых товарищей, гнетущая атмосфера жизни тех лет вызывали в нем протест. Он искал новых знакомств среди рабочих громадного демидовского металлургического завода, участвовал в тайных сходках, «пробовал говорить речи, учился держать себя убежденно, твердо». В. Каменский посылал статьи, стихи в екатеринбургские газеты «Уральская жизнь» и «Урал». Его печатали. Рабочие металлургического завода стали приглашать юношу на литературные вечера. Популярность молодого поэта росла. А осенью, когда уральские рабочие открыто поддержали революционные выступления в Петербурге, Василий Каменский оказался на самом гребне тагильских событий, действовал энергично, зажигающе, как политический оратор.

«С этого дня будто кто-то великий обнял меня, посадил на коня...», – напишет он в поэме «1905-й».

События развиваются бурно, и он в самой их гуще. Участвует в митингах, собраниях, пишет резолюции, обращается к рабочим с поэтическим словом:

Стучи, наш молот,
Бей сильней!
Короче рукава!
Железо пламени красней –
Пора его ковать!

Рабочие города захватили станцию, телеграф. Они избрали Каменского своим депутатом и отправили в Пермь на съезд депутатов железной дороги. А когда он вернулся из Перми, юного таксировщика избирают председателем Исполнительного забастовочного комитета. Комитет охватывал своим влиянием огромный район станции, мастерских и действовал решительно.

В резолюции, подписанной Каменским и Пекдикевичем, выражалась полная солидарность с телеграммой Чусовского комитета и требование полной свободы собраний без непременного участия полиции и без разрешения начальствующих лиц. Нижний Тагил бурлил, и эти тревожные дни оставили незабываемый след в жизни поэта.

Но царизм не был сломлен. Заводчики и жандармы, оправившись от испуга, начали расправу с активными участниками революционных событий. В январе 1906 года Каменский был арестован и доставлен в Николаевскую тюрьму Верхотурского уезда. Его привезли ночью. Ввели к тюремному начальству. За то, что Каменский не снял шапку, жандарм ударил его по голове шашкой, заправленной в ножны. Шапка покатилась. Каменский не стал ее поднимать и решительно зашагал по тюремному коридору. Его посадили в одиночную камеру № 16. Все одиночные камеры были в подвале, с маленькими высокими оконцами, с койками, привинченными к стене. Потянулись тяжелые дни, как он писал, «истинной кровопийственной николаевщины».

Когда прибыла новая партия политических заключенных (среди них было много пермяков), Каменский тайком стал получать книги Маркса, Каутского, Герцена, проходил науку классовой борьбы.

Освободили Каменского после голодовки, объявленной политзаключенными в знак протеста против избиения их товарища.

В ту же ночь он уехал в Пермь, а оттуда – к морю, в Севастополь.

Тюрьма осталась кошмарным черным сном, который он уже никогда не смог забыть. Понял только, что эту тюрьму, как и все старое, отжившее и ненавистное, нужно обязательно разрушить, и на это он употребил весь заряд своей души, весь талант поэта-бунтаря.

Впервые Василий Каменский встретился с Владимиром Маяковским осенью 1913 года в Москве, на квартире их общего друга Давида Бурлюка.

Василий Каменский – 29-летний поэт, автор повести «Землянка», благосклонно встреченной критикой, – уже имел литературное имя и был хорошо знаком с известными писателями и поэтами А. Куприным, А. Блоком, Л. Андреевым, А. Ремизовым и С. Городецким, критиком К. Чуковским. Он был к тому же известным в России пилотом-авиатором, членом Всероссийского Императорского аэроклуба, совершал публичные полеты, не раз рисковал жизнью. И вот теперь он спешил в Москву, куда вызвал его телеграммой Давид Бурлюк. Он обещал познакомить поэта с талантливым самородком – 20-летним Владимиром Маяковским…

В книге «Жизнь с Маяковским» В. Каменский так рассказывает об этой первой встрече: «Ветром влетел в просторную комнату старого дома. Всюду картины. На полу беспорядок полный, как после землетрясения. За столом двое. Здоровенный Бурлюк со встрепанной прической, в малиновом жилете, в кожаных, огромных отцовских ботах и худущий, черноватый юноша с большими сверкающими очами, в цилиндре набекрень, одетый, впрочем, неважнецки – в черной блузе без пояса. Руки крупные, розовые. Красивое мужественное волевое лицо. Встретились шумно и бурно. Бурлюк басил по-дьяконски: “Это и есть Владим Владимыч Маяковский, поэт-футурист, художник и вообще великолепный молодой конь. Мы пьем утренний чай и читаем стихи”» [2. C. 5].

Каменский и Маяковский понравились друг другу. Особенно их сблизило то, что оба поэта с юных лет участвовали в революционной борьбе. Назвав себя «будетлянами», людьми будущего, они мечтали о таком искусстве, искали такие слова, которые, как раскаленные угли, разжигали бы массу, улицу, молодежь.

Так началась поездка поэтов-футуристов по городам России в 1913–1914 годах, известная, как «Турне трёх». Выступления в Харькове, Одессе, Киеве, Тифлисе и других городах еще больше сблизили двух поэтов.

Знал В. Маяковский и о глубоком интересе В. Каменского к атаману казацкой и крестьянской голытьбы Степану Разину, читал с эстрады стихотворение своего друга – «Сарынь на кичку!».

Вернувшись из поездки по городам России, В. Каменский приступает к созданию романа об атамане понизовой вольницы.

Нужно было обладать большой смелостью, чтобы в годы царизма сделать героем романа разбойника Стеньку Разина, чтобы открыто показать свою ненависть к режиму.

Воодушевляли, торопили, подбадривали друзья. Об этом мы читаем в книге В. Каменского «Путь энтузиаста»: «Вася Разин! – писал Давид Бурлюк. – Держи линию. Работай Степана. Крепи затею…»

А из Астрахани прилетела на Каменку весточка от В. Хлебникова: «Дорогой Вася! отчаянно радуйся – я пишу и протягиваю обе руки над Уралом: где-нибудь будешь ты и попадешь под благословенье...

Вообще не пора ли броситься на уструги Разина?..»

В те дни Каменский испытывал огромный прилив творческих сил. Крепло его литературное мастерство, зрела душа.

«И чтобы раздольно вдохновиться по истинному, по весеннему, по расцветному, – писал он в первой своей автобиографической книге «Его – Моя биография Великого футуриста», – чтобы Волга от Жегулевских гор до Астрахани разливалась ярче по Душе Поэта и легкими, крыловейными носились бы ветровые мысли о Стеньке Разине – Поэт сел на теплоход в Перми и уехал в Астрахань – работать в дороге, в движеньи, в разгуле.

И работал отчаянно, стихийно, буйно, запойно, и не работал – а пел, кричал, звал.

В дороге и на остановках под Жегулевскими горами, в Астрахани – Поэт писал на клочках бумаги, на телеграммах, на носовых платках, на конвертах, на бересте, на полях газет... Зажженный пламенем великой идеи – дать всю сущность русской Души, всю урожайную талантливость, всю буйную Волю, всю народную Мудрость – в едином Стеньке Разине, чей Единственный образ веками живет в нас – безпредельно любящих свободную жизнь – Он развернул все Свои творческие силы без остатка и так от искреннего сердца, что задыхался от прилива песен и размаха.

Работа сияла солнцевстально.

Весенняя Волга помогала разливно – гордо...» (Орфография и пунктуация оригинала. – И. Ё.) [3. C. 6].

Эти строки раскрывают поэтический темперамент автора, показывают «живьем» манеру его работы. Но еще больший интерес представляет обращение автора «Землянки», лирической и созерцательной поэмы в прозе, к теме народного восстания, крупнейших социальных потрясений в России XVII века.

Вместе со своими друзьями-«будетлянами» поэт сердцем чувствовал приближение революционной бури, крушение старого мира.

После революционных событий 1917 года оба поэта без сомнений и раскачки яростно окунулись в культурную бучу новых дней. Революция дала мощный импульс, определила масштаб поэтической и общественной работы В. Каменского, В. Маяковского, их друзей-«будетлян».

В 1918 году автор привольного романа «Степан Разин», «железобетонных» поэм, искрометных стихотворений Василий Каменский первым из писателей Москвы был избран председателем Всероссийского союза поэтов. Он встречался с А. М. Горьким, А. В. Луначарским, дружил с талантливыми поэтами, художниками, композиторами, деятелями театра. Многое связывало его с В. Маяковским и В. Хлебниковым, Д. Бурлюком и Вс. Мейерхольдом, С. Прокофьевым и Евг. Вахтанговым…

Русские футуристы призывали молодежь в наступившем веке аэропланов, машин, электричества изменить образ мыслей, всю свою жизнь и пытались создавать произведения в поэзии, живописи, музыке, отвечающие духу нового времени. Они выступали не в салонах и залах библиотек, а на городских улицах и площадях, на пристанях и пароходах – везде, где бурлила жизнь. И надо сказать, что В. Каменский преуспел в этом как никто другой. Достаточно напомнить, что еще в юные годы В. Каменский участвовал в революционных событиях на Урале в 1905 году, возглавлял в Нижнем Тагиле забастовочный комитет, состоял в партии социалистов-революционеров и полгода отсидел в одиночной камере Николаевской тюрьмы. Тем не менее, В. Каменский не был революционером в обычном значении этого слова. Он был бунтарем – и в жизни, и в поэзии.

А. В. Луначарский подчеркнул гражданскую позицию поэта: «При всяком взмахе революции – и в 1905 и в 1917 г. – Каменский был с ней. Он был из тех, которые сразу перешли на сторону Октября и сразу поступили к нему на службу». В. И. Ленину нравилась поэзия В. Каменского, и при встрече на одном из митингов Ленин поздоровался с поэтом: «Здравствуйте, середнячок!» – Сказал и прошел мимо…

Весь вечер Каменский был не в духе. Но ему повезло. При разборе шапок опять встретился с вождем и бросился к нему: «Владимир Ильич, как же это вы? За что же это вы? Что же я за середняк? Разве я застрял между меньшевиками и большевиками? Или вы думаете, что я болтаюсь между революционерами и обывателями? Я человек твердых убеждений, я советский человек, я – бунтарь, я подлинный левый. Мне хочется, чтобы вы никогда не сомневались в этом» [4. C. 8].

Да, В. Каменский был и подлинным левым, и советским человеком, и не готовил себя в эмигранты. Он с огромным интересом наблюдал разительные перемены, которые происходили не только в столицах, но и в уральской глубинке, где он жил и работал, по мере сил участвуя в переустройстве сельской жизни. Все это нашло отражение в новых стихах, в сборнике рассказов «Лето на Каменке», новых пьесах. Для полной ясности скажем, что уезжать из страны, бежать от большевиков он не собирался. Он оставался со своей страной, переболел всем, чем болела страна и, уже безнадежно больной, умирал с улыбкой на губах.

Но при всем при этом Каменский оставался бунтарем, был верен футуристическому братству. И уже через год после прихода к власти большевиков В. Каменский вместе с Д. Бурлюком и В. Маяковским подписывают «Манифест Летучей федерации футуристов»: «…Мы пролетарии искусств – зовем пролетариев фабрик и земель к третьей бескровной, но жестокой революции, революции духа.

Требуем признать:

  1. Отделение искусства от государства.
    Уничтожение покровительства, привилегий и контроля в области искусства. Долой дипломы званий, официальные посты и чины.

  2. Передачу всех материальных средств искусства: театров, капелл, выставочных помещений и зданий академии и художественных школ – в руки самих мастеров искусства для равноправного пользования ими всего народа искусства.

  3. Всеобщее художественное образование, ибо мы верим, что основы грядущего свободного искусства могут выйти только из недр демократической России, до сего времени лишь алкавшей хлеба и искусства.

  4. Немедленная, наряду с продовольственными, реквизиция всех под спудом лежащих эстетических запасов для справедливого и равномерного пользования всей России.

Да здравствует третья Революция, Революция Духа!» [5. C. 9].

Этому документу почти сто лет, но и сегодня требования «будетлян» звучат весьма актуально. Революция Духа еще впереди!

Как известно, литературные и художественные группы и объединения русских футуристов начали распадаться с середины десятых годов прошлого века. Подводя краткий итог тому, что было сделано ими за несколько предыдущих лет, В. Маяковский писал: «…Сегодня все футуристы. Народ футурист.

Футуризм мертвой хваткой ВЗЯЛ Россию.

Не видя футуризма перед собой и не умея заглянуть в себя, вы закричали о смерти. Да! Футуризм умер как особенная группа, но во всех вас он разлит наводнением» [6. C. 9].

К первой годовщине революции В. Каменский написал пьесу «Степан Разин», получившую премию на конкурсе пьес.

Оба поэта часто совместно выступали в поэтических сборниках, в журнале «ЛЭФ», на многочисленных литературных вечерах.

О В. Маяковском и В. Каменском написано много. Но с особенным чувством читаешь строки поэтов, работавших с ними рядом. После выхода в свет поэмы «Маяковский начинается» Н. Асеев подарил свою книгу В. Каменскому с надписью: «Дорогому и единственному Василию Васильевичу Каменскому, капитану корабля, на котором адмиралом эскадры поэзии прошел сквозь жизнь Велемир Хлебников, где дальнобойным орудием поворачивался Володя Маяковский, на котором я взбирался юнгой на мачты. Н. Асеев».

Еще в первый год революционных событий В. Каменский с футуристом жизни В. Гольцшмидтом основали в Москве, в Настасьинском переулке, первое «Кафе поэтов». В. Каменский со своими единоверцами «работали всеми моторами сил на полный газ».

Поэт выпустил в свет сразу две книги – сборник стихов «Звучаль веснеянки» и «Его – Моя биография Великого футуриста».

Организаторы поэтических вечеров не ограничивались чтением стихов. В. Маяковский, В. Каменский, Д. Бурлюк 15 марта 1918 года выпустили первый и единственный номер «Газеты футуристов». В нем были напечатаны «Декрет № 1 о демократизации искусства», «Манифест Летучей федерации футуристов», «Открытое письмо рабочим», написанное В. Маяковским. В отделе объявлений сообщалось, что поэты бесплатно выступят во всех рабочих аудиториях, жаждущих революционного творчества.

В. Каменский написал «Декрет о заборной литературе, о росписи улиц, о балконах с музыкой, о карнавалах искусств». Поэт призывал своих товарищей по искусству украшать улицы и площади картинами, плакатами, расклеивать на улицах стихи.

И призыв поэта нашел отклик среди демократической интеллигенции. Поэт вспоминает, что в первую годовщину Красной Армии ему поручили найти художника, который мог бы хорошо украсить столицу. В. Каменский остановил свой выбор на уральском художнике Петре Ивановиче Субботине-Пермяке, который приехал в Москву из Кудымкара. Он хорошо знал возможности этого человека, мастера живописи, ярких, радостных красок и превосходного организатора, живого, вездесущего человека.

Петр Иванович за три дня изготовил макеты-эскизы на огромных листах бумаги и акварели. На одном из макетов художник изобразил праздничную красноармейскую колонну, в полном вооружении, со знаменами и плакатами. Поэт, увидевший макеты, выразил земляку свое восхищение. Работали днем и ночью. Каменский ходил из мастерской в мастерскую, останавливался возле художников и с азартом, неподражаемым мастерством читал свои стихи.

Невиданная затея с праздничным оформлением Москвы удалась на славу.

«В день праздника годовщины Красной Армии Москва увидела всю Субботинскую живописную нарядность, – вспоминал поэт. – Многие серые стены домов и заборов вдруг по-легендарному оживились, заиграли, как уральские самоцветы, лучами разноцветных красок».

Василий Каменский мечтал о том, чтобы каждый шаг человеческой жизни становился праздником. Да и сам он был праздником для своих друзей. Приглашая их на Каменку или в Троицу, поэт не жалел красок, описывая свое лесное гнездо, рыбалку или ночь лесную. Каждое его письмо – словно маленькая акварель – яркая, прозрачная, безмятежная...

По свидетельству друзей, он предлагал на доме в Троице дать такую надпись: «Здесь живет и не работает поэт Василий Каменский». На самом деле все было наоборот. Как вспоминал народный артист СССР И. С. Козловский, близко знавший поэта, работал он много и плодотворно.

Он жил масштабами страны и в то же время был прочно связан с Уральской землей, с Камой. У Каменского было много друзей среди жителей окрестных деревень. В годы коллективизации он помог организовать колхоз, которому вскоре было присвоено имя поэта. У него дома работала агрономическая станция, крестьяне получали здесь консультации по интересующим их вопросам. Колхозники с большим уважением и доверием относились к поэту, избрали его членом президиума Троицкого сельсовета.

Известно, какая давняя дружба связывала его с камскими речниками. Один из пароходов, ходивший по Волге и Каме, носил имя поэта. Поэт шефствовал над этим пароходом, создал Центральный театр водников, написал для него пьесу «Счастливый лоцман», которая шла с большим успехом. Речники подарили ему форму капитана, и он не расставался с нею.

Каменский чутко следил за культурной жизнью края, всегда откликался на просьбы журналистов и издателей, других деятелей советской культуры.

В. Каменский никогда не отрывался от Уральской земли, хотя объездил всю Россию и европейские города. Он здесь черпал и свое поэтическое вдохновение, и уральский говор, и мелодии речных и лесных просторов, которые звучали в его стихах и прозе. Непостижимо, как этот поэт, прозаик и художник во всех значениях этого многоликого слова до сих пор остается на задворках культурной Перми. Здесь можно привести много объяснений, но оправдания этому нет.

Одно из объяснений состоит в том, что в период становления Советской власти на ее призыв к мастерам культуры к сотрудничеству откликнулись немногие. Большая часть известных поэтов, писателей, художников и музыкантов оказались в эмиграции. А идеологам «литературы факта» и сонму пролетарских писателей авангардное искусство было не ко двору и даже очень мешало. После отъезда Д. Бурлюка, ухода из жизни В. Хлебникова, В. Маяковского В. Каменский оставался одним из «последних могикан», популярным поэтом и драматургом, всегда имевшим широкую читательскую аудиторию, сохранившим свои творческие позиции будетлянина. В. Каменский был патриотом Уральской земли, всей Страны Советов, радовался успехам и переменам, которые происходили в городе и на селе, посвящал этому свои новые произведения. Одним словом, поэт продолжал бурлить, творить и оставаться «непромокаемым энтузиастом».

Имя Василия Каменского навсегда вписано в историю русской культуры Серебряного века и мирового авангардного течения в литературе и живописи. И. Бродский говорил, что поэзия – это видовая мечта человечества. В. Каменский говорил стихами, пел стихами и жил стихами:

Урал! Урал!
В наши дни
Вот скажешь это слово –
Как будто праздником
Оденешь жизнь свою,
И хочется запеть и снова
Петь. И вот пою, пою,
Как птица.
И не могу не петь.
И так все годы –
Напролет полвека.

В наши дни поэта В. Каменского называют человеком эпохи Возрождения. Он просыпается в каждом из нас: пермском арт-художнике Александре Жуневе, который вынес свое искусство на улицы Перми, Москвы и других городов; в каждом летчике; в юноше, впервые взявшем в руки перо или кисть. Стихи В. Каменского, его легендарная биография близки творческой молодежи наших дней. Его лучшие произведения остаются неисчерпаемой поэтической лабораторией для многих юных пермяков, прошедших школу поэтического мастерства в литературном объединении «Тропа», в творческом коллективе гимназии № 4 имени братьев Каменских. Юные поэты постоянно выезжают в Троицу, в Дом-музей В. Каменского, участвуют во всех литературных праздниках, снялись в документальном фильме «Берег Каменского». В Сылвенском поселении много лет работает поэтическое объединение «Край малахитовый». Стихи его участников звучат на всех литературных вечерах. В 2015 году Дом-музей В. В. Каменского посетили более пяти тысяч россиян.

В 2009 году в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина состоялась прекрасная выставка «Футуризм – радикальная революция. Италия – Россия. К 100-летию художественного движения». Открывая выставку, доктор искусствоведения, ведущий телепрограммы «Культурная революция» М. Швыдкой сказал: «Я рад приветствовать открытие в Москве такой знаковой выставки. Этот проект посвящен столетию публикации первого манифеста футуризма. Одного из самых смелых и решительных направлений в искусстве ХХ столетия. Своей «открытостью», устремленностью в будущее футуризм определил место искусства в современном социуме. Преодолев границы догматических канонов, эти художники смело вторгались во все сферы деятельности человека, выражая стремительный дух ХХ века. Во многом благодаря их дерзкому вызову и появился тот сложный многополярный феномен, который мы называем “современным искусством”» [7. C. 13].

Отдавая должное первопроходцам, М. Швыдкой говорил и о Василии Каменском.

В этом году при поддержке Министерства культуры Пермского края издана электронная версия книги В. Каменского «Его – Моя биография Великого Футуриста». Начат сбор средств по изданию книги в типографском исполнении. Наш легендарный земляк заслуживает того, чтобы в каждой школе и библиотеке звучали его стихи и проза и чтобы память о нем всегда жила в наших сердцах.

Список литературы:

1. Каменский В. Его – Моя биография Великого Футуриста. М., 1918. С. 60.

2. Каменский В. Жизнь с Маяковским. Пермь, 2014. С. 30–31.

3. Каменский В. Его – Моя биография… С. 152–153.

4. Луначарский А. В. Каменский В. В. [К 25-летию литературной деятельности] // Известия. 1933. 26 марта.

5. Манифест Летучей федерации футуристов // Русский футуризм. СПб., 2009. С. 103–104.

6. Русский футуризм. СПб., 2009. С. 101.

7. Футуризм – радикальная революция. Италия – Россия. М., 2008. С. 2.