Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Ноябрьские праздники на поздравительных открытках СССР и современной России. Размышления над коллекцией

С. В. Филатов,
Председатель Правления пермского
городского общества филателистов

Ключевые слова: Открытка, Октябрьская революция, советская, государственный праздник.



Тема для нашего круглого стола не теряет своей актуальности из года в год, и связана она с изучением повседневной жизни нашей страны, нашего быта. Одним из самых интересных, на мой взгляд, является изучение традиции отмечать государственные праздники, в том числе ноябрьский праздник революции 1917 года в СССР, или День народного единства, который мы отмечаем в наше время.

Сегодня мы будем говорить о поздравительных открытках к ноябрьским праздникам эпохи ушедшей и эпохи нынешней. Но, сперва небольшое введение в тему.

Собирать коллекцию открыток в наше время не менее увлекательно, чем и век назад, когда отмечался пик этого вида коллекционирования, называемого во всем мире «Филокартией». Сразу после изобретения этого самого экономичного почтового сообщения в 1869 году, весь мир был заражен отправлением открыток из города в город, из страны в страну, как сегодня весь мир следит за появлением все более новых, более продвинутых технологий в электронике, – я имею в виду айфоны, айпады и прочее.

Вот уже более ста лет открытки во всем мире собирают дети и взрослые, бедные и богатые, представители разных слоев общества, разных профессий и т. д. и т. п. Филокартия сегодня – это одно из сотен увлечений человечества, видов интеллектуального досуга, которое позволяет человеку познавать мир, обогащаться духовно и умственно.

Скажем несколько слов об открытке, об ее привлекательности для коллекционеров. Опишем общеизвестные факты. Почтовые карточки (или открытки) были предложены впервые Генрихом фон Стефаном в 1865 году на Германско-Австрийском конгрессе, но его проект был отклонен из-за показавшейся «неприличной формы пересылки сообщений на открытом почтовом листе». Письма казались более приемлемым способом общения посредством почты.

Первая почтовая карточка была выпущена в Австро-Венгрии. 1 октября 1869 года в почтовом обращении этой страны появилась «корреспондентская карточка» с отпечатанной маркой достоинством в два крейцера. Во время франко-прусской войны 1870–1871 годов в воюющих армиях Франции и Германии также распространилась идея снабдить карточку иллюстрациями. Некоторые из солдат стали сопровождать посылаемые родным почтовые карточки рисунками. Эта идея была оперативно воспринята коммерсантами. По французской версии первая иллюстрированная почтовая карточка (открытка) была выпущена книготорговцем Леоном Бенардо из Бретани, по немецкой – книготорговцем А. Шварцем из Ольденбурга.

Начинание оказалось успешным, и идея открытки быстро распространилась по остальным странам. В 1871–1872 годах их начали издавать почтовые ведомства большинства европейских стран. В России первая почтовая открытка увидела свет также в 1872 году.

В 1878 году на Всемирном почтовом конгрессе в Париже был принят международный стандарт открытки: 9×14 см, который был изменен в 1925 году на другой – 10,5×14,8 см. Первоначально ее лицевая сторона несла изображение или вообще была чистой, а оборотная сторона предназначалась только для адреса (специального места для письма не предусматривалось). С 1904 года адресную сторону открытого письма предписывалось разделить вертикальной линией на две части. Левая предназначалась для письменного сообщения, правая – для адреса, марки и почтовых отметок. В России с 1 мая 1909 года во всех почтовых книгах, документах, бланках наименование «Открытое письмо» было заменено надписью «Почтовая карточка».

В наше время открытки бывают следующих видов: на первом месте находится огромное количество поздравительных открыток с праздниками (Рождество, Новый год, Пасха, государственные праздники всех стран), что дает нам возможность сделать вывод об определенных общепринятых обычаях и символах данной стороны общественной жизни. Далее следуют видовые открытки, открытки-репродукции, художественные открытки, рекламные, политические, патриотические, фотооткрытки, деловые или корпоративные открытки. Сегодня большую популярность получили открытки, сделанные своими руками (хэнд-мэйд). Также отдельное направление – это электронные открытки. Сегодня еще мало кто на них обращает серьезное внимание и задумывается об их собирании, систематизации и изучении.

Благодаря развитию современных компьютерных технологий, отправка почтовой открытки среди обывателей-неколлекционеров практически сошла на нет. Филокартия, как отрасль собирательства продуктов повседневной жизни общества также угасает. Сохраняется лишь элитарная филокартия – как коллекционирование старинных, редких или тематических коллекций. Теперь люди не собирают открытки просто потому что они попадают к ним в руки. За открытками приходится гоняться, разыскивать, что существенно сужает круг потенциальных коллекционеров.

Кроме того, на смену классической филокартии приходит современный ее вид – посткроссинг – целенаправленная пересылка тематических открыток между определенными лицами по предварительной договоренности, с целью пополнения коллекций. Посткроссинг уже довольно развит в мире и набирает популярность в России. И мы в Перми 10 декабря текущего года планируем открыть первую в России конкурсную выставку посткроссеров, на которую уже поступило более 20 заявок из 11 городов России и из Румынии. Но вернемся к теме доклада.

Так как я сам собираю политические открытки России, речь в докладе пойдет именно о них. По моему убеждению, в нашей стране есть политические праздники, те, что призваны работать на сплачивание народа, поэтому я считаю открытки СССР к очередной годовщине Октябрьской революции и открытки России на День народного единства не поздравительными в чистом виде, а именно политическими.

Политическую открытку, на мой взгляд, выделяет из общего числа поздравительных открыток, сугубо политическая символика. Именно символика лежит в основе политической открытки.

Как можно увидеть из иллюстраций к докладу, советская открытка послевоенного времени к очередной годовщине Октябрьской революции имела несколько вариантов символического наполнения:

Реже использовались обычные советские символы – флаг и герб СССР, звезда, серп и молот, московский кремль. Но, почти всегда в открытках присутствовал красный цвет – символ революционного знамени.

Кроме того, на местах использовались местные символы революции. В Перми таким символом стал монумент борцам революции на горе Вышка в Мотовилихе. И мы также видим его на поздравительных открытках того времени. К слову сказать, чуть ли не половина всех поздравительных открыток в СССР печаталась на Пермской фабрике Гознака, а следовательно, большой вклад в разработку эскизов и воплощении их на открытках внесли пермские художники-иллюстраторы.

Применяя научные подходы к изучению открыток, можно говорить и о различиях в оформлении многотиражных открыток и открыток, изданных по заказам различных партийных органов и органов власти. Как правило, официальные открытки имеют более строгий вид в оформлении, с преобладанием революционного красного цвета.

Тексты поздравлений для официальных открыток от имени властей всех уровней также заранее подготовлены и выдержаны в идеологическом ключе. Особенностью советского периода является тот факт, что в большинстве случаев текст поздравления нанесен на открытку на печатной машинке. Такой способ нанесения текста вышел из употребления в середине 1990-х годов после широкого распространения зарубежной типографской и офисной техники.

Простые обыватели подписывали открытки с большой любовью и трепетом. Анализируя тексты можно отметить всеобщую искренность, простоту, тягу к доброму и светлому. Письма и открытки на самом деле объединяли людей, делали их добрее и внимательнее друг к другу.

Почти в каждой семье в прихожей висело зеркало или стояло трюмо, которое к праздникам все было увешено поздравлениями от родственников. Сегодня традиция выставлять на показ поздравления почти полностью утрачена, за редким исключением офисов, в которые приходят официальные поздравления.

Отправлять и получать поздравления по почте в советское время было ритуалом, символом приближающегося праздника. А поздравлять с праздником Октябрьской революции было и частью генетического кода советского человека – идентификатором его «советскости».

Описав советские открытки, издаваемые к дню 7 ноября, стоить отметить что сам праздник в разные времена отмечался по-разному и в некоторых слоях нашего общества отмечается и в наши дни. 26 октября 1927 года Президиум ЦИК СССР постановил, что «Годовщина Октябрьской революции ежегодно, начиная с 1927 года, празднуется в течение двух дней – 7 и 8 ноября. Производство работ в эти праздничные дни воспрещается на всей территории Союза ССР».

Праздновать 7 ноября стали с 1918 года: этот день отмечался в СССР как главный праздник страны – День Великой Октябрьской социалистической революции. При Сталине окончательно оформился и праздничный канон: демонстрация трудящихся, появление вождей на трибуне Мавзолея, и, наконец, военный парад на Красной площади.

В 70-х годах ХХ века ситуация начала меняться. Пафосный и официозный День Октябрьской революции перестал восприниматься как полноценный праздник, уступив место народным Дню Победы и Новому году. На праздничную демонстрацию уже стали направлять по разнарядке с предприятий. Военный парад тоже стал терять свою притягательную силу – интерес к технике и вооружениям у нового поколения советских людей стремительно падал. Впрочем, население радовалось двум выходным дням (выходным до 1992 года было и 8 ноября), а потому параллельно с официальным праздничным ритуалом 7 ноября стал оформляться народный ритуал: утреннее семейное застолье и просмотр трансляции парада. Ни к революции, ни к государственному пафосу этот ритуал особого отношения уже не имел.

Многие десятилетия во всех городах Союза 7 ноября проводились демонстрации и военные парады. Знаковым событием для страны был парад 7 ноября 1941 года.

13 марта 1995 года президент Ельцин подписал федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России (ФЗ № 32), в котором 7 ноября был назван Днем освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год).

Своим указом от 7 ноября 1996 года № 1537 Борис Ельцин дал празднику новое имя – День согласия и примирения. В тексте Указа, в частности, говорилось: «Октябрьская революция 1917 года коренным образом повлияла на судьбу нашей страны. Стремясь впредь не допускать противостояния, в целях единения и консолидации российского общества постановляю: 1. Объявить праздничный день 7 ноября Днем согласия и примирения. 2. Объявить 1997 год – год 80-летия Октябрьской революции – Годом согласия и примирения».

29 декабря 2004 года Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон № 200 (вступил в силу 1 января 2005 года) «О внесении изменений в статью 1 ФЗ № 32 «О днях воинской славы (победных днях) России», в соответствии с которым 7 ноября стал Днем воинской славы России – Днем проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год). Статья 2 ФЗ № 32 была дополнена абзацем следующего содержания: «4 ноября – День народного единства». В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 201 «О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации», начиная с 2005 года, день 7 ноября перестал быть выходным днем. Вместо него выходным днем стал День народного единства, отмечаемый 4 ноября.

21 июля 2005 года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон № 98 «О внесении изменений в Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России». В соответствии с новой редакцией Федерального закона среди памятных дат 7 ноября назван Днем Октябрьской революции 1917 года. В этот же день отмечается День воинской славы России – День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год).

Для историков крайне интересно проследить трансформацию и преемственность праздников, как общенародных ритуалов, объединяющих страну. С этой точки зрения помощником в изучении прошлого являются поздравительные открытки, в которых не только важен текст поздравления, но и которые сохраняют названия праздников, пусть уже и отмененных.

И, как мы упомянули, с 2005 года наша страна обрела новый государственный праздник – День народного единства, который отмечается 4 ноября. Стоит отметить, что поиск подходящего праздника для замены Дня Октябрьской революции произведен современной российской властью весьма успешно. Очень убедительно звучит аргумент отмечать день освобождения Москвы от польских захватчиков 1612 года. Убедителен и тот факт, что этот праздник древнее Октябрьской революции на три века.

Вспомним историю. 22 октября (1 ноября) 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанской иконой Божией Матери и, согласно гораздо более позднему свидетельству, поклялся построить храм в память этой победы. 23 октября (2 ноября) командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день 24 октября (3 ноября) гарнизон сдался. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царем Михаила Романова, первого правителя из династии Романовых.

В 1630-е годы на Красной площади появился Казанский собор, который некоторые историки считают обетным. В 1649 году царь Алексей Михайлович распорядился отмечать день Казанской иконы Божией Матери не только летом, но и 22 октября (по юлианскому календарю), когда у него родился первенец Дмитрий Алексеевич. «Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)» сохраняется в православном и народном календаре доныне.

В XX и XXI веках дню 22 октября по юлианскому календарю соответствует в григорианском календаре 4 ноября. Именно эта дата – 22 октября по юлианскому календарю, или 4 ноября по григорианскому календарю – выбрана в качестве дня государственного праздника.

В связи с такой глубокой проработкой предыстории праздника у него не могло появиться никакого другого символа, кроме как памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади. Именно этот сюжет повторяется на большинстве открыток, издаваемых государственными органами власти всех ветвей и всех уровней, крупными организациями и частными предпринимателями. Реже в качестве символа используется российский триколор.

Спустя десять лет, праздник стал ассоциироваться у простых обывателей с событиями 1612 года, с освободительной войной от польских захватчиков, а у коллекционеров с каждым годом все больше появляется коллекционного материала.

Иллюстрацией к этой части доклада служат поздравительные открытки с Днем народного единства от высших органов власти страны – Президента, Председателя Правительства, Государственной Думы, от федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, от региональных властей. Во всех случаях отмечается использование изображения указанного памятника. Исключением являются поздравления высшей власти, чьи открытки имеют сугубо деловой дизайн с упоминанием праздника не изображениями, но словами.

Интерес представляют и правительственные телеграммы, в тексте которых упоминается, что поздравление адресовано получателю на «новый» государственный праздник.

Добавим, что на данном этапе дан лишь поверхностный описательный анализ коллекции поздравительных открыток. Впереди большая работа по изучению иллюстраций и поздравительных текстов.