Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Коммерческие учебные заведения на Урале в начале ХХ в.: акторы процесса региональной профессионализации*

Е. Ю. Казакова-Апкаримова

Аннотация

В статье анализируется история первых коммерческих учебных заведений на Урале. Будучи акторами процесса региональной профессионализации, эти институты успешно выполняя поставленные задачи подготовки промышленно-торговых и управленческих кадров. Успехи в распространении коммерческих знаний в этом регионе были тесно связаны с процессом формирования городских профессиональных групп и ассоциаций на рубеже ХIХ–ХХ вв. Автор подчеркивает значение общественной и частной инициативы в деле учреждения и поддержки коммерческих учебных заведений, показывая, что в значительной степени эти успехи были возможны благодаря общественной активности и меценатству представителей уральской бизнес-элиты.

Ключевые слова: профессионализация, акторы, Министерство торговли и промышленности, уральские коммерческие учебные заведения, попечительные советы, положение.



История профессиональных учебных заведений в имперской России представляет значительный интерес в плане переосмысления накопленного исторического опыта. Распространение специальных знаний являлось проявлением процесса профессионализации, что в свою очередь было обусловлено успехами социально-экономического развития (индустриализацией, развитием торговли и финансовой системы). Важно обратить внимание на региональные особенности профессионализации. Предметом исследования в данной работе является одно из важных направлений профессионального обучения – история коммерческих учебных заведений. Территориальными рамками исследования является крупнейший индустриальный и торговый регион России – Урал. Хронологическими рамками исследования стал период начала XX в., время появления коммерческих школ в крае на заключительном этапе истории Российской империи.

Развитие торговли и промышленности в капиталистической России (особенно в конце ХIХ – начале ХХ столетия) требовали множества людей, специально подготовленных к службе в торгово-промышленных заведениях. В 1900 г. уральские города и другие поселения имели 39 тыс. лавок и магазинов с торговым оборотом в 309 млн руб. [1].

Динамичное развитие коммерческие учебные заведения в России получили с изданием в 1896 г. Положения о них (дополнено в 1900 г.) и переходом из ведения Министерства финансов в подчинение Министерства торговли и промышленности. Положение предусматривало несколько типов коммерческих учебных заведений, излагая лишь общие нормы для их открытия и деятельности. Среди этих типов назывались коммерческие училища и торговые школы для обучения с детского возраста, торговые классы и коммерческие курсы для обучения работающих взрослых и подростков. Для каждого отдельного учебного заведения требовался особый устав, утверждаемый министром финансов. Торговые школы, например, ставили перед собой цель подготовки в короткий срок учащихся к службе в торгово-промышленных учреждениях. Эти учебные заведения принадлежали к разряду низших учебных заведений и могли быть одноклассными и трехклассными. Коммерческие училища представляли собой открытые средние общеобразовательные и профессиональные учебные заведения, устраиваемые на средства земств, городов, общественных объединений и отдельных лиц, могли быть трехлетними и семилетними. Первые во главу угла ставили только коммерческое обучение, вторые давали общие и коммерческие знания [2].

На Урале первые торговые школы стали открываться в начале ХХ в.: в 1901 г. – в Перми, в 1902 г. – в Екатеринбурге, в 1908 г. – в Челябинске и в Вятке, в 1909 г. – в Уфе, в 1910 г. – Оренбурге. Коммерческое профессиональное обучение в уральских, как и во многих других российских городах, прививалось благодаря общественной инициативе (деятельности общественных организаций, поддержке органов городского самоуправления, биржевых обществ). При общественных коммерческих учебных заведениях создавались попечительные советы, состоящие из представителей тех обществ, на средства которых эти заведения содержались. Попечительным советам, помимо заведования хозяйственной стороной училища, предоставлялись некоторые возможности участия и в учебно-воспитательном процессе.

Фактически школа начала функционировать 27 августа 1901 г., а торжественное ее открытие состоялось в октябре этого же года. 21 октября 1901 г. состоялось торжественное открытие торговой школы, учрежденной Обществом взаимного вспоможения приказчиков г. Перми. К часу дня в помещение школы (на углу Оханской и Покровской улиц) прибыли многие известные и именитые граждане города, в том числе начальник губернии генерал-лейтенант Д. Г. Арсеньев, директора учебных заведений Перми (гимназии – Я. И. Алфионов, реального училища – М. М. Дмитриевский, народных училищ – А. П. Раменский), ректор духовной семинарии, городской голова И. Н. Суслин с членами управы, председатель Пермской уездной земской управы А. А. Маллеев, председатель окружного суда В. П. Ломновский, попечительный совет открываемой школы в составе председателя В. Д. Кувшинского и членов (Н. Н. Новокрещенных, Н. И. Великосельцева, А. П. Гаврилова), члены правления Общества приказчиков во главе с его председателем Н. Е. Воеводиным. Молебен был отслужен прекрасным хором церкви при духовном училище (под опытным управлением регента Баталова). Звучали торжественные речи. Н. И. Великосельцев в прочтенной им исторической записке об учреждении торговой школы сообщил, что вопрос об открытии школы был впервые озвучен правлением Общества приказчиков Перми 29 марта 1898 г. В дальнейшем велась работа по изысканию материальных средств. Докладчик подчеркнул особый вклад Е. И. Любимой и М. И. Любимова в создание материальной базы школы. Именно благодаря им торговая школа обзавелась собственным зданием и имела наличный капитал в размере 10 000 руб. [3, С. 3–4].

Идея создать в Перми коммерческое заведение пришла в голову члену Пермского общества приказчиков Н. И. Великосельцеву. Пермское общество поддержало его мысль о создании торговой школы в городе. Первым крупным взносом в фонд будущей школы было пожертвование 25 тысяч руб. Е. И. Любимовой. М. И. Любимов уступил свои постройки под школу всего за 15 тысяч руб. (здания в действительности оценивались в немалую по тем временам сумму – 40 тысяч руб.), причем вырученные деньги меценат также пожертвовал на нужды образования – в пользу Александровского реального училища. Благодаря пожертвованиям семьи предпринимателей Любимовых и энергичным действиям членов правления общества приказчиков, вопрос о создании торговой школы был успешно решен. Основную массу учащихся составляли 13 – 16-летние. Плата за обучение была высокой (до 80 руб. в год), далеко не каждый крестьянин или мещанин мог отдать своего ребенка в эту школу [4, С. 34–36]. Из 105 желающих учиться в школе были приняты лишь 83 ученика (39 в приготовительный класс и 44 в первый основной класс). 22 человека не попали в школу, не выдержав вступительные испытания или в связи с ограниченностью мест и отсутствием средств на открытие параллельных классов [3, С. 15].

Первые 83 учащихся торговой школы были выпускниками народных и двухклассных училищ, а также питомцами городских и духовных училищ. При школе действовали два класса: приготовительный с 39 учащимися и первый с 44 учениками. В торговой школе учились дети крестьян (34%), мещан (33%), купцов (14,5%), а дети дворян, почетных граждан, чиновников и представителей духовенства составляли меньшинство (в совокупности 18,5%) [3, С. 7]. К 21 мая 1902 г. в школе насчитывалось 85 учащихся. Их возраст варьировался от 11 до 19 лет [3, С. 16].

Любопытно, что в школе стали прививаться новые методы обучения и воспитания. В прошлое отошла система наказаний за проступки. Учебный персонал школы счел возможным обойтись без отметок, учащиеся делились на успевающих и не успевающих. Ставка делалась на воспитание честных, умелых и добросовестных работников. «Преуспеяние родной страны на всех поприщах» было девизом для учащихся [3, С. 8].

14 января 1907 г. при школе открылись торговые классы. По уставу торговых классов при торговой школе Общества взаимного вспоможения приказчиков города Перми ставилась «цель сообщить лицам обоего пола всех возрастов, не моложе двенадцати лет, преимущественно состоящих на службе в торгово-промышленных учреждениях, начальные коммерческие познания, необходимые в торговом деле». При этом делалась ссылка на ст. 25 Положения о коммерческих учебных заведениях, указывалась их ведомственная принадлежность Министерству торговли и промышленности.

В классы принимались желающие, предоставившие свидетельства об окончании курса того или иного низшего учебного заведения (начального, церковно-приходского, одноклассного сельского или городского приходского училища ведомства Министерства народного просвещения) или же выдержавшие соответствующие «испытания». При торговых классах действовали подготовительные классы для безграмотных лиц.

Учебная программа торговых классов могла включать: Закон Божий, русский язык, Отечественную историю «в связи с историей торговли в России», арифметику с коммерческими вычислениями, бухгалтерию, коммерческую корреспонденцию, политэкономию, налоговое законодательство, товароведение, иностранный язык, каллиграфию. Курс каждого предмета преподавался не более двух лет. Курсы отдельных предметов открывались, если был спрос на них (число записавшихся составляло не менее 15 человек). Занятия могли проходить в вечернее время, включая воскресные и праздничные дни. Учебный год длился с 1 сентября по 1 мая и завершался экзаменами. Педагогический комитет вырабатывал учебную программу и учебный план (утверждались Министерством торговли и промышленности) (ГАСО. Ф. 82. Оп. 1. Д. 46. Л. 1–2).

Следующим шагом пермской общественности стало открытие среднего коммерческого учебного заведения в регионе. Пермское биржевое общество и купеческое общество во главе со старостой А. П. Гавриловым инициировали создание в Перми коммерческого училища. Его открытие состоялось в 1914 г. [4, С. 39]. К слову сказать, А. П. Гаврилов покровительствовал торговой школе в Перми много лет, на его деньги были оборудованы кабинеты химии и физики, приобретены пишущие машинки [4, С. 60].

Первое коммерческое учебное заведение в Екатеринбурге появилось благодаря энергии и инициативе активистов Общества взаимного вспоможения приказчиков г. Екатеринбурга. 27 октября 1902 г. состоялось торжественное открытие торговой школы, которая действовала под покровительством и контролем со стороны этого общества. Предполагалось, что в школе по примеру других школ этого типа, будут преподаваться: Закон Божий, русский язык, товароведение, коммерция, география, арифметика, немецкий язык, история, бухгалтерия, геометрия, черчение, корреспонденция, химия и каллиграфия. Школа открывалась сначала в составе двух классов (первого и «приготовительного»). Сомнений в необходимости этого учебного заведения не оставалось с самого момента его открытия, когда в школу поступили 90 учеников, тогда как прошений было подано 100.

Со времени появления идеи об открытии школы до ее реального появления прошло немало лет. Еще в 1890 г. бывший председатель правления Общества Взаимного Вспомоществования приказчиков г. Екатеринбурга С. Н. Ведров высказывал мысль об открытии при обществе приказчиков профессиональной школы, которая бы готовила детей приказчиков к торговой работе. Тогда же был сформирован соответствующий фонд, сам инициатор пожертвовал 300 руб. и еще 610 руб. было собрано по подписке. Но только через 10 лет благодаря энергии почетного гражданина Екатеринбурга и почетного члена Общества приказчиков А. И. Кожевникова мечта стала воплощаться в жизнь. Правление Общества поддержало его призыв взяться за дело. 12 декабря 1900 г. было созвано общее собрание членов этого общества, на обсуждение которого было вынесено предложение А. И. Кожевникова об открытии при обществе торговой школы. Собрание поддержало идею и постановило: отпускать ежегодно из средств общества от 500 до 1000 руб. ежегодно пока школа будет нуждаться в деньгах, открыть подписку на составление неприкосновенного фонда, проценты с которого поступали бы на содержание школы, уполномочить правление ходатайствовать перед местными городской думой и земской управой о субсидиях на Торговую школу и поручить правлению пригласить сведущих людей для совместной выработки ее устава. Впоследствии неприкосновенный фонд Торговой школы составил 5000 руб. Городская дума согласилась ежегодно отпускать на содержание школы 1000 руб., а Екатеринбургское уездное земство по 500 руб. ежегодно. Кроме того, нашлись и другие благотворители. 30 марта 1901 г. проект устава торговой школы был выработан и 25 января 1902 г. утвержден министром финансов. Тогда же министр утвердил решение купеческого собрания во главе с М. М. Ошурковым, постановившего обложить купеческие свидетельства двух разрядов 6% сбором в пользу Торговой школы [5].

Интересно сопоставить эту информацию с данными о формировании бюджета торговой школы Перми. Общество приказчиков Перми перечислило в неприкосновенный капитал торговой школы 4000 руб., увеличенный благодаря пожертвованиям до 5000 руб.; постановило ежегодно выдавать пособие школе по 500 руб. Ежегодное пособие от городской Думы достигало 1000 руб. Пермское уездное земство сочло возможным выдать на 1901 и 1902 гг. по 300 руб., Соликамское уездное земство в 1901 г. выделило 100 руб., ежегодный взнос от Пермского общества взаимного кредита составлял 300 руб., а Кизеловское общество потребителей пообещало в первые четыре года существования школы ежегодно отпускать по 150 руб., а в дальнейшем по 100 руб. в год, Чердынское общество потребителей на 1901 г. выдало школе 50 руб. Городское самоуправление Перми, согласовав решение с Пермским купеческим обществом, постановила взимать «сбор с промысловых свидетельств, выбираемых для торгово-промышленных предприятий I и II разрядов в г. Перми» в размере 6% номинальной стоимости свидетельств, что предполагало итоговую сумму свыше 2000 руб. Частные пожертвования дали школе 2393 руб. 44 коп. [3, С. 5].

По типу Екатеринбургская торговая школа являлась трехклассной, ее собственное здание находилась в центральной части города на Главном проспекте [ГАСО. Ф. 62. Оп. 1. Д. 460. Л. 48]. По уставу Екатеринбургской торговой школы, общее заведование делами школы принадлежало попечительному совету, состоящему из председателя, четырех действительных членов общества взаимного вспомоществования приказчиков (два из них должны были избираться общим собранием общества, а два других входили в состав совета из числа членов правления), инспектора школы и одного члена от Министерства торговли и промышленности (в случае назначения); в состав попечительного совета, кроме того, допускались по одному члену от тех правительственных, земских и городских общественных учреждений, которые субсидировали школу (не меньше, чем в количестве 500 руб. в год) [ГАСО. Ф. 62. Оп. 1. Д. 460. Л. 50 об].

В состав попечительного совета Екатеринбургской торговой школы входили известные предприниматели и меценаты Екатеринбурга. Попечительный совет решал многоплановые вопросы: финансовые, кадровые, отчасти педагогические. Например, была предложена и реализована идея учреждения благотворительного Общества вспомоществования недостаточным ученикам торговой школы, благодаря чему 10% учащихся освобождались от платы по бедности. [ГАСО. Ф. 62. Оп. 1. Д. 460. Л. 51–52].

В организации деятельности торговых школ на Урале просматривается сходство. Многое зависело от эффективности работы попечительного совета школы. Попечительный совет пермской торговой школы в 1901 г. был представлен лицами, утвержденными министром финансов: избранные общим собранием общества приказчиков – Н. И. Великосельцев, Н. Н. Новокрещенных, В. Д. Кувшинский и А. П. Гаврилов, два представителя правления общества приказчиков – П. П. Елтышев и П. С. Петухов, представитель городской думы Перми – П. С. Досманов и уполномоченный министерства финансов – Г. А. Жукотынский. Инспектором торговой школы попечительным советом был приглашен кандидат естественных наук Киевского университета А. З. Зотов [3, С. 9–11].

При пермской школе действовало Общество недостаточным ученикам торговой школы. Появилось это общество в день торжественного открытия самой школы. Благодаря его деятельности в первой половине 1901–1902 учебного года за трех «недостаточных» учеников была внесена плата за учебу, а за вторую половину этого учебного года – за 14 человек. Меценатство было не чуждо пермскому купечеству. Например, пермский купец В. К. Сорокин пожелал вносить плату за учение трех учеников первого основного класса вплоть до окончания ими курса. Стипендией Сорокина пользовались Евгений Петушков, Василий Разепин и Иван Холкин [3, С. 17].

В 1913 г. попечительный совет Екатеринбургской торговой школы пришел к убеждению о несоответствии школьного здания требованиям современной коммерческой школы. Какой же была повседневная жизнь учащихся в этой школе, где учащиеся проводили значительную часть времени? К недостаткам здания попечительный совет относил тесноту классных комнат, недостаток пространства для раздевалки учащихся, «отсутствие рекреационного зала или хотя бы светлых коридоров, вследствие чего, ученики во время перемен или должны оставаться в классах или толпиться в помещении между классами». Ограниченность школьного пространства влияла и на возможности учебно-педагогического процесса. Попечительный совет подчеркивал, что задача всякой торговой школы в том, «чтобы питомцы ее приобрели такие навыки и знания, которые позволяли бы им быстро ориентироваться во всяком торговом предприятии, а для достижения этого необходимы практические занятия по специальным предметам, в особенности по бухгалтерии и товароведению». Между тем, внимание городской управы обращалось на то, что «за отсутствием свободного помещения Екатеринбургская торговая школа до сих пор, однако, не могла приступить к организации образцовой конторы и к введению лабораторных занятий по химии и товароведению». Наконец, десятилетний опыт школьной работы показал, что четырехгодичного курса для общей и специальной подготовки кадров недостаточно. Попечительный совет Екатеринбургской торговой школы разделял мнение учебного отдела Министерства торговли и промышленности о целесообразности введения разработанных им примерных программ для торговых школ, предполагающих пятилетний курс, и возможности преобразования Екатеринбургской торговой школы в учебное заведение с 5-летним курсом, для чего требовалась перестройка школьного здания [ГАСО. Ф. 62. Оп. 1. Д. 460. Л. 2 – 2 об.]. Однако Первая мировая война помешала воплощению многих замыслов педагогического совета торговой школы Екатеринбурга.

Екатеринбургская торговая школа содержалась преимущественно на общественные, а не на государственные средства. Например, по данным за 1911–1912 учебный год ее бюджет формировался следующим образом: пособие из средств Государственного казначейства составляло 3000 руб., а сборы с сословных и промысловых свидетельств, пособия от города и земства, обществ и частных лиц, банковские проценты, плата за право учения, единовременные поступления и иные доходы достигали итоговой суммы в 13 595 руб. 59 коп. [ГАСО. Ф. 62. Оп. 1. Д. 460. Л. 53]. Стоимость годового обучения одного ученика в Екатеринбургской торговой школе зависела от расходов на содержание здания и общего числа учащихся. По данным на тот же 1911–1912 учебный год содержание учебного заведения потребовало 11 575 руб. 13 коп., среднее число учащихся было 131 человек, стоимость годового обучения одного ученика составляла 88 руб. 36 коп. [ГАСО. Ф. 62. Оп. 1. Д. 460. Л. 54].

Программа обучения в Екатеринбургской торговой школе включала следующие предметы: Закон Божий, русский язык, немецкий язык, арифметику общую, алгебру, геометрию, историю, географию общую, естествознание, арифметику коммерческую, бухгалтерию, коммерческую корреспонденцию, коммерцию, товароведение, географию коммерческую, каллиграфию, черчение [ГАСО. Ф. 62. Оп. 1. Д. 460. Л. 57].

Специальные предметы, например, товароведение, коммерция, бухгалтерия, коммерческая корреспонденция преподавались во втором и третьем классах. Во втором классе на уроках коммерции предусматривалось введение в политэкономию, знакомство с понятиями потребностей, блага, ценности, цены, производства, капитала, осмысление информации о внутренней и внешней торговле, анализ торговой политики в контексте понятия о государстве, законодательства и торговых обычаев, налогов, знакомство с формами предприятий; в третьем классе учащиеся получали представление о торговых сделках, кредите и биржах [ГАСО. Ф. 62. Оп. 1. Д. 460. Л. 70–71]. Для уроков по товароведению в школе имелись наглядные пособия [ГАСО. Ф. 62. Оп. 1. Д. 460. Л. 72 об. – 73 об.].

Число воспитанников к началу 1912/13 учебного года достигало 151 человек: в приготовительном классе – 45, первом – 43, втором – 34, третьем – 29 [ГАСО. Ф. 62. Оп. 1. Д. 460. Л. 61]. К концу 1911/12 учебного года осталось 124 ученика. Можно представить исторический портрет питомца Екатеринбургской торговой школы, проанализировав годовую отчетность школы. По вероисповеданию в школе доминировали православные учащиеся, включая старообрядцев, их насчитывалось – 121 (97,57%), «римско-католическое» вероисповедание исповедовал один ученик, еще один придерживался лютеранства и один был приверженцем иудаизма. По сословиям воспитанники распределялись следующим образом: детей дворян и чиновников – 7 (5,64%), детей почетных граждан и купцов – 12 (9,68%), детей мещан – 45 (36,29%), детей крестьян – 58 (46,78%), детей прочих – 2 (1,61%). По национальности преобладали русские – 121 (97,57%), представителей других наций было лишь трое: один поляк, один латыш и один еврей. С учетом профиля школы неудивительно, что в нее поступали преимущественно дети, родители которых были по роду деятельности связаны с торговлей, промышленностью и предпринимательством. По занятиям родителей дети распределялись следующим образом: «служба и вольные профессии – 17 (13,71%), торговля, промышленность, капиталы – 37 (29,83%), торгово-промышленные служащие – 42 (33,88%), ремесленные, рабочие, прислуга – 17 (13,71%), сельское хозяйство – 7 (5,64%), иные занятия – 4 (3,23%)». Возраст учащихся колебался от 11 до 19 лет. [ГАСО. Ф. 62. Оп. 1. Д. 460. Л. 62 – 62 об.]. В 1911/12 учебном году окончили курс 20 воспитанников. Школа оказывала помощь в поступлении на службу или продолжении получения образования. Всего с основания школы окончило курс 250 учеников. [ГАСО. Ф. 62. Оп. 1. Д. 460. Л. 65].

Торговая школа успешно функционировала в Екатеринбурге и пользовалась популярностью у местного населения. В сентябре 1913 г. правление общества организовало при ней курсы бухгалтерии и корреспонденции, на которые записались около 50 слушателей. Посещало их реально около половины записавшихся, а аттестаты получили 15 человек [ГАПО (Государственный архив Пермской области). Ф. 272. Оп. 1. Д. 3. Л. 8].

16 ноября 1907 г. правление Екатеринбургского общества взаимного вспоможения приказчиков получило соответствующее разрешение (от губернской администрации) на открытие в Екатеринбурге курсов бухгалтерии, корреспонденции, коммерческой арифметики и общей географии. В газетной заметке говорилось, что курсы откроются при обществе, занятия будут проходить по вечерам в помещении торговой школы [6].

Велика была потребность в торговой школе в Челябинске, известном специализацией на оптовой торговле хлебом и чаем. Торговым заведениям нужны были грамотные специалисты. Челябинская биржа во главе с председателем В. К. Покровским взялась за дело в 1905–1906 гг., был создан специальный фонд, куда активно вносили свои пожертвования предприниматели. 11 сентября 1908 г. был утвержден Устав Челябинской торговой школы. Осенью 1908 г. сформировался попечительный совет школы из 10 человек (в том числе известных предпринимателей), избираемых от Биржевого сообщества (4 человека), Челябинской городской думы (еще 4) и от торгово-промышленных служащих Челябинска (2 представителя) [7].

История создания торговых школ и училищ на Урале подтверждает тот факт, что успехи в распространении коммерческих знаний в этом регионе были следствием формирования городских профессиональных групп и ассоциаций на рубеже ХIХ–ХХ вв. Законодательство давало широкий простор общественной и частной инициативе в деле учреждения коммерческих учебных заведений. Торговые школы и коммерческие училища открывались фактически без участия средств казны и очень динамично. Уральский регион по темпам развития коммерческого обучения не отставал от других российских регионов. В значительной степени эти успехи были возможны благодаря общественной активности и меценатству уральской бизнес-элиты, представители которой входили в состав попечительных советов торговых школ и коммерческих училищ. В процессе подготовки профессиональных кадров уделялось внимание специальным знаниям и общекультурным компетенциям и воспитательной работе, преподавание отличалось фундаментальностью и высоким уровнем, будучи прообразом бизнес-образования. В коммерческих учебных заведениях была создана целостная, достаточно эффективная педагогическая система. Коммерческие учебные заведения, используя передовые педагогические методы и технологии, довольно быстро завоевывали авторитет и популярность среди населения Урала. Рассмотренные учебные заведения (и покровительствовавшие им общественные организации и органы городского самоуправления) решали поставленные задачи подготовки промышленно-торговых и управленческих кадров разного уровня, в целом способствуя повышению уровня грамотности населения на Урале, будучи эффективными акторами региональной профессионализации.

Список литературы:

1. История Урала в период капитализма. М., 1990. С. 112.

2. Костриков С. П. Положение о коммерческих учебных заведениях 1896 г. // Власть. 2009. № 7. С. 53.

3. Отчет торговой школы Пермского общества взаимного вспоможения приказчиков за 1901–1902 и 1902–1903 учебные годы. Пермь, 1904.

4. Баяндина Н. П. Пермь купеческая. Пермь, 1997.

5. XVI годичный отчет правления общества приказчиков в г. Екатеринбурге. С 1 августа 1902 по 1 января 1903 года. Екатеринбург, 1903. С. 62–65.

6. Курсы бухгалтерии при обществе приказчиков // Уральская жизнь. 1907. 18 ноября. № 217. С. 3.

7. Боже В. С. Школьный мир дореволюционного Челябинска. Т. 2. Челябинск, 2006. С. 250–251.




* Исследование выполнено за счет гранта РНФ (№ 14-18-01625)