Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Досуг жителей Самары в годы Первой мировой войны

М. Г. Коннова,
ГБУСО «Центральный государственный архив
Самарской области»

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению форм и видов досуга в Самаре по материалам периодической печати 1914–1916 гг., а также аспектам развития и изменения досуговой культуры города в период Первой мировой войны.

Ключевые слова: досуг, театр, кинематограф, цирк, культурнопросветительские организации, благотворительность, Самара, Первая мировая война.



Изучение различных аспектов повседневной культуры – одна из тех тем, к которым сегодня обращается все большее число современных исследователей. В этом отношении особый интерес представляет досуговая сфера как составная часть культуры повседневности.

Досуг – особая форма проведения свободного времени, совокупность видов деятельности, направленных на удовлетворение социальных, духовных, физических потребностей людей, которая зависит от разнообразных факторов: возраста, пола, социальной принадлежности, рода занятий, образовательного и культурного уровня человека. Досуг, образуя сферу свободного, нерегламентированного поведения человека, является результатом его волеизъявления и основой для самовыражения [1. С. 25].

В данной работе мы рассмотрим многообразие видов и форм досуга по материалам периодической печати 1914–1916 годов, остановимся на вопросах развития и изменения досуговой культуры города Самары в период Первой мировой войны.

Первая мировая война стала событием, изменившим жизнь миллионов людей, явлением, которое не могло не отразиться на функционировании всех сфер общественной жизни. Благодаря сохранившимся документальным материалам того времени можно судить о процессах трансформации в формах и содержании досуговой культуры жителей Самары, существовавшем многообразии культурных мероприятий, преемственности видов досуга городского населения, сохранившихся вне зависимости от обстоятельств военного времени.

Наиболее популярными художественными учреждениями, составляющими культурное пространство городов Поволжья, являлись театры и цирки. Возможности культурного досуга разнообразили также и концертные выступления [2. С. 114].

В Самаре работали две театральные сцены: городской театр и театр «Олимп». Одновременно с вышеуказанными театральными площадками действовали частные театры, любительские труппы, чьи спектакли проходили в собраниях, летних городских садах, народных домах, клубах [2. С. 114].

Тема войны находит свое отражение и в театральных постановках, о чем свидетельствовали периодические издания того времени. В газете «Волжское слово» сообщалось, что 8 декабря 1914 года на сцене городского театра, в рамках сбора средств для действующей армии, будет представлена пьеса Сабурова «Кавалерийская атака». Вместе с пьесами о боевых сражениях на суд зрителей были представлены постановки военно-бытового характера («Боевые товарищи», «Герой 20-го числа») [3. C. 4]. Спектакли на военную тематику, конечно же, являлись неотъемлемой частью репертуара. Однако около половины театральных представлений по-прежнему ставились по произведениям классической литературы.

Следует отметить также, что повышенному интересу к театру способствовало одно немаловажное обстоятельство. В 1914 году в связи с изданием царского указа о запрещении производства и продажи всех видов алкогольной продукции на всей территории России, прослеживается рост посещаемости культурных учреждений. В связи с этим председатель театральной комиссии городского театра Самары А. А. Смирнов высказывал мнение о том, что «в виду повсеместного запрещения торговли спиртными напитками и закрытия трактиров, пивных и ресторанов, предстоящий театральный сезон обещает быть весьма оживленным» [4. С. 3].

Помимо театральных представлений, на сцене Самарского театра «Олимп» с успехом шли оперные и балетные постановки: «Фауст», «Князь Игорь», «Хованщина», «Кармен» [4. C. 4].

Кроме постоянно действующих театров и местных любительских трупп, на территории поволжских губерний в годы войны выступали с гастролями императорские театры, труппы, составленные из актеров других городов [2. C. 115].

В годы войны в Самаре гастролировали и цирки – А. Д. Горца, Костанди, братьев Чинизелли и другие. Вот что сообщает «Волжское слово» о выступлении «Большого славянского цирка» А. Д. Горца в Самаре: «В воскресенье, 3 августа [состоится] парадное представление при участии лучших первоклассных артистов и артисток труппы, выступающих в городе Самаре в первый раз. Среди прочих номеров, выступления популярных английских клоунов-эксцентриков, полет под куполом цирка, номер испанского тореадора мистера Арензо, славянский танец в исполнении дамского кордебалета на 20 персон. В третьем отделении состоится открытие большого международного чемпионата французской борьбы, организованного лично директором цирка А. Д. Горец» [5. С. 2]. В цирковых представлениях были задействованы клоуны, акробаты, жонглеры, силачи, животные. Как правило, цирковые номера с участием клоунов и животных включали в себя пародии на военных противников Российской империи или же отражали аспекты текущих политических событий.

В то же время отметим, что не все цирковые номера были понятны обывателям. Так, 25 августа 1914 года на имя самарского губернатора поступила анонимная жалоба на выступление артистов цирков «Олимп» и Горца. Автор жалобы критиковал номера борьбы, во время которых люди, потратив деньги, видели «драку» [6. С. 64].

Не менее увлекательным было посещение зверинцев, также гастролирующих в городе. Одним из наиболее известных был столичный зверинец И. И. Бойко [7. С. 1]. Во время нахождения в Самаре зверинец располагался на территории Струковского сада, где любили проводить свободное время многие жители города. Горожане могли лицезреть морских львов огромных размеров, серебристую пуму, ягуара, гималайского тропического медведя и многих других уникальных животных. Посетить зверинец можно было ежедневно с 10 утра до позднего вечера.

Особой популярностью среди городских обывателей пользовался кинематограф. С началом войны на экранах электротеатров стало появляться все больше картин, отражающих текущие события. Многие киноленты имели антигерманскую направленность, были рассчитаны на подъем патриотического чувства. Одним из любимых обществом жанров кинематографа с осени 1914 года стала военная хроника. В кинотеатрах поволжских губерний в 1914–1916 годах часто шли документальные ленты. Популярным направлением кинематографа в 1915 году становится художественный фильм о войне [2. C. 113].

Однако военные невзгоды практически не повлияли на кинопристрастия самарской публики. Зрительские предпочтения не ограничивались военно-патриотическими картинами, которые, конечно же, занимали особое место в кинематографе того времени, но многие предпочитали смотреть не имеющие отношения к военным действиям фильмы, для того чтобы иметь возможность хотя бы на некоторое время отвлечься от тревожных мыслей о войне.

Значимым жанром кино продолжала оставаться драма, причем количество драматических картин, показанных в 1915 году, значительно превышало количество комедий. В 1916 году драмы, мелодрамы, трагедии представляли значительную часть репертуара поволжских кинотеатров, как и российской кинематографии в целом [8. C. 367]. В 1917 году в репертуарах поволжских кинотеатров лидировали киноленты с драматическим сюжетом. В этом же году пика популярности достигли многосерийные фильмы-дьяволиады, фильмы ужасов. После Февральской революции 1917 года поволжский зритель смог увидеть на экране синематографа сюжеты, ранее запрещавшиеся к показу цензурой. На протяжении войны кинозрителю были доступны ленты комедийного жанра, детективы («Сонька-золотая ручка», «Яшка-семинарист»), водевили («Старички набедокурили», «Сердце женщины»), фарсы («О, женщины!», «Клуб нравственности»). Война содействовала развитию исторического жанра, воссоздававшего на экране образы народных героев («Стенька Разин», «Мазепа»). Популярными авторами, произведения которых экранизировались, являлись Л. Андреев («Король, закон и свобода»), С. Юшкевич («Леон Дрей»), Д. Мережковский («Смерть богов») [8. C. 369].

Особым направлением кино являлись научно-популярные картины. В Самарской губернии коллекция (около 90 кинолент на осень 1914 года) научно-популярных фильмов имелась в распоряжении Самарского общества народных университетов, деятели которого организовывали киносеансы в учебных заведениях, лазаретах для раненых, на просветительских чтениях [2. С. 113].

Говоря о досуге городских жителей, необходимо обратить внимание на то, что свободное времяпрепровождение самарцев не ограничивалось посещением театральных постановок, кинематографа и цирковых представлений. Среди горожан насчитывалось большое число любителей активного отдыха и различных видов спорта. В области организации спортивного досуга населения активно действовал Самарский яхт-клуб, на площадках которого проводились всевозможные соревнования по футболу, легкой атлетике, лаун-теннису. В самом начале войны, в связи с уходом на службу заведующих отделами Самарского яхт-клуба, «деятельность его временно замерла» [9. С. 1]. Однако впоследствии яхт-клуб возобновил свою работу. 19 июля 1915 года на скаковом ипподроме прошли первые в летнем сезоне 1915 года велосипедные гонки, устроенные вновь образованным спортивным кружком велосипедистов Самарского трубочного завода. В гонках, устроенных в пользу раненых, приняли участие более 20 велосипедистов [10. С. 2]. 17 августа 1915 г. в цирке А. Д. Горца состоялся матч по боксу [11. С. 4]. Поединок проходил между российским борцом Харлампиевым и Джином Джаксоном, выступавшим в Швеции, Норвегии и России. Матч завершился победой Харлампиева. Одновременно с различными спортивными соревнованиями проводились и лекции, посвященные спорту и физической культуре. В июле 1915 года канцелярия главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи «в видах распространения среди русского народа плавания» обратилась к управляющему Самарской губернией с просьбой разрешить пловцу Л. А. Романченко устроить лекцию о спорте и плавании и продемонстрировать жителям приемы плавания с помощью учеников училища дальнего плавания императора Петра I – Н. В. Ватсона и А. А. Оракулова [12. С. 4]. Для любителей интеллектуальных видов спорта устраивались городские смешанные шахматные турниры, в которых могли принять участие все желающие [13. С. 4].

Одним из способов проведения досуга были посещения библиотек, чтений, общественно-просветительских публичных лекций. К началу войны в Самаре функционировало несколько общедоступных муниципальных и частных библиотек: Публичная библиотека имени императора Александра II, библиотека Самарского городского комитета попечительства о народной трезвости, библиотеки Коммерческого и Общественного собраний, Общества ремесленников, библиотекачитальня М. А. Преображенской [2. С. 111]. В военные годы библиотеки становились альтернативной формой проведения свободного времени, их посещение было востребовано населением. Тематика общественно-просветительских лекций, народных чтений в то время была посвящена различным аспектам общественной жизни, науки, культуры. Так или иначе, на подобных собраниях обсуждались вопросы, связанные с начавшейся мировой войной и изменениями, которые вносило случившееся событие в жизни огромного количества людей. 12 октября 1914 года в зале Общественного собрания состоялась лекция профессора Военно-медицинской академии А. С. Грибоедова на тему: «Нервные болезни и влияние на них войны». Средства от продажи билетов были направлены в пользу Городского общественного комитета помощи раненым [14. C. 1]. В январе 1915 года приват-доцентом Петроградского Императорского университета были прочитаны две публичные лекции по темам: «Война народов. Материальные и моральные основы настоящей мировой войны» и «Падение идеализма в Германии. От Гёте к Бисмарку» [15. C. 1].

С 1914 года в Самаре начало действовать культурно-просветительское общество «Наука и жизнь», об открытии которого говорили следующее: «Потребность в культурной работе среди местного населения чувствуется довольно остро. Самодеятельность населения, направленная к удовлетворению масс в просвещении и в разумном отдыхе, особенно в данное время, необходимо приветствовать» [16. C. 2]. В том же году было открыто Общество любителей искусства и литературы. В начале августа 1914 года устроителями Общества планировалось проведение публичной лекции и спектакля, но случившиеся чрезвычайные события заставили организаторов забыть о какой-либо мирной культурно-просветительской работе. Однако со временем жизнь Общества постепенно вернулась к нормальному ритму. Общество стало устраивать «вечеринки», на которых читались лекции, проводились беседы и музыкально-вокальные номера [17. C. 4].

Стоит отметить, что проведение досуга было организовано не только для взрослых, но и для детей.

В будни и праздничные дни для маленьких жителей работали специальные детские площадки, которые заполнялись ребятами самых разных возрастов. На базе этих площадок дети занимались столярным и картонажным ремеслом, рукоделием, лепкой, рисованием. Современники называли такие площадки «детскими муравейниками» [18. C. 3].

Сложно представить детский досуг без организации праздничных мероприятий. И одним из самых любимых детских праздников всегда был Новый год. Взрослые старались сделать этот праздник для детей запоминающимся, радостным и веселым. Вот что сообщает газета «Волжское слово» о новогоднем празднике, устроенном 1-м Городским попечительством в приюте для детей военнослужащих: «Елка была поставлена в зале попечительства. В 3 часа дня дети были впущены в зало, в котором окна были закрыты ставнями. Включили электрический ток, и перед детьми предстала красивая елка, увешенная разноцветными электрическими лампочками и конфетами» [19. C. 3]. Елки в Самаре устраивались повсеместно, кульминацией новогодних елок было вручение подарков.

События военного времени находили живой отклик в сердцах подрастающего поколения. Для учащихся во внеурочные часы организовывались патриотические чтения и беседы. В ходе подобных мероприятий обрисовывались причины войны и характер военных действий, значение случившегося явления для мировой истории, роль России в войне, также рассматривались эпизоды, являющие собой образцы гражданского долга и мужества. Такие беседы, по мнению их устроителей, должны были поспособствовать развитию сознательного и разумного отношения к случившемуся событию, душевному подъему и патриотическому воодушевлению [20. C. 3].

Отличительной особенностью того времени являлось проведение мероприятий, связанных с благотворительностью. Благотворительная деятельность, имевшая в России давние традиции, становится важной составляющей общественной и культурной жизни провинции. Население близко к сердцу принимало проблемы, возникшие с началом военных действий [21. C. 211].

С целью сбора средств, для солдат действующей армии и их семей, раненых, детей, попавших в приют, организовывались благотворительные спектакли, концерты, представления. Сообщает «Волжское слово»: «16 августа 1914 г. в летнем помещении яхт-клуба устраивается спектакль, концерт и фейерверк в пользу семей воинов» [22. C. 3]. Ранее с той же целью в Общественном собрании был организован концерт при участии артистов Московского Сергиевского народного дома. В программу вечера вошли произведения Верди, Вагнера, Шумана, Бетховена, Римского-Корсакова, Чайковского и других [22. C. 3].

В городе были организованы комитеты по сбору пожертвований. Свой вклад мог внести каждый. Пожертвования совершали представители дворянских и купеческих фамилий: Е. А. Курлина, Г. Г. Дочар, С. Н. Постников и другие, чьи средства жертвовались не только в пользу соотечественников, но и для представителей других стран, воевавших против Германии. Различные кружки и клубы также вносили лепту в общее дело благотворительности. В качестве пожертвований принималось все: деньги, ткани, одежда и обувь, табак, продукты и многое другое. По мере своих сил бойцам помогали и дети. Например, воспитанниками мужского приходского училища были присланы около 70 сшитых мешочков, в которых находились необходимые солдатам табак, чай, сахар, спички, бумага. На одном из таких мешочков были вышиты слова: «Будьте храбры и курите на здоровье» [23. C. 4]. В фойе городского театра организовывали благотворительные лотереи золотых и серебряных изделий, которые состоятельные жители города жертвовали в благотворительных целях. Средства, полученные в результате розыгрыша, шли на нужды действующей армии. Пожертвования принимались в домах губернатора и губернского предводителя дворянства [24. С. 1].

Главной особенностью, характеризующей культурное пространство города в рассматриваемый нами период, являлось то, что по своей структуре оно, как и в довоенное время, включало в себя всевозможные культурно-просветительские учреждения и разнообразие форм и видов досуга. Одновременно с этим количество самих просветительских учреждений, культурных организаций, кружков заметно возрастает. Начинают функционировать новые площадки для творчества, театральные коллективы, кинотеатры и т. д. Культурная сфера развивалась благодаря деятельности людей, желающих внести разнообразие в окружающую их непростую действительность.

Война непосредственно повлияла на содержательный аспект культуры досуга. Связанные с ней события находили отражение в театральных постановках, кинематографическом искусстве, деятельности просветительских и благотворительных организаций. В музыкальных и литературных произведениях, в праздничных торжествах стали акцентироваться патриотические мотивы. Проведение досуга стало чаще сочетаться с общественно-полезной деятельностью. Большинство мероприятий было направлено на помощь и поддержку воевавшим и их семьям. И в то же время досуг организовывался таким образом, чтобы общественность имела возможность отвлечься от тягот военного времени.

Cписок литературы:

1. Максимова И. В. Организация досуга населения в российской провинции рубежа XIX–XX веков (на примере уездных городов Саратовской губернии) // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 11. С. 24–29.

2. Семенова Е. Ю. Культурное пространство поволжского города в годы Первой мировой войны // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 11. 2009. № 6. С. 110–119.

3. Волжское слово. 1914. 5 окт. № 214. С. 1–4.

4. Волжское слово. 1914. 22 авг. № 179. С. 1–4.

5. Волжское слово. 1914. 3 авг. № 167. С. 1–4.

6. Семенова Е. Ю. Виды и формы досуга горожан Поволжья в годы Первой мировой войны // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 15. 2013. № 1. С. 60–67.

7. Волжское слово. 1916. 17 июля. № 152. С. 1–4.

8. Семенова Е. Ю. Кинематограф – феномен отечественной культуры в годы Первой мировой войны (по материалам поволжских губерний) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 9. 2007. № 2. С. 365–372.

9. Волжский край. 1914. 10 авг. № 150. С. 1–4.

10. Голос Самары. 1915. 21 июля. № 154. С. 1–4.

11. Голос Самары. 1915. 19 авг. № 176. С. 1–4.

12. Голос Самары. 1915. 12 июля. № 147. С. 1–4.

13. Волжское слово. 1914. 9 нояб. № 241. С. 1–4.

14. Волжское слово. 1914. 12 окт. № 221. С. 1–4.

15. Волжское слово. 1915. 1 янв. № 1. С. 1–4.

16. Волжское слово. 1914. 6 дек. № 267. С. 1–4.

17. Волжское слово. 1914. 29 окт. № 230. С. 1–4.

18. Волжское слово. 1915. 9 июня. № 119. С. 1–4.

19. Волжское слово. 1914. 25 дек. № 281. С. 1–4.

20. Волжское слово. 1914. 18 нояб. № 249. С. 1–4.

21. Белова И. Д. Первая мировая война и российская провинция. 1914 – февраль 1917 г. М., 2011. 288 с.

22. Волжское слово. 1914. 15 авг. № 172. С. 1–4.

23. Волжское слово. 1914. 8 нояб. № 240. С. 1–4.

24. Волжское слово. 1914. 4 дек. № 265. С. 1–4.