Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Анархисты в 1917 году

В.С. Белобородов,
Студент ПНИПУ

К 1917 году в России были сформированы три основных направления анархизма. Данные направления вместе с основной мыслью их программы представлены на рисунке 1 [1].

Рисунок 1. Основные направления анархизма в России к 1917 году.

Основной состав анарходвижения к февралю 1917 года представлен на рисунке 2 [2].

Рисунок 2. Состав анарходвижения.

Февральская революция дала толчок к развитию анархизма по всей стране. Так МФАГ – Московская Федерация Анархических Групп к апрелю 1918 года включал в себя около 70 различных анархических групп [3]. Однако новоявленной агитации поддавались лишь наиболее незрелые слои рабочих и солдат, а также люди без определенных занятий, маргиналы и бандиты, которые понимали анархизм лишь поверхностно – как призыв к бунтарству и агрессии.

Анархисты не были довольны тем, что после февральской революции государственная власть не была полностью уничтожена, поэтому, как и другие приверженцы левых взглядов, участвовали в октябрьской революции. Они помогали большевикам свергнуть правительство Керенского, слепо надеясь, что «творческие массы» не позволят какому-то новому правительству занять его место, но с провозглашением «правительства Советов» их старые страхи «диктатуры пролетариата» внезапно вернулись [3].

После февральской революции течение анархистов условно можно разделить на два лагеря – бунтарей и «мирных» анархистов. К так называемым «мирным» анархистам примкнул Петр Кропоткин, который по мнению автора [4] был приверженцем насильственного перехода к светлому будущему без правительства.

Некоторые изречения П. А. Кропоткина в своих листовках приводила даже партия кадетов:

«Мужчины, женщины, дети России, спасите нашу страну и цивилизацию от черных сотен центральных империй! Нельзя терять ни одного часа. Противопоставьте им героически объединенный фронт.

Теперь, когда вы так доблестно справились с внутренними врагами, каждое усилие, которое вы сделаете для изгнания вторгшихся врагов, послужит к утверждению и дальнейшему развитию нашей свободы и к прочному миру».

Рассмотрим же подробнее учение представителя одного из течений анархизма того времени – Петра Кропоткина.

«Для людей высшим законом является закон развития человеческого прогресса от менее счастливого существования к существованию более счастливому [4].» Из этого наиболее важного для человека закона, по мнению Кропоткина, он выводит требование справедливости и активности деятельности.

Его можно выразить следующим образом: «Будь силен, будь страстен в мышлении и действии, и тогда твой разум, твоя любовь и сила твоих действий передадутся другим» [4].

Также в процессе достижения анархизма должно исчезнуть не все право, а лишь законом установленное, вместе с государством.

«Государство вмешивается во все наши дела и держит нас в своих объятиях от колыбели до гроба. Оно определяет все наши поступки, накопляет горы законов и распоряжений, в которых не в силах разобраться самый ловкий адвокат. Оно создает целую армию чиновников, которые сидят, как пауки в паутине, и видят мир только сквозь грязные стекла своей канцелярии. Громадные, постоянно возрастающие суммы, беспрестанно взимаемые государством с народа, никогда не бывают достаточны; государство живет на счет будущих поколений и все более и более приближается к банкротству. Государство, которое в начале должно бы было быть защитой для всех, в особенности для слабых, теперь стало орудием богатых против эксплуатируемых, орудием обладателей против неимущих»[4].

«На ближайшей ступени развития, которой человечество должно скоро достигнуть, место государства займет совокупное общежитие людей на почве правовой нормы, состоящей в том, что договоры должны быть выполняемы. Анархизм «неизбежно» является «ближайшей высшей формой общественного развития»[4].

Плеханов о теории Кропоткина утверждает следующее: «Что касается «обязанностей государства», Кропоткин вполне прав: было бы слишком смешно, если бы анархисты предлагали государству исчезнуть и при этом апеллировали к его обязанностям. Но что касается «естественных прав», то Кропоткин, безусловно, ошибается» [5].

Плеханов доказывает это, представляя нашему вниманию цитату Кропоткина: «Революционные политики, занятые исключительно реорганизацией государственной машины, предоставляли народу умирать с голоду. Анархисты будут, действовать иначе. Они разрушат государство и побудят народ к экспроприации богатых, а когда экспроприация начнется, то они составят инвентарь всеобщего богатства и организуют распределение. Таким образом, с первых дней революции мы будем иметь организацию. Капризы суверенных «индивидуумов» будут удерживаться в границах благоразумия потребностями общества и логикой положения вещей».

Плеханов видит в этой цитате корень непонимания «естественных прав» Кропоткиным – во имя свободы индивидуума индивидуум и вся партия революционеров подчиняются «народу», индивидуум «тонет» в массе [5].

Движение анархистов играло важную роль в событиях 1917 года, однако великое начинание анархистов по борьбе с угнетением государства и капитала сейчас почти сошло на нет.

В качестве выводов можно выделить следующее:

Cписок литературы:

1. Политические партии России: история и современность. / Под ред. проф. А. И. Зевелева, проф. Ю. П. Свириденко, проф. В. В. Шелохаева. – М.: “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 2000. – 631 с.

2. Орчакова Л.Г., Леванов Б.В. История Московского анархизма (1905-февраль 1917 г.). М.: МГПУ, 2004. – 163 с.

3. Пол Эврич Русские анархисты. 1905-1917. М.: Центрополиграф, 2006. – 288 с.

4. Эльцбахер П. Анархизм. Суть анархизма / Поль Эльцбахер; пер. с нем. Б. Яковенко. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. – 351 с.

5. Плеханов Г. В. Анархизм и социализм URL: http://www.1917.com/Marxism/Plehanov/Anarchy_and_Communism/Main.html (дата обращения: 28.09.2016).