А. А. Лоптева
Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов
имени Г. Н. Зайцева (г. Нижний Тагил, Свердловская область)
Научный руководитель — А. О. Жданов
член клуба «Новоуральский краевед»
Научный руководитель — В. Н. Турчанинова
кандидат педагогических наук, учитель, заместитель директора по научно-методической
работе средней общеобразовательной школы №5 с углубленным изучением отдельных
предметов имени Г. Н. Зайцева (г. Нижний Тагил, Свердловская обл.)
КОМПЛЕКС ПАМЯТНИКОВ ПРОИЗВОДСТВА МЕТАЛЛА НА
ТЕРРИТОРИИ ЗАВОДА-МУЗЕЯ ГОРОДА НИЖНИЙ ТАГИЛ
Аннотация. В статье рассказывается о возникновении Нижнетагильского железоделательного завода, его исторической роли. Особое внимание уделено объектам, вошедшим в состав экспозиции эко-индустриального парка «Старый Демидовский завод».
Ключевые слова: Завод-музей, памятник промышленной архитектуры, металлургия, Петр I
Мой родной город знаменит великими историческими личностями и событиями. Многое в истории и современном состоянии города делает его неповторимым и притягательным для туристов. Один из самых знаковых объектов Нижнего Тагила — единственный в Свердловской области Музей-завод под открытым небом.
История создания завода начинается со времен правления Петра I. В период Северной войны (1700–1721) тяжелое положение с металлом для пушек вынудило царя прибегнуть к «Колокольной мобилизации», т. е. переплавлять церковные колокола на пушки [7]. Для поправки дел в области получения металлов царь Петр послал ученых и трудовых на поиски новых месторождений. Урал славился самоцветами на весь мир. Имевшиеся здесь полудрагоценные камни (красный гематит, зеленый малахит) означали наличие железа, меди и т. д. Поэтому на Урал были посланы самые многочисленные поисковые отряды.
После прибытия искатели нашли богатые залежи минералов, пробы которых были отправлены в Тулу на изучение. Знакомый с царем Петром лично мастер-оружейник Никита Демидов приложил немалые усилия, чтобы оказаться в числе экспертов, исследующих минералы Урала. Никита Демидов встретился с царём Петром I, и эта встреча изменила его жизнь [2]. Он стал одним из первых предпринимателей от металлургии на Урале. Вскоре его внимание привлекли богатые залежи руды у горы Высокой. 1722 год — пуск первого завода на реке Выя. 1725 год — по указу царя Петра на берегу реки Тагил Никита Демидов заложил строительство нового завода, который и был наречен «Нижнетагильский железоделательный завод» [3].
Сын основателя династии — Акинфий Никитич Демидов участвовал в строительстве и управлении уральскими заводами ещё при жизни отца. Всю жизнь он продолжал развивать инфраструктуру своих заводов, расчищать речные пути, прокладывать дороги. Построил семнадцать железных и медеплавильных предприятий, но главным делом был Нижнетагильский завод, оборудование которого соответствовало лучшим русским и западноевропейским образцам [1].
Расположение завода и его складов готовой продукции позволяло по вешней воде доставлять продукцию в европейскую часть России, а оттуда отправлять на экспорт. Использовалось два пути: по реке Тагил до реки Туры, далее — реки Тобол и Обь — и по морю до Петербурга и европейских стран (Северное направление). Также недалеко река Чусовая, по которой можно сплавлять барки с готовой продукцией до Камы, Волги и уже оттуда — столичные и зарубежные рынки (Южное направление) [1].
Продукция Тагильских заводов с клеймом «Старый соболь» славилась на весь мир!
Богатая руда и обилие древесного угля питали пламя кричных горнов, росло и количество, и качество продукции. Клеймо «Старый соболь» на литье и катанке стало признаком качества. Так завод и обрел свое собственное имя и подпись, стал достойным своей Родины. Работа мастеров запечатлена на картине демидовского крепостного художника П. Ф. Худоярова «Листобойный цех» — первая русская картина о труде индустриальных рабочих [6].
Огонь и вода — непременные спутники металлургического производства. Велика сила огня и аппетиты его безграничны. Конечно, углежоги Урала в значительной части уничтожали леса.
Спасением заводского дела была вода: плотина и колесо. Существовавшие доселе воздуходувные меха заменили на «водяной ларь» (турбину) мощностью небывалой — в 40 лошадиных сил. Эта мощь аккумулировалась в маховике, от которого приводился в действие прокатный стан, прокатывающий между валков тонколистовую сталь.
После окончания войны потребность в оружейном литье отпала, «Старый соболь» стал терять военное значение. Зато в мирное время возобновилось градостроительство и восстановление разрушенных домов и строений, что, несомненно, потребовало большого количества тонколистового металла и профильного проката.
Кричное железо после обработки на кузнечных кричных молотах прокатывалось через валки, и получалась листовая сталь толщиной всего 0,5 мм. Будучи ферритной, она почти не поддавалась коррозии, в отличие от бессемеровских и томасовских сталей Европы. Кровельное железо было тонким, податливым и плохо ржавеющим, медные листы до сих пор покрывают статую свободы в Америке, тагильский металл составляет почти половину Эйфелевой башни и т.д.
С 1820-х годов Нижнетагильский завод выделывает дорогостоящую элитную листовую кровельную сталь. Мастер Фёдор Шептаев, вкладывая частицу своей души в завод, разрабатывает «староуральский с подмусориванием» способ проката. Сначала полосы кричного железа нагревались и прокатывались, пока не достигали толщины в 3–6 мм. Потом листы пересыпали угольной крошкой, складывали по три в «тройки». По мнению историков-краеведов, в сутки выкатывали до 1000 листов.
Заводская душа росла вместе с конструкциями завода и обогащалась доблестью и умом мастеровых, трудолюбием рабочих и находчивостью инженеров.
Только на таком богатом заводе мог появиться первый российский паровоз, проект и первые образцы которого создали отец и сын Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы. Памятник паровозу установлен возле историко-краеведческого музея города Нижнего Тагила.
Лицом завода является здание заводоуправления. В нашем городе это один из шедевров архитектуры первой половины 19 века. Чугунные плиты на полу, металлические катаные лестницы, спирально закрученные металлические колонны, листовое покрытие кровли — это лишь малая часть конструкций, которая гласит: «Это родина стали и искусных мастеровых! За кирпичными стенами из руды и угля огонь рождает сталь и упрочняет ее, закаляя в воде!»
В начале прошлого века в огненную душу кричных заводов попало электричество, которое принесло с собой кислород вместо воздуха, и живое пламя от горения угля заменило пламя кислородного самоедства чугуна, выжигание внутренних запасов кремния и углерода, приводящее к деградации чугуна в углеродистую сталь, отравленную едкими серой и фосфором.
На смену человеческому глазу пришли приборы, мастеровые руки заменили скипы и конвейеры, ноги стали стальными колесами… правда, еще кое-где в топках паровозов было слышно потрескивание дров и тепло угля, но и они вскоре сдали свои права электрической тяге.
Место второго кричного цеха в 1891–1930-х гг. занял энергоцех [5].
Обездушенный завод в период Гражданской войны был полностью остановлен. Постепенное восстановление его деятельности началось в 1923 году, к сожалению, это была уже реанимация бездушного тела, которое еще около полувека существовало [5].
В 1930 году строят две новые доменные печи, которые сохранились до настоящего времени. В 1957 году Нижнетагильский завод вошел в состав НТМК, и с этого времени производство на старом заводе стало затухать. В 1961 году остановлен прокатный цех, 1980 году — мартеновский, в 1987 году — доменный цех [5].
Удачное расположение завода сыграло злую шутку с его развитием: завод оказался в центре города, а это означало жесткие экологические требования, сложность с транспортными путями. К тому же в 1990 году был закрыт мартеновский цех — основной потребитель чугуна, и введена в эксплуатацию новая доменная печь на НТМК, с лихвой покрывающая потребности нового конвертерного цеха.
Было принято решение о закрытии завода и передаче его городу как «Завод-музей горнозаводского дела» [8].
Таким образом, завод стал памятником самому себе и с 1987 года превращается в отраслевой музей-завод истории техники черной металлургии, ныне Нижнетагильский Музей-завод.
С его историей связано множество городских архитектурных памятников. Например, в музее под открытым небом можно увидеть сталелитейный ковш, кричный молот и другие экспонаты, связанные с функционированием завода.
Объекты эко-индустриального технопарка группируются в три зоны:
- Историческая зона;
- Историко-досуговая зона;
- Историко-производственная зона.
Историческая зона:
Заводская плотина. Нижнетагильская плотина завода является самым первым (1722 г.) и главным сооружением завода, образуя заводской пруд, давший энергию оборудованию.
Доменная печь №1 — производство передельного чугуна и литейный двор. Является главной технологической и архитектурной частью завода-музея. Сооружен в 1929 — 1930 годы на месте старого цеха. Проект реконструкции выполнен институтом «Уралгипромез».
Прокатный цех. Построен на месте кричного цеха в 1902 году по проекту заводского бюро.
Историко-досуговая зона:
Можно увидеть остов мартеновского цеха завода им. Куйбышева. Пролет выпуска кипящей и полуспокойной сталей. Построен в 1875–1878 годах.
Ансамбль Главной конторы, построен в 1830–1833 годах. Является главной архитектурной достопримечательностью комплекса. После национализации заводов здесь размещался городской Совет народных депутатов трудящихся. Сейчас там находятся: краеведческий музей, Нижнетагильский городской исторический архив, точки общественного питания.
Историко-производственная зона:
Кузнечный цех завода им. Куйбышева. Построен в 1840-е годы по проекту К. А. Луценко и многие другие [8].
Теперь завод служит памятью о традициях и технологиях металлургического дела Урала, наглядным пособием, обучающим металлургическому мастерству и напоминанием о былом величии уральских мастеровых. Уникальность завода в том, что при должном финансировании его возможно превратить в действующий завод-музей. Сейчас он практически закрыт для посещения из-за аварийного состояния многих конструкций, возможно посещение только в группе, зимой посещать музей-завод тоже не разрешается.
Список источников и литературы
1. Бондарь, Л. Д., Кузовкова, М. В. Нижнетагильский завод Демидовых в XVIII в.: архивные материалы и реконструкция [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ranar.spb.ru/rus/books6/id/451/ (дата обращения 24.07.2022).
2. Горнозаводчики Демидовы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://historyntagil.ru/books/11_12_02.htm (дата обращения 24.07.2022).
3. Заводы Демидовых Нижнетагильского округа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://xn--80aaebf3an9auge0i.xn--p1ai/demidov_kart_5 (дата обращения 24.07.2022).
4. Музей-завод в Нижнем Тагиле [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nashural.ru/dostoprimechatelnosti-urala/sverdlovskaya-oblast/muzej-zavod-v-nizhnem-tagile/ (дата обращения 24.07.2022).
5. Музей-завод горнозаводской техники [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Завод-музей_истории_горнозаводской_техники (дата обращения 24.07.2022).
6. Павел Фёдорович Худояров [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://artchive.ru/artists/33782~Pavel_Fedorovich_Khudojarov (дата обращения 24.07.2022).
7. Седов, П. В. Снятие церковных колоколов для литья пушек в начале Северной войны [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/snyatie-tserkovnyh-kolokolov-dlya-litya-pushek-v-nachale-severnoy-voyny/viewer (дата обращения 24.07.2022).
8. Эко-индустриальный технопарк «Старый Демидовский завод» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://museum-nt.ru/content/visit/museum/museum.php?ELEMENT_ID=39 (дата обращения 24.07.2022).