Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

В. Лифанов
Средняя общеобразовательная школа №9 имени А. С. Пушкина с углубленным изучением
предметов физико-математического цикла (г. Пермь)


Научный руководитель — Н. А. Курдина
учитель средней общеобразовательной школы №9 имени А. С. Пушкина с углубленным
изучением предметов физико-математического цикла (г. Пермь)


Научный руководитель — О. В. Яковлева
учитель средней общеобразовательной школы №9 имени А. С. Пушкина с углубленным
изучением предметов физико-математического цикла (г. Пермь)


«БОРОДЫ — БРИТЬ!»

УКАЗЫ ПЕТРА I О БРИТЬЕ БОРОД НА ТЕРРИТОРИИ
СОЛИКАМСКОЙ ПРОВИНЦИИ СИБИРСКОЙ ГУБЕРНИИ


Аннотация. В статье показаны указы Петра Великого, посвященные бритью бород, и как эти указы исполнялись на Урале.

Ключевые слова: Петр I, указы, Соликамская провинция Сибирской губернии


Всем известно, что Пётр I — великий реформатор. Своеобразной «визитной карточкой» реформ Петра стало бритьё бороды. Но зачем же Пётр стал брить бороды, что он хотел изменить этим в культуре и быте жителей России?

Даты и количество указов о бороде остаются в исторической науке спорным вопросом.

Первым петровским указом, касающимся бород, был указ от 19 августа (по старому стилю) 1698 года «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии».

16 января 1705 года вышел указ «О бритье бород и усов всякого чина людям, кромя попов и дьяконов, о взятии пошлин с тех, которые его исполнять не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков».

Евгений Викторович Анисимов полагает, что первый указ о брадобритии появился на свет в 1700 году, а 16 января 1705 года был издан лишь повторный указ. Историк Евгений Акельев пишет о восьми петровских указах о брадобритии: один за 1705 год, один за 1714 год и шесть в период с 1722 по 1724 годы. Но наиболее распространена точка зрения, что последний петровский бородовой указ «О взыскании особой подати с бородачей и о ношении ими особого платья» от 17 апреля 1722 года. Документ подтверждал ранее введённые пошлины для тех, кто хотел сохранить бороды, строго регламентировал одежду, которую они могли носить, и вводил санкции для нарушителей царской воли.

Возвращаясь к указу 1705 года, важно выделить введение им налога на бороду: для тех, кто не хотел брить бороду, можно было её оставить, заплатив налог, и этот налог был очень высоким. В указе были введены разные суммы налога для разных сословий (исключение было сделано только для священников и дьяконов). От 600 рублей до 30 рублей, а с крестьян пошлина при въезде и выезде из города — по две деньги с бороды.

Соотнесём суммы налога за бороду с другими платами того времени, чтобы понять, насколько серьёзным был этот налог. Дьяки — чиновники высшего ранга тогдашней системы управления получали жалованье от 100 до 300 рублей в год, подьячие: от 10 до 156 рублей в год. В петровской армии унтер-офицер получал в год 14 рублей 40 копеек, подпоручик — 50 рублей, а капитан — 100 рублей. Не удивительно, что народ бунтовал против этого указа: ведь нужно было порой отдать половину своего годового дохода.

Интересно, что налог на бороду не был придуман Петром. Первым такой способ пополнения казны использовал английский король Генрих VIII в 1535 году, примеру которого последовала его дочь Елизавета I, обложившая пошлиной любую бороду, растущую на лице более двух недель. Можно предположить, что Пётр, который ориентировался в своих реформах на Европу, знал этот факт и ввёл налог на бороду в свой указ.

Уплатившим налог на бороду выдавался особый металлический знак, его называли «бородовой знак», и записывали в книги. Бородачи должны были носить его с собой постоянно — проверка могла быть в любой момент. За знаком нужно было ехать в Москву, а в дальние города, например, в Сибири, бородовые знаки высылались.

В указах Петра о брадобритии 1715 года была введена единая пошлина — 50 рублей с человека в год. По-прежнему огромная сумма, но для пополнения казны — это был очень продуманный государственный ход (а деньги были нужны Петру для ведения Северной войны).

Отмена налога на бороды произошла только в 1772 году при Екатерине II, хотя сохранилось распоряжение, что «чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо босым».

А последним царским указом, поставившим точку в истории «брадобрейного законодательства» в России, стало распоряжение от 27 марта 1901 года, разрешившее ношение бород, усов и бакенбардов юнкерам.

Как же общество восприняло указы Петра о брадобритии?

Были те, кто поддержал указы царя: некоторые дворяне из его ближайшего круга, кто ездил с ним в Европу в составе Великого Посольства, те, кто старался находиться в ближайшем круге Петра.

Указам Петра повиновалась молодежь, которую иногда даже силой отправляли учиться в Европу. Всё окружение Петра постепенно привыкало к новым одеждам и обычаям через торжественные мероприятия, развлечения, поездки за границу, общение с многочисленными иностранцами.

Но в целом указ, запрещающий ношение бороды, вызвал бурю недовольства. В самых разных слоях общества были массовые неповиновения указу.

В действиях Петра бояре усматривали покушение на сами устои русской жизни, считалось, что бритье бороды — грех, священники отказывали в благословении безбородому.

В допетровские времена мужчины на Руси тщательно соблюдали обычай отращивать бороду, напоминают историки. Наличие растительности на лице было не просто важным признаком мужественности — бритьё считалось серьёзным грехом и отступлением от традиций. А решение Стоглавого Собора 1551 года в принципе запрещало сбривать бороду.

«Вплоть до конца XVII века борода в России считалась признаком солидности, мужского достоинства», — отмечает профессор МПГУ Виталий Захаров.

Фёдор Михайлович Достоевский, анализируя этот период в истории, писал: «Русский народ не любит гоняться за внешностию: он больше всего ценит дух, мысль, суть дела. А преобразование было таково, что простиралось на его одежду, бороду и т. д. Народ и отрекся от своих доброжелателей-реформаторов, не потому, конечно, чтобы любил бороду, гонялся за одеждой, а потому, что такой преобразовательный прием был далеко не в его духе. И чем сильнее было на него посягательство сверху, тем сильнее он сплачивался, сжимался. Борода и одежда сделались чем-то вроде лозунга. Может быть, именно под влиянием подобных обстоятельств и сложилась в нашем мужике такая неподатливая, упорная, твердая натура».

Мне стало интересно, как реагировали на указ на моей родине, в Пермском крае, точнее — в Соликамской провинции Сибирской губернии. Города Перми тогда ещё не было, но был Соликамск, основанный в 1430 году и бывший в то время крупным региональным центром солеварения.

В документе «Соликамские предания», где речь идёт об исполнении царского указа, находим: «…Долго размышлял соликамский воевода о том, как объявить горестную новость подчиненным, — главное — как добиться, чтоб воля Его Царскаго Величества не осталась неисполненною; наконец, решил — огласить закон в церкви, да тут и покончить дело. Дождавшись перваго воскресенья, градоначальник шлет к жителям Соликамска повестку явиться к обедне в собор: есть-де указ от двора Государева такой, который должны выслушать все и после неведением его отнюдь себя не оправдывать. Граждане поспешили в храм. Когда богослужение было совершено, воевода велит народу приостановиться, сам всходит на амвон и громко прочитывает роковую бумагу за подписью «Пётр». Ужас взял православных, сведавших, чего требует Император. «Последние годы! последние годы!» — шептали между собой старики, покачивая головами, и, хотя не говорили, но думали: «ить, пускай в нашем животе и смерти волен будет Великий Государь, — не покоримся обычаю еретиков!» Но срок исполнения указа был уже близок. Лишь только огорченная толпа поворотила к дверям церкви, вдруг встретила насилие. Солдаты, заранее поставленные здесь, схватывают каждого взрослого мужчину: один из стражей держит бедняка за руки, другой остригает ему усы и бороду, третий, припавши вниз, обрезывает полы кафтана, выше колен» [8].

Мы также задались вопросом, насколько бородатым было население Егошихинского медеплавильного завода в момент его постройки.

Безбородыми были генерал-майор Вильгельм де Геннин, В. Н. Татищев, управляющий заводом Дмитрий Одинцов, плотинный мастер Фёдор Михайлов, плавильный мастер — саксонец на русской службе Мартин Циммерман, пленный шведский капитан Юхан Берглин, Андрей Остафьев, отвечавший за финансирование, солдаты Томского пехотного полка, направленные на строительство завода (взбунтовались в июне 1723 г.; на усмирение прибыл Татищев). Бородатыми были приписные государственные крестьяне из Кунгурского уезда сёл Кыласовское и Комарово и близлежащих к ним деревень (душ мужского пола 735).

Население посёлка формировалось за счёт не только присланных казной или приписанных к заводу, но и естественных миграций. И было оно, в основном, бородатым. Ещё 6 декабря 1723 года Геннин предписал: «… велено на Ягошихинский завод принимать всех чинов людей, кроме беглых солдат, разбойников, воров и тех, которые деньги взяли от строгановских приказчиков для подряду в работу наперёд, при желании их быть у угольного сжения и протчего заводского мастерствами». За два последующих года на основании этого распоряжения «принято и поселено при Ягошихинском заводе пришлых из разных мест мужского полу 222 души…» В 1725 году пришлые крестьяне «разных волостей» построили в Егошихе 50 дворов, а по данным переписи 1726 года, в Егошихе таких крестьян было 226 душ мужского пола. «Сами о себе в сказках… показали, что родом разных городов и деревень крестьяне и крестьянские дети… и живут при Ягушихинском заводе своими дворами…» Число самопоселенцев в Егошихе всё время росло. К 1732 году таких уже оказалось 302 души мужского пола, и они проживали в 112 дворах [15].

По мнению Игоря Курукина, профессора РГГУ, доктора исторических наук, влияние «бородовых указов» на российское общество сильно преувеличено. «Примерно 95% населения империи составляли крестьяне, которых указы о бородах практически не коснулись. А вот благородное сословие Пётр целенаправленно приобщал к европейской культуре. Оценивать его методы с точки зрения современности сложно. Время такое было: есть государь, и он имеет право указывать, кто должен бриться, а кто нет. Сегодня можно говорить о правах человека, но тогда их, по сути, не существовало», — отметил историк.


Список источников и литературы

1. Полное собрание законов Российской Империи. — Собр. первое. — Т. IV. — С. 283 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.runivers.ru/bookreader/book9812/#page/283/mode/ (дата обращения: 30.08.2022).

2. Анисимов, Е. В. Пётр Великий: личность и реформы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://profi lib.net/chtenie/88014/evgeniy-anisimov-petr-velikiy-lichnost-i-reformy.php1 (дата обращения: 30.08.2022).

3. Акельев, Е. В. Из истории введения брадобрития и «немецкого» костюма в петровской России // Quaestio Rossica. — 2013. — № 1. — С. 90–98 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/23544/1/qr_1_2013_11.pdf (дата обращения: 30.08.2022).

4. Голиков, И. И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразителя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/viewer/01004091530#?page=321 (дата обращения: 30.08.2022).

5. Дневник путешествия в Московское государство Игнатия Христофора Гвариента, посла императора Леопольда I к царю и великому князю Петру Алексеевичу в 1698 г., веденный секретарем посольства Иоганном Георгом Корбом [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.hrono.ru/libris/lib_k/korb02.html (дата обращения: 30.08.2022).

6. Наумов, В. Государево жалованье. Повседневная жизнь Петра Великого и его сподвижников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://statehistory.ru/books/Povsednevnaya-zhizn-Petra-Velikogo-i-ego-spodvizhnikov/22 (дата обращения: 30.08.2022).

7. Фоккеродт, И.-Г. Россия при Петре Великом [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003545748#?page=20 (дата обращения: 30.08.2022).

8. Соликамские предания (Из бумаг Ф. А. Прядильщикова) / сообщ. М. А. Констанский // Русская старина. — 1894. — Т. 81. — № 1. — С. 210–214 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://memoirs.ru/texts/Solikam_RS94T81N1.htm (дата обращения: 30.08.2022).

9. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/19977/ (дата обращения: 30.08.2022).

10. Восстание в Астрахани 31 декабря 1705 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/vosstaniie-v-astrakhani (дата обращения: 30.08.2022).

11. Как обрить старую гвардию. К годовщине «бородатого налога» Петра I [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://histrf.ru/biblioteka/book/kak-obrit-staruiu-ghvardiiu-k-295-lietiiu-borodatogho-nalogha-pietra-i (дата обращения: 30.08.2022).

12. Налог на лицо. Почему Петр I брал деньги за бороды? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.aif.ru/society/history/nalog_nalico_pochemu_petr_pervyy_bral_dengi_za_borody (дата обращения: 30.08.2022).

13. Самый абсурдный налог при Петре I [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://moiarussia.ru/petr-pervii-i-borodi/ (дата обращения: 30.08.2022).

14. Стенограмма телевизионной передачи «Суды времени». 14. Реформы Петра I [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kurginyan.ru/publ.shtml?cmd=add&cat=3&id=109 (дата обращения: 30.08.2022).

15. Пермь от основания до наших дней: исторические очерки / науч. ред. М. Г. Нечаев. — Пермь: Книжный мир, 2000. — С. 23–24.