Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

С. В. Старцева
Фонд содействия возрождению традиций милосердия
и благотворительности
≪Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество≫

ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО
ПРОДУКТА В РАМКАХ БРЕНДОВОГО ПРОЕКТА
«ИМПЕРАТОРСКИЙ МАРШРУТ» И МЕРОПРИЯТИЯ,
СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЕГО ПРОДВИЖЕНИЮ

Аннотация. Разработкой «Императорского маршрута» Фонд содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» занимается с 2011 г., а реализация проекта началась в памятный для России год 100-летия мученической кончины Царской Семьи и Членов Российского Императорского Дома. Фондом «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» в 2018 г. были созданы и открыты первый в России государственный Музей Семьи Императора Николая II в Тобольске и музей памяти представителей Российского Императорского Дома «Напольная школа в городе Алапаевске». Проект реализуется в 19 регионах России.

В статье изложены цели и задачи проекта «Императорский маршрут», перечислены регионы-участники. Показано, как нужно формировать турпродукт, который будет входить в национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Дана оценка перспектив развития и продвижения историко-туристского проекта «Императорский маршрут» для Пермского края.

Ключевые слова. Историко-туристский проект «Императорский маршрут», воспитание патриотизма, музеи и мемориалы по истории Императорского Дома Романовых, преодоление разрыва исторической памяти, содействие обеспечению единства страны путем укрепления межрегиональных связей, состав турпродукта на брендовом маршруте, гид на брендовом маршруте, интерактив в многодневном турпродукте, продвижение регионального брендового маршрута, основные и дополнительные услуги в турпродукте, брендовый маршрут.


Направленный на укрепление основ российской государственности, духовной и культурной составляющих жизни России туристический проект «Императорский маршрут» включает места памяти представителей Императорского Дома Романовых, а также места их Высочайшего пребывания – Императорские дворцы и резиденции, Великокняжеские усадьбы и экономии. «Императорский маршрут» представляет широкую географию официальных визитов и посещений, паломничеств и путешествий в России и за рубежом.

Разработкой «Императорского маршрута» Фонд содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» занимается с 2011 г. Результатом многолетних усилий по популяризации знаний о 300-летней истории Российского Императорского Дома, о духовном и благотворительном наследии представителей Царской Семьи стало принятие решения о старте нового национального туристского проекта «Императорский маршрут» на федеральном уровне и подписание в 2017 г. с Министерством культуры РФ соглашения о развитии исторического и духовного просвещения в форме историко-культурного туризма.

Реализация проекта началась в памятный для России год 100-летия мученической кончины Царской Семьи и Членов Российского Императорского Дома. Фондом «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» при поддержке правительств Тюменской и Свердловской областей в 2018 г. на «Императорском маршруте» были созданы и открыты первый в России государственный Музей Семьи Императора Николая II в Тобольске и музей памяти представителей Российского Императорского Дома «Напольная школа в городе Алапаевске».

Национальный историко-культурный туристический проект «Императорский маршрут» позволяет по-новому взглянуть на 300-летнюю историю Императорской России и ощутить себя преемником страны, славной своими воинскими подвигами, достижениями в науке, успехами в развитии культуры и промышленности благодаря обширному территориальному охвату «Императорского маршрута».

15 октября 2019 г. состоялось подписание трехстороннего соглашения между Федеральным агентством по туризму РФ, Фондом «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» и 19 регионами России о развитии и продвижении историко-туристского проекта «Императорский маршрут», как одну из лучших социально ориентированных практик и культурно-просветительских инициатив.

Интерес к «Императорскому маршруту» проявляют европейские туроператоры. Благодаря династическим связям представителей Императорского Дома Романовых за его 300-летнюю историю география проекта выходит за границы России и находит отражение в маршрутах по Германии, Австрии, Франции, Италии. В 2017–2018 гг. «Императорский маршрут» был представлен в Париже, Риме, Вене, а также на международных туристических площадках в Белграде и Берлине.

Цели проекта «Императорский маршрут»:

– содействие распространению объективной информации об истории России в период 300-летнего правления Императорского Дома Романовых;

– воспитание патриотизма на примере опыта государственно-политического, экономического, научного и культурного развития России в имперский период;

– всестороннее содействие развитию краеведения и вовлечение молодежи в изучение истории «малой Родины»;

– создание «опорных точек исторической памяти» – музеев, мемориалов, туристических объектов – на территории России и за рубежом, связанных с историей Императорского Дома Романовых.

Задачи Проекта:

– формирование объективных научных представлений о достижениях России в период правления Императорского Дома Романовых, возрождение историко-культурного и духовного единства страны. Преодоление разрыва исторической памяти;

– популяризация достоверной информации о жизни и традициях благочестия Семьи последнего Российского Императора Николая II;

– восстановление исторической правды о членах Императорской Семьи;

– включение сохранившихся и возрожденных усилиями Фонда ЕСПО объектов, связанных с Императорским Домом Романовых, в Проект «Императорский маршрут»;

– содействие обеспечению единства страны путем укрепления межрегиональных связей.

Карта охвата регионов «Императорский маршрут – 2020».

Участники: Санкт-Петербург; Москва; Московская область; Псковская область; Кировская область; Пермский край; Омская область; Томская область; Свердловская область; Тюменская область; Орловская область; Костромская область; Калужская область; Республика Крым; Новгородская область; Брянская область; Республика Татарстан; Ставропольский край; Воронежская область.


Состав туристического продукта

В национальном туристическом маршруте «Императорский маршрут» состав турпродукта отличается по всем параметрам от других традиционных турпродуктов на внутреннем туристическом рынке. Только такой подход к формированию турпродукта дает конкурентные преимущества.

Компоненты туристского продукта

Размещение В гостинице не ниже 4 звезд, расположенной в центре города, со стоимостью для организованных групп на уровне 3 звезд. Для формирования доступной стоимости необходимо обеспечить либо цепочку туристических групп, либо «закрепить» за «Императорским маршрутом» то количество отелей, которые готовы принимать группы по доступной стоимости. Индивидуальные туристы могут размещаться в отелях на свое усмотрение. Сегодня важно идти от возможностей рынка. Необходимо учитывать фактор продолжительности проживания и дополнительных услуг отеля.
Транспорт Большой хороший автобус. Без трещин на стеклах окон, с хорошим обзором и всегда чистый снаружи. Приветствуется брендирование транспорта. Туристические автобусы чаще всего – это частный транспорт. Поэтому важно заинтересовать владельца в брендировании транспорта, но также важно, чтобы владелец содержал транспорт всегда в отличном виде, даже если брендированный транспорт работает на другом маршруте. Возможно, можно предусмотреть съемные элементы. Но в любом случае брендирование транспорта на маршруте – это очень важно.

В туристский продукт входят основные и дополнительные услуги. Остановимся только на основных.

Питание У Пермского края есть много гастрономических брендов. И их такое количество, что хватит на 7-дневный тур, а это большая редкость. Однако в Пермском крае на «Императорском маршруте» есть собственный гастробренд – блюдо бефстроганов. Обязательно включить его в программу на ужин, чтобы было время еще обсудить историю появления и особенности приготовления.
Объекты показа Должен быть предложен весь перечень. Часть включена в базовый турпродукт, а часть предлагается дополнительно. Порою через перечисление объектов показа можно заинтересовать потребителя, и либо он останется еще на несколько дней в регионе как самостоятельный турист, либо запланирует приехать еще раз. Так называемые повторные визиты.
Гид Гид – это 70% успеха. Необходим специалист по теме. Возможно, для обзорной экскурсии даже приглашать историков или сотрудников музея. Фактически – это уровень авторских туров, когда необходимо владеть дополнительными историческими знаниями.

Личные наблюдения

Буквально недавно, с 12 по 16 августа 2020 г., я была в числе федеральных туроператоров, которые по программе Ростуризма вместе с федеральной прессой ездили и знакомились с туристическим потенциалом Пермского края, в основном, с объектами показа по «Императорскому маршруту». А также я самостоятельно приняла участие в пешеходной авторской экскурсии по истории Великого Князя Михаила Александровича.

Обзорная экскурсия для группы началась с рассказа истории первого визита в Пермь Великой Княгини Елизаветы Федоровны. Однако про саму личность не было сказано ни слова. И поэтому наша группа не поняла, кем в истории страны являлся и является этот человек. Затем мы посетили подряд несколько храмов, из чего сложилось впечатление, что это паломнический тур, а не культурно-исторический. Поэтому контент на «Императорском маршруте» должен быть очень хорошо проработан. Чтобы с легкостью погружать туриста с разным уровнем исторических знаний в цепочку исторических событий страны, роли личностей и роли Пермского края в освещаемый период. И обязательно делать акцент на том, что в освещаемый «Императорским маршрутом» период церковь не была отделена от государства, а школа – от церкви.

Важно, чтобы культурно-историческая обзорная экскурсия начиналась с небольшого вводного рассказа, возможно, в лобби отеля или в стоящем автобусе.

Последовательность тура должна быть построена исходя из исторической правды, а не из логистических транспортных интересов или бизнес-интересов туроператора.


Для Пермского края характерны большие перегоны между объектами показа. И вроде как это минус, но только не в случае культурно-исторического туризма. Для рассматриваемого нами формата туризма – это преимущество. Гид с большим количеством специальных знаний использует путевое время для разъяснения исторических аспектов и особенностей, для ответов на вопросы и, конечно, с применением современных возможностей IT ведет историческое повествование. Сейчас модное слово «иммерсивность» – это способ восприятия, связанный с погружением в определенные, искусственно сформированные условия. Именно глубина восприятия предопределяет успех. И здесь в помощь как уже привычные плазмы, демонстрирующие специально подобранные фильмы, так и Кибер-визит, который сегодня активно продвигается, в том числе и в Пермском крае. Необходимо отдельно отметить, что Проект «Императорский маршрут» имеет потенциал для высокого уровня внедрения диджитал-технологий.


Интерактивность – важный момент, нужный момент. В турпродукт на «Императорским маршруте» не нужно включать обычные интерактивы. Например, для Пермского края мы предложили такой вариант: в г. Соликамске есть приближенный к формату ботанического сад. Его создали энтузиасты и поддерживают как могут, и они большие молодцы. В этом саду установить современную большую теплицу, в которой воссоздать пространство: комнаты, украшенные цветами в императорских традициях, где мы услышим историю о белой лилии и проведем мастер-класс по составлению букета. Второй вариант интерактивной составляющей, например, «рисование на пленэре» цветов. Великая Княгиня Елизавета Федоровна хорошо рисовала. Возможно, поделки из бисера на религиозную тему. Возможно, деятельная помощь храму, в который запланирован визит.


Некоторые аспекты

В Пермском крае их очень много, но нам важна роль р. Камы. Как мы знаем, повод есть – Великий Князь Михаил Александрович плавал через Каму.

Нужно поискать другие решения по набережной. Туристы в большинстве успешных тургородов (Казань, Самара, Москва, Псков и т. д.) проводят очень много времени на набережной. Если она к этому располагает либо через сильный кулинарный аспект, либо через сильный выставочный аспект.

В Перми есть зеленая и красная туристические линии. Для «Императорского маршрута» можно провести «золотую» линию. Конечно, не нужно делать светофор, поэтому, возможно, лучше, чтобы это была темно-брусничная.

Сам продукт должен существовать в Пермском крае во всех формах: от двухчасовой пешеходной экскурсии по городу до пятидневного тура. Хотя очевидно, что для знакомства с регионом в целом нужно больше дней. Причем с точки зрения стоимости тура чем больше ты находишься дней в регионе, тем меньше удельный вес транспортной составляющей (приезд/отъезд).

У Пермского края есть турпродукт на «Императорском маршруте»: «Династия Романовых в истории Пермского края». Продолжительность тура: 3 дн./2 н. Данный тур может быть основой межрегионального тура, но недостаточен для регионального.

Необходимо усилить работу по созданию межрегионального турпродукта: Пермь – Екатеринбург (Алапаевск) – Тюмень (Тобольск).

Создать аудиогиды с выверенным содержанием. Турист сможет их получать через код, с оплатой или без, это уже решит регион. Фонд ЕСПО не поддерживает формат Изи-тревел, т. к. там используется принцип Википедии. Однако там можно присутствовать. Но важнее, чтобы была возможность взять версию из региона, с его ресурса.

Пермский край имеет права на товарный знак «Императорский маршрут», поэтому может более активно реализовывать свой брендовый региональный проект с тем, чтобы он закрепился в национальном турмаршруте и вошел в Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Вошедшие в нацпроект национальные турмаршруты получат государственную поддержку.

С целью продвижения нужно активней использовать имеющиеся ресурсы. Сайт императорский маршрут.рф, где есть страница Пермского края; федеральный ресурс – Раша-Тревел (национальный турпортал). Участие на едином стенде «Императорский маршрут» на турвыставках страны, а также в деловых мероприятиях. Важно присутствие темы во всех современных туристических приложениях. Причем издание контента поддерживается грантами Ростуризма.

Очень важно включиться в тему 300-летия Империи – 1721 г. И плавно перейти к 1723 г., к основанию Перми.

Продвигаться вместе с регионами-участниками Проекта: Казань, Екатеринбург и Тюмень.

Использовать ресурс амбассадор региона – это писатель А. Иванов. Знаковые даты из биографии Великой Княгини Елизаветы Федоровны и Великого Князя Михаила Александровича могут стать событийными датами региона и создавать информационный повод для рассказа о регионе. Очень важно повышать узнаваемость региона среди других не только участников проекта, но и вообще – среди всех регионов России.

Сегодня Ростуризм заявил такой вектор туризма: стимулирование внутреннего туризма в Российской Федерации и развитие национальных туристических дестинаций с возможностью длительного пребывания туристов, через управление потоками. И Пермский край отлично вписывается в этот трек.