Пермский государственный архив социально-политической истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Д. В. Умаров
Администрация главы Чеченской Республики

БЕСПРИМЕРНЫЙ ПОДВИГ «ДИКОЙ ДИВИЗИИ»

Аннотация. Доклад посвящен историческим связям и единству русских, чеченцев и других народов России в деле служения Отечеству и его защите.

Ключевые слова. Русско-чеченские отношения, Романовы, Великий Князь Михаил Александрович, «Дикая дивизия», дружба народов.


Дорогие друзья, я знаю, что здесь у нас сегодня и завтра в течение нашего мероприятия будут рассказывать много интересного, в том числе и о «Дикой дивизии», и о традициях Дома Романовых, особенно то, что касается истории Великого Князя Михаила Александровича, который, кстати, был не просто командиром, а «отцом» этой «Дикой дивизии», который пользовался огромной любовью, доверием и уважением горцев.

Я бы хотел познакомить вас с тем, что у нас в нашей историографии, к сожалению, не очень традиционно. Мало мы видим сегодня источников о том, как, например, наши предки-чеченцы служили Русским Царям. Первые такие явные источники, которые нам рассказывают о том, какие были взаимоотношения между элитой чеченского общества и Русскими Царями, я думаю, можно начать уже с XVI в., потому что мы располагаем документами, по которым в первое Военное Посольство в составе Кабардинского Князя Алкаса был отправлен Бата Шихмурзаев, который тут же получил титул Мурзы от Федора Иоанновича, Царя и наследника Великого Грозного Царя Иоанна IV. Там состоялся союз, после которого, в частности, от астраханского Воеводы Князя Лобанова-Ростовского, отсылались Царю грамоты о том, что «Шихмурза Акотский, государь, саблею своею до семи городов для тебя взяша», – это я почти процитировал этот документ.

Вы знаете, это служение продолжалось до тех пор, пока было доверие между Москвой и условным Грозным, т. е. Чечней. У нас, как вы знаете, классового разделения в том классическом варианте, какое наблюдалось у других народов, не было. У нас не было князей. Если они и были, то мы их приглашали для княжения, как это было в вольном городе Новгороде, где было демократическое вече и куда князей тоже приглашали для княжения и потом, если они не подходили, их благополучно отправляли восвояси. Это было редко, но это было. Но в общем и целом это были вольные общества, и когда вдруг появлялись некие посредники, которые били челом Его Величеству Государю, разъясняя, что «нельзя чеченцев оставлять без внимания сиятельных особ», то Цари, конечно, с легкостью отдавали их, во всяком случае, согласно грамотам, в управление кабардинским князьям, каким-то дагестанским шамхалам или ханам. Им казалось, что чеченцы – это такие же люди, как и везде, по всему царству, которые понимают, что такое крепостное право, которые в курсе того, что есть Юрьев день, который уже тогда был отменен, и многие другие традиции, и, естественно, мало кто разбирался в том, каким образом горцы на это ответят.

Разумеется, горцы, которые считали, что они оскорблены, начинали свои войны, они объединялись в отряды. Это потом уже было начало разных потрясений на Кавказе и так далее. Но тем не менее, в конце концов, к власти приходили очень мудрые правители, – например, в конце XVIII в. совершенно гениальный Русский Царь Павел Первый, нелюбимый сын Екатерины Второй, но любимый нами Император, потому что, во-первых, Павел очень внимательно изучал горскую тематику и, изучив ее и после того, как он близко познакомился с материалами допроса и вообще материалами Кавказской войны 1785–1791 гг. (а мы с вами понимаем, что это время совпадает с основными фазами русско-турецких войн), он пришел к следующему выводу (это времена шейха Мансура), который он изложил в своем знаменитом манифесте о вольности горцам. В этом манифесте значилась очень любопытная деталь, что не нужно облагать горцев никакими ни крепостническими, ни прочими, так сказать, обязанностями; пусть у них будет только один долг – выступать против общего врага в составе российской, русской, императорской армии. Это, наверное, был самый гениальный документ, и я уверен, что если бы все усилия Императора, в том числе это усилие на кавказском направлении, не закончилось бы печально в Михайловском замке, то этого страшного противостояния, которое постигло наши народы на протяжении практически всего XIX в., не было бы.

И думается, что эти традиции непонимания и недопонимания, скорее всего, связаны с тем, что люди, имеющие у нас доступ к трибуне, не имеют необходимых знаний, а имеют всего две краски в подходе к разного рода историческим эпизодам и событиям – черную и белую, что на самом деле не красит ученого. Очень часто мы с вами находимся под воздействием либо политической конъюнктуры, либо каких-то научных догм, которые нам кажутся нерушимыми. Но более глубокое изучение источников показывает, что не было той оголтелой вражды между горцами и русским народом, и не было этого извечного неприятия и противостояния, о котором очень любят повествовать некоторые наши историки и публицисты, излишне драматизирующие эту тему, что не служит единству нашего государства.

С другой стороны, очень было бы хорошо, если бы мы рассказывали друг другу не только об этом (очень важном) эпизоде – о «Дикой дивизии», но и, например, о первом генерале от инфантерии Эрис-хане Алиеве, который был дружен с самим генералом Скобелевым, – это русско-турецкая война 1877–1878 гг., где горцы показали себя очень отважно и заслужили почет и славу, брали такие крепости, как, например, Баязет, участвовали во взятии Шипки, в боях под Плевной и так далее.

И, разумеется, очень мало кто пишет о том, какой вклад внесли чеченцы в разгром немецко-фашистских захватчиков, как они воевали под Сталинградом, на Курской дуге. Многие из них даже остались после того, как была так называемая депортация, – а мы не считаем, что это депортация, это просто была высылка, это было преступление против целого ряда народов России, и самое страшное преступление было совершено, в первую очередь, против русского народа. Поэтому если люди думают, что страдали какие-то отдельные народы, а русский народ не страдал, – это неправда; русский народ первый принимал удары судьбы, удары истории и больше всех остальных страдал от этих ударов.

Поэтому наша с вами сегодня задача – не то чтобы какую-то революцию совершить в исторической науке при освещении этих событий; наша с вами задача проста, она очень гуманна и искренна – она в том, чтобы говорить правду, говорить все как есть и не поддаваться каким-то искушениям, политическим амбициям и прочим негативным проявлениям, которые не служат делу дружбы наших народов. Я заметил, в последнее время у нас с вами эти добрые словосочетания, такие как «дружба народов», «интернационализм» и так далее, – стали немодными, пора бы эту моду уже возрождать.

И я уверен, что пока есть у нас такие духовные ангелы, как Анна Витальевна, которая объединяет всех нас, несмотря на национальности и вероисповедание, мы с вами начнем говорить искренне и от всего сердца правду друг другу, и эта правда нас объединит. Если надо где-то покаяться – мы покаемся, это хорошо, сам акт покаяния есть предмет особого обсуждения, особенно у нас, в монотеистических религиях, поэтому ничего страшного: где надо гордиться – будем гордиться, где надо покаяться – мы с вами покаемся, все мы с вами – рабы Всевышнего, все мы молимся в храмах единобожия… Поэтому еще раз огромное спасибо вам, Анна Витальевна, за то, что Вы выполняете эту великую духовную и, кстати, очень важную государственную функцию.

Спасибо за внимание.