А. В. Громова
Институт всеобщей истории РАН, Фонд содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество»
«РОССИЙСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ ПОД ПОКРОВИТЕЛЬСТВОМ ИМПЕРАТОРСКОГО ДОМА РОМАНОВЫХ»
по материалам выставки, организованной Фондом «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» в ГМЗ Царицыно
12 декабря 2018 – 21 марта 2019
Аннотация: В статье содержится анализ основных принципов, направлений и особенностей организации благотворительности под покровительством Императорского Дома Романовых на протяжении 300-летнего периода правления династии.
Ключевые слова: Императорский Дом Романовых, милосердие, социальная помощь, государственное благо, благотворительные ведомства и учреждения.
С 12 декабря 2018 года по 21 марта 2019 года Фонд содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» при поддержке Правительства Москвы совместно с ГМЗ «Царицыно» представил в Большом дворце ГМЗ «Царицыно» выставку «Российская благотворительность под покровительством Императорского Дома Романовых».
При подготовке подобной объемной тематической выставки нужно было понять, что являлось основным стержнем и соединяющими звеньями в благотворительной деятельности представителей Императорского Дома Романовых. Прежде всего – это преемственность, которая прослеживается от первых царей династии Романовых до последнего российского Императора Николая II. Преемственность заключалась, в первую очередь, в соблюдении христианского нравственного закона, которым руководствовались в своей благотворительной деятельности представители правящей династии. Первые Государи из Дома Романовых и их супруги продолжили многовековые традиции личной благотворительности первых русских князей и великих князей Московских, которые из собственных средств оказывали помощь нищим, убогим, сиротам, голодающим, заключенным. Главный принцип их благотворительности – это Новый завет, то есть завет любви. Священномученик Иоанн Восторгов1, который был сподвижником Императорской Семьи в делах благотворения и одним из соратников Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны, пишет: «Христианство явилось перед человечеством с особым усиленным и настойчивым ходатайством за всех несчастных; оно научило видеть в них детей Божиих, равно со всеми призываемых ко Христу и часто нравственно высших и более достойных, чем сильные мира сего. Среди них Христианство видело Самого Христа, выросшего в бедности и неизвестности.
Им, этим несчастливцам, следуя завету Спасителя, христианство по преимуществу усвоило название меньших братий, и милость к ним отнесло к Самому Христу. И вот, во имя любви христианской стали воздвигаться в мире невиданные и неслыханные дотоле благотворительные и просветительные учреждения, богадельни, больницы, странноприимницы, благотворительные братства, союзы, приюты, школы. Свет и теплота любви христианской стали проникать в самые дома заключения преступников, на места их наказания и ссылок, смягчая законы, изменяя взгляды на преступность, давая всем право защиты, отменяя жестокие казни и пытки. Под влиянием Христианства стали, наконец, возможны примеры сотен и тысяч таких подвижников, которые во имя ближних отказались от радостей личной жизни и начали с того, что роздали все имущество бедным, с того, что древний мир назвал бы глупостью или сумасшествием» [19, с. 10].
«Во имя любви христианской» представители Императорского Дома Романовых трудились на ниве благотворительности и отдавали свои финансовые средства ради служения ближнему. Члены Императорской Фамилии не только принимали личное участие в делах благотворения, не только подавали личный пример, жертвуя на то или иное доброе начинание, но даже физически себя не щадили. В истории остались такие примеры – личная практика оспопрививания Императрицы Екатерины II и Цесаревича Павла Петровича [21,с. 23].
Попечение о благе государства, соблюдение обязанностей государства по отношению к своим подданным, и, наконец, слава государства, составляли основной смысл благотворительности Императорского Дома Романовых.
Попечение о благе государства, безусловно, заключалось в образовании, воспитании и трудовом обучении детей, в заботе о будущем нации, о духовном и физическом здоровье народа. Это попечение выражалось и в поиске работы для тех людей, которые способны зарабатывать своим трудом. Государство стремилось обеспечить социальное спокойствие и безопасность в обществе – сформировало пенитенциарную систему, предупреждало преступность, боролось с нищенством.
Так, в царствование Императора Петра I было принято более 20 указов по борьбе с нищенством [7, с. 17]. Это было начало организации и упорядочения благотворительной деятельности под государственным покровительством. Ставилась задача выявить тех, кто действительно нуждался в социальной поддержке. Средством борьбы с нищенством должно было стать создание специальных учреждений (госпиталей, богаделен, инвалидных домов), содержащихся за счёт казны, общества и частных лиц.
После смерти Императора Петра I долгие годы государство не предпринимало серьезных действий по развитию системы благотворительных учреждений. Императрица Екатерина II взялась за решение этой задачи, объявив что «призрение бедным и попечение об умножении полезных обществужителей суть две верховные должности каждого боголюбивого правителя» [14, с. 343–344]. Она продолжила политику предупреждения бедности, задуманную еще Петром I, – в российских губерниях были учреждены Приказы общественного призрения. Екатерина II заложила основные принципы благотворения под попечением Дома Романовых: личное участие в благотворительности и покровительство ей, придание благотворительным учреждениям государственного характера, финансирование и за счет казны, и за счет частных пожертвований.
Государство считало своей обязанностью заботиться о тех подданных, которые служили ему в периоды войн или пострадали во время военных действий. Это ветераны и инвалиды, военные чины и их семьи, вдовы и сироты, сестры милосердия Российского Общества Красного Креста, пленные, пострадавшее население. Первый госпиталь для лечения солдат и офицеров был построен еще Петром I в 1707 году, в Лефортово. Забота о ветеранах войны стала серьезной задачей государства после Отечественной войны 1812 года. Именно тогда возник Александровский Комитет о раненых, а при Императоре Николае I были открыты первые военные богадельни – Чесменская и Измайловская.
В обязанности государства входила забота и о чиновниках и их семьях. Все, кто послужил на благо государства, имели право получить государственную поддержку сообразно заслугам. Это правило соблюдалось на протяжении всего трехсотлетнего правления Дома Романовых.
Необходимо отметить и такой ключевой момент в благотворительной деятельности Императорского Дома Романовых как широкое вовлечение в эту деятельность просвещенных и состоятельных благотворителей. Император Петр I, учреждая систему Российских Императорских и Царских Орденов, прописал в их статутах, что кавалер того или иного ордена принимал на себя ответственность продолжать служение Родине, особенно на ниве благотворительности. То есть ордена были не просто знаками отличия и признания заслуг, а целыми почетными корпорациями. Кавалеры Ордена Св. Андрея Первозванного при пожаловании их орденом платили в Капитул Орденов на богоугодные дела пятьсот рублей [13, с. 342]. Кроме того, они были обязаны помогать бедным, вдовам и сиротам, посещать военнопленных и заключенных. Начиная с Императрицы Екатерины II, все правящие монархи, их супруги и родственники своим личным примером стимулировали привлечение больших капиталов в благотворительные дела.
Император Александр I считал, что одна из основных целей его царствования – попечение о повсеместном благосостоянии народа. И задача о попечении, по его мнению, могла решиться за счет благотворительных обществ и входящих в их состав учреждений. В 1802 году он учредил Медико-филантропическое общество для оказания лечебной помощи беднейшему населению Санкт-Петербурга [15, с. 142–143]. В дальнейшем Медико-филантропическое общество вместе с учрежденным в 1805 году Санкт-Петербургским Попечительным о бедных комитетом стало основой Императорского человеколюбивого общества, созданного Александром I в 1816 году. Новое благотворительное общество в самом начале существования оформило главные направления своей деятельности: адресная социальная помощь нуждающимся денежными пособиями на различные цели, социальная помощь детям в учебно-воспитательных учреждениях призрения, амбулаторная и стационарная помощь больным бедным, помещение неимущих в богадельни, трудовая помощь [24, с. 39].
Император Александр I пожертвовал Императорскому человеколюбивому обществу более 600000 руб. [3, с. 4]. Его преемник Император Николай I пожертвовал более 2000000руб. на учреждения этой организации [3, с. 6]. Затем Императорское человеколюбивое общество по наследству поступало под покровительство следующих российских Императоров. Каждый из них преумножал его средства и старался сделать помощь общества более эффективной. К началу XX века в состав общества по всей России входило 221 учреждение – они оказывали помощь 200000 человек [27, с. 467–469].
Императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I, в 1812 году приняла под особое покровительство Санкт-Петербургское Патриотическое общество дам, известное затем как Женское Патриотическое общество. Первоначально эта благотворительная общественная организация имела целью помощь сиротам войны 1812 года, но вскоре начала призревать детей малоимущих родителей. В рамках созданного общества Елизавета Алексеевна учредила «Училище женских сирот 1812 г.» и на его постройку выделила 100000 руб., для чего заложила собственные драгоценности2. В дальнейшем, Женское Патриотическое общество перешло под покровительство Императора Николая I и Императрицы Александры Фёдоровны, сузило круг своих задач и содержало в Санкт-Петербурге школы, давая воспитание и профессиональное образование девочкам из бедных семейств. К 1912 году общество руководило 22 учреждениями – начальными и профессиональными школами, обучавшими более 2000 девочек одновременно [26, с. 131–155, 204–205].
Больше всего образовательных учреждений для сирот и детей несостоятельных родителей всех сословий входило в Ведомство учреждений Императрицы Марии. История этой самой крупной среди благотворительных организаций и комитетов под покровительством Дома Романовых связана с именем супруги Императора Павла I Императрицы Марии Фёдоровны, урожденной принцессы Вюртембергской, которая утвердила основные направления благотворительности под покровительством Императорского Дома Романовых. Благодаря Марии Фёдоровне возникла сеть женских образовательных учреждений (институтов и училищ) для девиц из разных сословий – дочерей разночинцев, купцов, ремесленников, мещан, священников, солдат. На базе Императорских Воспитательных домов, основанных Екатериной II, появились учебные заведения профессионального образования. Впервые открылись училища и институты для глухонемых и слепых. Всего к концу жизни, к 1828 году, Императрица Мария Фёдоровна патронировала 51 благотворительное заведение, в них призревались почти 92000 человек [8, с. 159]. Государыней была построена целая система социальной защиты, которая представляла собой огромное по масштабам ведомство – с 1828 года оно называлось Собственная Его Императорского Величества канцелярия по учреждениям Императрицы Марии (IV отделение). С 1854 года IV отделение получило название Ведомство учреждений Императрицы Марии, оно продолжало и развивало свою деятельность под покровительством Императорского Дома вплоть до 1917 года. В начале XX века в ВУИМ состояло более 1000 учреждений [2, с. 6–7], к 1916 году расходы Ведомства составили более 22 миллионов руб. [11, с. 17]. В его состав входило учрежденное в 1881 году Попечительство о слепых Императрицы Марии Александровны и открытое в 1898 году – Попечительство о глухонемых Императрицы Марии Федоровны (вдовы Императора Александра III).
Масштабной благотворительной организацией под покровительством Императорского Дома Романовых стало Российское общество Красного Креста (созданное в 1867 году как «Общество попечения о раненых и больных воинах»), которое было учреждено при деятельном участии Императрицы Марии Александровны, супруги Императора Александра II. Российское Общество Красного Креста (РОКК), поддерживаемое административно и финансово на Высочайшем уровне, быстро расширило свою деятельность, оказывая медицинскую помощь не только в период военных действий, но и участвуя во всех медико-профилактических мероприятиях, проводимых в стране, в решении различных социальных проблем – голода, последствия эпидемий и стихийных бедствий. Благодаря трудам Императрицы Марии Александровны и ее невестки Императрицы Марии Фёдоровны, Российское Общество Красного Креста пользовалось большим авторитетом в Российской Империи и было развито лучше, чем аналогичные организации в европейских странах [10, с. 68].
Благодаря трудам Марии Александровны и ее сподвижников во время Русско-турецкой войны 1876–1877 гг. РОКК собрало на помощь раненым и больным воинам, а также всем пострадавшим от военных действий, свыше 16 миллионов руб. [17, с. 15]. Во время голода и эпидемии 1891–1892 гг., затронувших 27 российских губерний, Российское Общество Красного Креста при помощи многих членов Императорской Фамилии, собрало почти 5 миллионов руб. пожертвований для пострадавших [17, с. 40]. Сбор средств в Московской губернии возглавила великокняжеская чета – генерал-губернатор Москвы Великий Князь Сергей Александрович и его супруга Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна.
В Русско-японскую войну учреждения РОКК приняли финансовую помощь в размере более 30 миллионов руб. [5, c. 49]. В Первую мировую войну к лету 1916 года общие расходы РОКК составили 126 миллионов руб. [9, с. 51].
Интересно отметить, что славе Отечества и украшению столиц, губернских и провинциальных городов, служили здания самих благотворительных учреждений, строительство которых Императорский Дом и состоятельные благотворители заказывали лучшим архитекторам своего времени. Так, здание госпиталя Петра I в Лефортово было перестроено в начале XIX века архитектором И. В. Еготовым. Павловскую и Екатерининскую больницы в Москве строил известный архитектор М. Ф. Казаков. Императорский Московский Воспитательный дом и Училище Св. Екатерины (ныне Центральный Дом Российской армии) – архитектор Д. Жилярди. Санкт-Петербургский Воспитательный дом (ныне Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена) – архитектор Ю. М. Фельтен. Ансамбль Воспитательного общества благородных девиц (Смольный институт) и Мариинская больница в Санкт-Петербурге – творения знаменитого Дж. Кваренги. Школа народных искусств в Санкт-Петербурге спроектирована архитектором Н. Е. Лансере, а домовый храм в ней – А. В. Щусевым.
К славе Отечества были направлены многие благотворительные проекты Дома Романовых, и, в частности, проект русского присутствия в Святой Земле. Один из самых успешных – деятельность Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) на Ближнем Востоке. Первым председателем общества стал Великий Князь Сергей Александрович, а после его гибели в 1905 году – его вдова, Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна. ИППО под их руководством действовало совместно с Русской Духовной Миссией в Иерусалиме и российским консульством. Так возникла Русская Палестина – уникальная инфраструктура храмов, подворий, школ и больниц. Известно, что на деньги от общероссийских благотворительных Вербных сборов (в праздник Входа Господня в Иерусалим ставились кружки ИППО во всех храмах Российской Империи для поддержания русского присутствия в Святой Земле) каждый год содержалось огромное количество паломников. К 1905 году Обществу принадлежало в Палестине 8 подворий. В общей сложности через учреждения ИППО проходило в год более 10000 паломников. Особой гордостью Общества была целая сеть русских школ в Палестине, Сирии и Ливане. Если в 1889 году, она насчитывала 7 действующих школ, то к 1905 году их было 101, включая 2 учительских семинарии [4, с. 113]. По окончании Русско-японской войны Вербные сборы резко упали и под угрозой оказалось, в том числе, обеспечение школ для сирийских и арабских детей. Император Николай II, по просьбе Председателя ИППО Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны, принял в 1911 году решение выделять 150000 руб. ежегодно из государственной казны на поддержание школ на Ближнем Востоке [18, с. 381–382].
При содействии Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны был создан Барградский комитет для постройки Подворья ИППО с храмом во имя Святителя Николая в Бари (Италия), у мощей Святителя Николая. Проектировал комплекс подворья архитектор А. В. Щусев. Тема храмоздательства особенно важна, потому что русское присутствие в странах Зарубежья, – это, в том числе, и православные храмы. Император Николай II внес личные средства на строительство храма в Бари – 10000 руб. 3, храма в Буэнос-Айресе (Аргентина) – 5000 руб., храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Дармштадте – 310000 руб. [6, с. 90].
Говоря о принципе преемственности в благотворительной деятельности Императорской Фамилии, необходимо отметить, что он соблюдался и в способах финансирования подопечных учреждений и благотворительных проектов. Еще в 1797 году Императрица Мария Федоровна нашла дополнительное средство получения денежных средств для Воспитательных домов – она установила налог на клеймение игральных карт. При Императоре Александре III был добавлен железнодорожный сбор для выезжающих за границу, налоги на театральные билеты. Также постоянно совершенствовалось законодательство, позволяя делать не только денежные вклады для средств Попечительских советов тех или иных благотворительных учреждений, но и совершать операции с недвижимостью. В самом конце XIX века стали организовывать кружечные сборы на железнодорожных станциях и пароходных пристанях, выпускать так называемые благотворительные письма с объявлениями [12, с. 11].
Способам благотворительных сборов под руководством и покровительством членов Императорской Фамилии на выставке в ГМЗ «Царицыно» был посвящен отдельный зал. Ведь помощь благотворительным заведениям со стороны членов правящей династии имела не только постоянные, но и временные организационные формы. Временные – различные комитеты, комиссии, отделы, создаваемые для быстрого и эффективного решения локальных проблем, например, вызванных теми или иными катаклизмами. Они позволяли концентрировать благотворительные пожертвования и направлять их в короткие сроки по назначению. К началу правления Императора Николая II сложилась определенная «система» благотворительных мероприятий, которые брали под свое покровительство члены Императорской Фамилии. До 1917 года эта «система» совершенствовалась и приобрела масштабные размеры. Особенно активными и успешными в поощрении и проведении общественных сборов были Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна и Великая Княгиня Мария Павловна-старшая.
Среди временных мероприятий, дававших необходимые сборы средств, традиционно были благотворительные балы, маскарады, выставки, спектакли, лекции, концерты. Большую популярность приобрели кружечные сборы, привлекая к благотворительным акциям огромное число людей [20, с. 271]. Для проведения кружечных сборов под специальный благотворительный проект оформляли красочные агитационные плакаты, а всем жертвователям выдавали разнообразные «знаки кружечных сборов» – от марок и сувениров из бумаги до нагрудных знаков в виде жетонов из жести, латуни, серебра или золота. По всей России был известен проводимый с 1911 года Всероссийской лигой для борьбы с туберкулезом кружечный сбор «День Белого цветка» – активисты ходили по улицам, собирая взносы в обмен на изготовленные белые искусственные цветки, врачи читали лекции по гигиене и борьбе с туберкулезом, устраивались медицинские выставки. В «Дне Белого цветка» принимала активное участие семья Императора Николая II [20, с. 62].
Грандиозный размах кружечные сборы приобрели в годы Первой мировой войны – они проводились постоянно для помощи всем нуждающимся. Многие члены Императорской Фамилии брали на себя руководство организацией подобных сборов.
Другой формой масштабного благотворительного сбора в конце XIX века стало издание и продажа открытых писем (открыток). Несомненным лидером в этом деле было издательство общины Св. Евгении сестер милосердия Красного Креста под покровительством принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской. Издательская деятельность была обусловлена необходимостью содержать медицинские учреждения общины. На открытках, издаваемых общиной, появляются произведения признанных мастеров русской живописи – И. Е. Репина, А. Н. Бенуа, Н. К. Рериха, М. Н. Нестерова и др. Тем самым, община еще и вела просветительскую деятельность, пропагандируя русское искусство среди всех слоев населения [1, с. 609–620]. Эскизы для открыток общины Св. Евгении также создавали Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна и Великая Княгиня Ольга Александровна, принцесса Ольденбургская. Открытки успешно продавались миллионными тиражами на почте и в магазинах, на ярмарках и выставках разного профиля.
Проверенным способом сбора крупных денежных сумм под конкретные проекты являлись традиционные благотворительные базары, часто проводившиеся перед Рождеством и на Пасху. В царствование Императора Николая II огромным успехом и большими сборами славились благотворительные базары Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны в Москве, Великой Княгини Марии Павловны в Санкт-Петербурге и базары в пользу легочных больных в Крыму под покровительством Императрицы Александры Фёдоровны. Августейшие дамы лично присутствовали на этих базарах и стояли за прилавками, привлекая покупателей, среди которых были представители всех сословий российского общества.
Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна, истинная подвижница на ниве дел благотворения и милосердия, вошла в историю как основательница Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Обитель открыла свои двери в феврале 1909 года. Цель деятельности обители заключалась в том, чтобы помогать больным и бедным, оказывать помощь и утешение страждущим.
В обители действовали больница для бедных женщин и детей, дом для бедных чахоточных женщин, бесплатная амбулатория с выдачей лекарств, трудовой приют для девочек, воскресная школа для взрослых женщин, бесплатные библиотека, столовая и странноприимный дом.
Великая Княгиня Елизавета Федоровна, обращаясь в письме к Императору Николаю II, предлагает создать филиалы таких обителей милосердия по всей России. В Устав Марфо-Мариинской обители милосердия 1914 года было внесено специальное положение [16, с. 824], предполагавшее, что это начинание может быть распространено. Такая перспектива предполагала, что, тот огромный потенциал доброй воли, созидательной энергии, желания творчества, сострадания ближним, которым обладали женщины-подвижницы можно было направить на христианское служение ближнему. Девушки, достигшие 18-летнего возраста, молодые вдовы, желающие послужить делу милосердия, могли приходить в Обитель, получать начальное медицинское образование и духовную подготовку и по завершении обучения оказывать квалифицированную помощь нуждающимся. И это было бы повсеместно, по всей России, если бы не некоторые внутриполитические и внутрицерковные обстоятельства, в том числе и препятствия со стороны отдельных членов Синода.
Важно еще обратить особое внимание, что каждое из ведомств под покровительством Императорского Дома Романовых – Ведомство учреждений Императрицы Марии, Императорское Человеколюбивое общество, Императорское женское патриотическое общество, Российское Общество Красного Креста и другие – всегда использовали в своей деятельности лучшие достижения науки, самые своевременные и современные подходы к оказанию благотворительной помощи. И средства направлялись всегда на решение наиболее острых социальных проблем, организовывалась помощь особо нуждающимся категориям населения. Причем, мелочей не существовало, и яркий тому пример – тюремные комитеты под попечением членов Императорской Фамилии. Император Александр I учредил Попечительные о тюрьмах общества для облегчения участи не только самих заключенных, но членов их семей. В конце XIX века Великая Княгиня Елизавета Федоровна, попечительница Дамского комитета о тюрьмах, учредила несколько приютов для детей и супруг осужденных, которые направляются к заключенным в Сибирь. Более того, Великая Княгиня организовала специальное попечение о приемных покоях в полицейских домах [4, с. 116]. Попадая в полицейский участок, люди часто нуждались в медицинской помощи, пище, одежде, участии и духовной поддержке. Елизавета Фёдоровна также учредила школу для тюремных надзирательниц с преподаванием им закона Божиего, основ гигиены и попечения о заключенных в целях смягчения тюремных нравов [25, с. 947–957].
Таким образом, преемственность основных принципов благотворительности под покровительством Царской Семьи на протяжении трехсот лет царствования Императорского Дома Романовых, безусловно, прослеживается. Это и всесторонняя забота о каждой категории нуждающихся с выбором приоритетных направлений помощи, связанных со складывающейся внутриполитической ситуацией и особенностями внешнеполитического положения России в мире. Это использование передовых достижений отечественной и зарубежной науки. Это и христианская забота о духовных нуждах всех сословий и духовном росте благотворителей через воспитание их личным примером служения ближнему. Развитие благотворительной системы в России – большой личный и христианский подвиг представителей Императорского Дома Романовых.
Выставка «Российская благотворительность под покровительством Императорского Дома Романовых», как представляется, будет не только предметом изучения и интереса, но и практическим предложением попробовать свои силы в деле благотворительности. Пример наших великих правителей, пример нашего народа, лепта которого есть во всех начинаниях, упомянутых на этой выставке, и нас должен воодушевить на благотворительные труды.
1 Иоанн Восторгов (1864–1918), протоиерей. Проповедник, миссионер. Расстрелян на Братском кладбище в Москве. Причислен к сонму новомучеников и исповедников Церкви Русской Юбилейным Архиерейским собором в августе 2000 года.
2 Центральный государственный исторический архив г. С.-Петербурга. Ф. 535. Оп. 1. Д. 125. Л. 7.
3 Российский государственный исторический архив. Ф. 472. Оп. 45 (1911). Д. 18. Л. 47а–47б.
Библиографический список
1. Анненкова Э. А. Принцессы Ольденбургские. – Москва, 2014. – 784 с.
2. Благотворительность в России. – Санкт-Петербург, 1907. Т. I. – 882 с.
3. Волков Н. П. Краткий очерк Императорского человеколюбивого общества. – Владикавказ, 1898. – 11 с.
4. Громова А. В. Преемственность и новаторство в благотворительной деятельности Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны // Российская благотворительность под покровительством Императорского Дома Романовых. Каталог выставки. – Москва, 2019. – С. 112–126.
5. Деятельность Красного Креста во время войны // Иллюстрированный календарь Красного Креста на 1911 г. – Санкт-Петербург, 1910. – 594 c.
6. Зимин И. В. Личная благотворительность Членов Императорской Семьи (XVIII – начало XX в.). – Москва, 2018. – 152 с.
7. Козлова Н. В. Общественное призрение и социальная благотворительность в России до эпохи Екатерины II // Российская благотворительность под покровительством Императорского Дома Романовых. Каталог выставки. – Москва, 2019. – С. 14–20.
8. Кононова Т. Б. Благотворительность Императорского Дома. XIX век. Историко-социальный аспект. Дисс. на соиск. уч. ст. докт. наук. – Москва, 2004. – 770 с.
9. Краткий обзор продолжающейся деятельности Российского общества Красного Креста по оказанию помощи раненым и больным воинам. – Петроград, 1916. – 71 с.
10. Оксенюк Е. В. Деятельность Российского Красного Креста в начале XX века (1903–1914). – Москва, 2014. – 200 с.
11. Отчет по исполнению сметы Ведомства учреждений Императрицы Марии. 1915 г. – Петроград , 1916. – 47 с.
12. Отчет по Ведомству детских приютов, состоящих под непосредственным Высочайшим их Императорских Величеств покровительством за 1898 год. – Санкт-Петербург, 1900. – 244 с.
13. Придворный календарь. – Санкт-Петербург,1897. – 554 с.
14. ПСЗ I. Т. 16. № 11 908.
15. ПСЗ I. Т. 27. № 20267.
16. Пояснительное Слово об открываемой в Москве Е.И.В. Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной Марфо-Мариинской обители милосердия. – Москва, 1908 (цит. по: Великая Княгиня Елисавета Феодоровна и Император Николай II. Документы и материалы / Авт.-сост. А. Б. Ефимов, Е. Ю. Ковальская. Санкт-Петербург, 2009. – 847 с.)
17. Российское общество Красного Креста. Исторический обзор деятельности. – Санкт-Петербург, 1902. – 143 с.
18. Россия в Святой Земле. Документы и материалы: в 2 т. Т. 1. – Москва, 2000. – 744 с.
19. Священномученик Иоанн Восторгов. Христианство и социализм. – Москва, 2019. – 160 с.
20. Соколов А., Зимин И. Благотворительность семьи Романовых. XIX – нач. XX вв. – Санкт-Петербург, 2015. – 604 с.
21. Стегний П. В. Истоки российской благотворительности. Эпоха Екатерины Великой // Российская благотворительность под покровительством Императорского Дома Романовых. Каталог выставки. – Москва, 2019. – С. 22–28.
22. Устав Марфо-Мариинской обители милосердия // «Марфо-Мариинская обитель милосердия. 1909–2009. К 100-летию создания Обители». – Москва, 2009. – С. 115–117.
23 Хитров А. А. Императрица Мария Федоровна (София-Доротея Вюртембергская) (1759–1828) – создательница системы благотворительных учреждений призрения в России // Российская благотворительность под покровительством Императорского Дома Романовых. Каталог выставки. – Москва, 2019. – С. 38–48.
24. Хитров А. А. Российская благотворительность под покровительством Дома Романовых: от Александра I до Александра II // Российская благотворительность под покровительством Императорского Дома Романовых. Каталог выставки. – Москва, 2019. – С. 30–36.
25. Школа тюремных надзирательниц в Москве (1899–1901) // Тюремный вестник. – 1911. – № 8–9. – С. 947–957.
26. Шумигорский Е. С. Императорское женское патриотическое общество. Исторический очерк. 1812–1912. – Санкт-Петербург, 1912. – 226 с.
27. ЭСБЕ. Т. XXXVIII (1903). – С. 467–469.