О Поезде Победы «Молотов»

«Поезд Победы «Молотов»» - ретропоезд состоит из паровоза, бронеплощадки, трех грузовых платформ, одной цистерны ГСМ и четырех вагонов. Общая длина поезда – около 160 метров.

Паровоз – подлинный паровоз Эм 726-14 был построен на Луганском паровозостроительном заводе в 1933 году. Во время Великой Отечественной войны был захвачен фашистами, затем отбит Красной Армией и до Победы возил грузы на фронт. На обтекателе паровоза и тендере размещены стенды с инфографикой о работе пермских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны – статистические данные и фотодокументы.

Крытый товарный вагон и грузовая платформа с промышленными станками – на платформе закреплены подлинные металлообрабатывающие станки периода Великой Отечественной войны. На планшетах и пилонах представлены экспозиции с материалами по эвакуации промышленных предприятий и населения оккупированных и прифронтовых регионов в Молотовскую область. Показана уникальная, основанная на архивных документах, статистика по количеству эвакуированных предприятий и населения, а также 20 фотодокументов того времени.

Бронеплощадка ОБ-3 (подвижный макет в натуральную величину) – этот броневагон воссоздан на ПАО «Мотовилихинские заводы» на основе подлинных архивных чертежей и фотографий. Вооружение бронеплощадки ОБ-3 составляло 76,2-миллимитровое орудие и пять пулеметов. На бортовом планшете бронеплощадки представлена инфографика о строительстве бронепоездов на предприятиях Молотовской области в годы Великой Отечественной войны, их конструктивных особенностях и боевом пути, а также пять фотодокументов. Интересным представляется тот факт, что в 1941 – 1942 гг. в Молотовской области было построено шесть бронепоездов, т.е. больше, чем в любой из соседних областей СССР.

Две платформы с боевыми артиллерийскими орудиями. На платформе представлены, изготовленные на Мотовилихинском заводе, пушка А-19 и гаубица-пушка МЛ-20 вместе с информационным пилонами, на которых даны основные тактико-технические данные этих орудий и примеры их боевого применения. Оба эти орудия производились в годы войны только на Мотовилихинском заводе и составляли основу массовой дальнобойной артиллерии Красной Армии.

«Вагон Памяти» - подлинный железнодорожный вагон-мастерская. Снаружи на стене вагона – трафаретное изображение маршрута движения поезда, а также инфографика, показывающая объемы продукции, произведенной для фронта на территории Молотовской области в годы Великой Отечественной войны. Внутри вагона – экспозиции, посвященные деятельности промышленных и сельскохозяйственных предприятий Молотовской области в годы войны, а также Молотовской танковой бригаде Уральского добровольческого танкового корпуса.

Цистерна горюче-смазочных материалов - подлинная цистерна, подготовленная в 1930-е годы в Брянске и перевозившая в годы войны химическую продукцию. На информационном пилоне представлена информация о нефтедобыче и нефтепереработке в Молотовской области в годы Великой Отечественной войны.

Вагон аптека-перевязочная эвакопоезда – уникальный единственный сохранившейся в России санитарный вагон из состава эвакопоезда с полностью сохранившимися внутренними интерьерами. Представлена экспозиция с уникальными материалами по работе медицинских учреждений Молотовской области (больницы, госпитали, учебные заведения) в годы Великой Отечественной войны, а также уникальные экспонаты.

Штабной вагон эвакопоезда – уникальный, так же единственный сохранившейся в России штабной вагон эвакопоезда с полностью сохранившимися внутренними интерьерами. Представлены снаружи информационные планшеты и внутри - экспозиция на тему «Ученые Молотовской области – фронту». В ней даны материалы об известных конструкторах и ученых, работавших в Молотовской области в годы Великой Отечественной войны: А. Д. Швецове (авиационные моторы), С. П. Гуренко (артиллерийские орудия), Д. М. Марко (лекарства) и другие – всего 16 персоналий. В вагоне также оборудованы купе сотрудников поезда с экспонатами.

Фотографии поезда